Время это:

Время
Время

       «Время»
       

1. «ВРЕМЯ» — журнал братьев Достоевских. Издавался с 1861—1863 вкл. Продолжением «В.» является «Эпоха» (см.). Важен для уяснения общественной идеологии Ф. Достоевского, Ап. Григорьева, так наз. «почвенничества». «В.» продолжало литературно-художественную линию так наз. «молодой редакции» «Москвитянина»; восставая против эстетизма («искусство для искусства»), оно в своем специфическом культе Островского и Пушкина не солидаризировалось и с защитниками формулы «искусство для жизни» («Современником»). «В.» стояло на платформе по существу буржуазного славянофильства и резко выступало против землевладельческого дворянства, а также против верхушечных слоев привилегированной дворянско-бюрократической интеллигенции, — против европеизированного дворянства — «англоманов» из «Русского вестника». Ратуя за свободу личности, печати, торговли, за широкое распространение грамотности, просвещения, «В.», однако, расходится с представителями тогдашней революционной мысли — «Современником» и «Русским словом». От первых «В.» отделяет влечение к докапиталистической Руси, «островщине», культ «народности», неприязнь к Западу, идеалистическое мышление и т. п. От «Современника» — не только стремление к патриархальным формам жизни и национализм, но и общий аполитизм, защита частной собственности, отчужденность от социалистических настроений, культ купца, мещанина, средней городской интеллигенции, при равнодушии к крестьянству и рабочему вопросу и др.
       

2. ВРЕМЯ — основная и непременная предпосылка сюжетного развертывания. Повествование в литературе всегда расположено «во времени», всегда развивается по законам внешней (хронологической) последовательности и внутренней (каузальной) обусловленности настоящего и будущего — прошлым. Искусство поэзии, как и всякое иное тоническое искусство, немыслимо вне временных рамок. Расположение эпизодов сюжета во времени столь же характерно для поэзии, как расположение их в пространстве — для изобразительных искусств.
       В. играет важную роль в организации поэтической структуры, ее стилистического, изобразительного, языкового плана. Любое произведение содержит множество ремарок (см.), характеризующих действия и переживания персонажей со стороны их временной продолжительности, упоминания о взгляде «быстром, как молния», о «мгновенно воцарившейся тишине», о «длительных», кажущихся «бесконечными» паузах в разговоре, о событиях, развернувшихся «вдруг», «внезапно», «неожиданно» и т. д. Эти временные ремарки существенно влияют на языковую ткань поэтических произведений. Роль таких ремарок не ограничивается характеристикой действия; они бесспорно динамизируют повествовательную речь, сообщая ей своеобразные «нервические» оттенки. Чтобы в этом убедиться, достаточно развернуть любую страницу романов Пшибышевского.
       Отчетливее (и в науке разработаннее) влияние В. на тематику произведения. Всякое произведение прикрепляется его автором к определенной эпохе (в историческом романе, например, точно определяемой). Тем самым выдвигается проблема «временного колорита»: точно ли соблюдаются особенности данного момента, или налицо смешение различных исторических эпох, присвоение им позднее возникших черт и подробностей? Анахронизмы Шекспира породили целую литературу. Русских литературоведов одно время серьезно заботила проблема «медвежьей шубы» Чичикова. К какому времени года следовало отнести действие «Мертвых душ», имея в виду летние пейзажи первой части, с одной стороны, и медвежью шубу героя — с другой? Существеннее для суждений о поэтической структуре временная протяженность произведения, к-рая может быть самой различной. Тот факт, что действие «Miserables» Гюго длится семнадцать лет, а действие «Декамерона» Бокаччо продолжается десять дней, — важен для полного уяснения этих структур. Вопросу об «единстве времени» в классической трагедии посвящено немало капитальных исследований (см. Единства), Еще важнее те случаи, когда временные даты и сроки начинают играть в повествовании конструктивную роль. Таков например известный роман путешествий Жюль Верна «Вокруг света в 80 дней». «Восемьдесят дней» представляют собой тематический стержень романа, обусловливают собою его завязку (пари в Британском клубе) и развязку (внезапное открытие, сделанное Паспарту, что путешествие совершено с выигрышем астрономических суток). Не менее существенна роль временных дат и в «Юлии Цезаре» Шекспира. «Мартовские иды», до истечения которых должен умереть Цезарь, представляют собой своеобразный временной символ. Тот же прием воспроизведен (с немалой долей подражания Шекспиру) в «Смерти Иоанна Грозного» Алексея Толстого.
       Всего важнее роль времени в поэтической композиции. Им определяется не только общая протяженность сюжета, но и вся диспозиция его эпизодов. Для детективного романа, например, характерны возвращения в прошлое, констатирование следствия раньше, чем объяснена породившая его причина. В плане чистой архитектоники здесь должны быть упомянуты ускорения и замедления повествовательного темпа, разнообразные ритмические эффекты, перестановки эпизодов, исключительно обильно представленные произведениями Белого или Федина.
       Мы видим, следовательно, что приемы временной организации глубоко проникают собой структуру поэтического произведения.
       Выполняя определенное назначение в системе стиля, временная техника всегда обусловлена бытием и сознанием творящей данный стиль классовой группы. Трудно было бы искать в пьесах Островского быстрых и энергичных темпов развертывания — их не было в самом быту купеческого Замоскворечья с медлительностью и патриархальностью его уклада, с инертностью его психики. С другой стороны, не случайно мы находим эти энергичные и быстрые темпы у драматургов немецкого экспрессионизма — Кайзера, Витфогеля. Они питаются здесь глубочайшими разломами в бытии послевоенной Германии, в психологии той мелкой буржуазии, к-рая обусловила собой творческие устремления экспрессионистов.
       Чтобы дать читателю возможность яснее почувствовать социологическую обусловленность временной техники, сопоставим между собой «Обломова» Гончарова и «Преступление и наказание» Достоевского. Оба произведения датируются почти одной и той же эпохой, но в то время как в «Обломове» изображается борьба между буржуазией крупнокапиталистической и патриархальной, роман Достоевского развертывает перед нами быт и психику мещанской интеллигенции. Герой «Обломова» — патриархальный буржуа, «испуганный жизнью», ушедший в скорлупу сонного благополучия домика на Выборгской стороне. Герой «Преступления и наказания» — интеллигент, падающий на общественное дно, бунтующий против беспощадного социального уклада, заявляющий ему свой протест. Перед нами бытие и сознание двух диаметрально различных классовых группировок. И не случайны поэтому крайне медленные темпы «Обломова» (действие его длится несколько лет), незначительность временных ремарок, обилие временных перерывов в медленно текущем сюжетном потоке, с одной стороны, и предельная временная сгущенность романа Достоевского, с общей амплитудой времени, равной шести суткам, с огромным количеством динамизирующих и ускоряющих перипетии ремарок, с целым рядом временных эффектов, с параллельным развертыванием в одно и то же время двух частей (4 и и 5-й) и т. д. — с другой. Временные приемы различны, ибо различно бытие питающих оба стиля групп, различна их психологическая настроенность и устремленность.

