Геннекен это:

Геннекен
Геннекен

       
ГЕННЕКЕН Эмиль (произносится Эннекен) (Emile Hennequin, 1858—1888) — французский критик. Известность Г. доставила его книга «La critique scientifique» (русск. перев. — «Опыт построения научной критики», СПБ., 1892), в которой он устанавливает основные принципы «эстопсихологического» метода исследования литературных явлений.
       Г. исходит из того положения, что лит-ые произведения следует рассматривать с трех точек зрения: эстетической, психологической и социологической. Исследователь литературы должен прежде всего выяснить особенности эмоций, возбуждаемых данным произведением, и средства (язык, персонажи, сюжет, композиция и т. д.), к-рыми они вызываются; затем обрисовать свойства психики писателя, находящие свое объяснение в особых свойствах его мозга, и наконец установить связь, существующую между художником и обществом. Г. утверждает, что художник не зависит от общественной жизни. Полемизируя с Тэном (см.), он указывает на то, что одна и та же эпоха давала совершенно разных писателей (напр. Л. Толстой и Достоевский), даже одна и та же среда (Еврипид и Аристофан и др.); писатель часто ничего общего со своей эпохой и средой не имеет. Центр тяжести не в них, породивших того или другого художника, а в его таланте. С его появлением начинается «игра притяжений и отталкиваний». Связь художника с обществом заключается лишь в наличии у художника почитателей, поклонников. С точки зрения Г., те произведения оказывают воздействие, к-рые воплощают психические особенности, однородные с психическими особенностями читателя. По памятникам искусства можно восстановить психологию общества, но не потому, что общественная среда обусловливает их появление, а вследствие того, что они группируют вокруг себя людей, родственных по складу психики.
       В игнорировании вопросов генезиса литературных явлений и заключается слабость теории Г. Говоря о взаимоотношениях писателя и его почитателей, Г. однако принужден признать, что то или другое отношение читателя к произведению обусловлено опытом, т. е. теми условиями, в которых читатель живет. Что с точки зрения дворянина — реально, правдиво, то с точки зрения рабочего представляется фальшивым, ложным, и следовательно нехудожественным, — признанием этого Г. по существу сам в значительной мере разрушает свои построения. Если восприятие произведения зависит от условий жизни, то и сама «родственность душ» есть результат этих условий. С другой стороны, если известная психическая организация читателей создается условиями общественной жизни, среды, то нет основания делать исключение и для психической организации писателя. Г. в своей критике тэновской теории влияния общественной среды на художника открыл ее наиболее уязвимые пункты (недифференцированность понятия «общественная среда») и поставил вопросы, к-рые смогло разрешить лишь марксистское литературоведение. Первая задача эстопсихологического изучения — это анализ составных частей произведения: того, что оно выражает, и способа выражения. Вторая — это построение на основе научной психологии психо-физиологической гипотезы, уясняющей при посредстве данных, добытых указанным анализом, интеллект, выражением к-рого эти данные являются. Наконец — исследователь рассматривает всякое произведение как выражение психологии тех, кому оно нравится. При всей социологической неточности этих формулировок в них ценно главное: Г. идет к общественной психологии. В основе его психологического изучения лежит анализ поэтического произведения, того, что оно выражает, и способа выражения. Это сближает методологию Г. с современным научным литературоведением.
       Теория Г. вызвала в свое время интерес среди русских литературоведов. Убедительной критике подверг ее К. К. Арсеньев.

Библиография:

I. Произв. Геннекена, кроме указанных в тексте: «Ecrivains francises» (характеристики Диккенса, Эд. По, Гейне, Достоевского, Толстого), P., 1889 и «Quelques ecrivains francais», P., 1880, вышедшие уже после его смерти.
       

II. Арсеньев К. К., Новый опыт построения научной критики, «Вестник Европы», 1888, XI; Его же, Научная критика и ее применение, «Вестник Европы», 1889, V; Евлахов А. М., Введение в философию художественного творчества, т. III, 1914 (гл. об эстопсихологическом методе); Архангельский А. С., Введение в историю русской литературы, т. I, П., 1916, стр. 96—104.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Смотреть что такое "Геннекен" в других словарях:

  • Геннекен, Иван Петр — (Jean Pierre Hennequin) второй лектор французского языка при Императорском Московском университете; родился во Франции в гор. Меце 1770 г., умер 18 января 1849 года в Москве и погребен на иноверческом кладбище на Введенских горах. Начальное… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Геннекен, Ив. Петров. — лектор фр. яз. Моск. ун. 1820 гг. {Венгеров} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Геннекен, Иван Петров. — 2 й лект. франц. яз. в Моск. универс. 1827 30 г.; † 184? г. {Половцов} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Геннекен Альфред Неокл — (Hennequin) французский драматург (1842 1887), уроженец Бельгии, по профессии инженер. Особенный успех выпал на долю его: Trois chapeaux и Proc è s Veauradieux , комедий, содержание которых слагается из сети интриг и забавных положений.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Геннекен Антуан Луи Мария — (Hennequin) французский писатель и адвокат (1786 1840), один из лучших ораторов своего времени. Убежденный приверженец Бурбонов, он неоднократно выступал защитником легитимистов (в процессах 1832 и 1833 гг., а также по делу герцогини Беррийской) …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Геннекен Виктор Антуан — (Hennequin) сын Антуана Г., французский адвокат и публицист (1816 1854); под влиянием учения Фурье стал одним из горячих пропагадистов его идей, но позже, в сочинениях Sauvons le genre humain (1853), Religion и др., стал явно склоняться к… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Геннекен Филипп Огюст — (Henne quin, 1763 1833) французский исторический живописец, один из лучших учеников Л. Давида. Получив от Парижской академии художеств так называемую римскую премию, был отправлен правительством в Италию, но должен был, когда вспыхнула… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Геннекен Эмиль — (Hennequin) выдающийся французский критик, умерший молодым, в конце восьмидесятых годов, но успевший обратить на себя внимание во Франции и за границей сочинением: La Critique scientifique (П., 1888). Доказывая односторонность критического метода …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Геннекен Альфред-Неокл — (Hennequin) французский драматург (1842 1887), уроженец Бельгии, по профессии инженер. Особенный успех выпал на долю его: Trois chapeaux и Procès Veauradieux , комедий, содержание которых слагается из сети интриг и забавных положений. Главнейшие… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Геннекен Антуан-Луи-Мария — (Hennequin) французский писатель и адвокат (1786 1840), один из лучших ораторов своего времени. Убежденный приверженец Бурбонов, он неоднократно выступал защитником легитимистов (в процессах 1832 и 1833 гг., а также по делу герцогини Беррийской) …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»