Библиография:
Библиография о В. крайне незначительна. Из работ, трактующих проблему в плане поэтики (формальной), назовем: Томашевский Б. В., Теория литературы, Л., 1925 (4-е изд., 1928). Временной технике Тургенева посвящены несколько страниц в содержательной статье Фишера В. М., Повесть и роман у Тургенева, сб. «Творчество Тургенева», ред. И. Н. Розанова и Ю. М. Соколова, М., 1918. Более подробно разработана техника Достоевского: Слонимский А., «Вдруг» у Достоевского, «Книга и революция», кн. 8(20), 1922. О социологических определителях времени см.: Переверзев В. Ф., Творчество Достоевского (глава «Стиль»), М., 1912; Цейтлин А., Время в романах Достоевского (к социологии композиционного приема), «Родной яз. в школе», М., 1927, кн. V. Из иностранных исследований укажем: Hirt Ernst, Das Formgesetz der epischen, dramatischen und lyrischen Dichtung, Lpz., 1923. Книга Hirtrа ценна тем, что в ней проанализированы характерные отличия времени в лирике, эпосе и драме в отдельности.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

Время
ВРЕМЯ как граммат. термин. Форма, обозначающая отношение времени сочетания признака, выраженного формой сказуемости (см.) или причастием (см.), с субъектом этого признака ко времени речи или мысли. Напр., в словосочетании «стол стоит» формой В. обозначено, что сочетание признака «стоит» с субъектом признака «стол» относится к тому времени, когда сказано или возникло в мысли данное словосочетание, а в словосочетании «стол стоял» формой В. то же сочетание обозначено, как относящееся ко времени, предшествующему данной речи или мысли. В русском яз. в формах сказуемости различаются настоящее, прошедшее и будущее В.; наст. В. обозначает сочетание признака с его субъектом, как одновременное речи или мысли (напр., я пишу, он голоден) или без отношения ко времени речи или мысли (напр., железо ржавеет, лебеди белы); прош. В. — как предшествующее речи или мысли, а буд. В. — как ожидаемое. В., как форма сказуемости, может быть выражено или формой глагола: я пишу, мы читали, вы узнаете и пр. или неглагольным словом без связки (см.) в наст. В. и со связкой в прош. и буд. В.: он болен, он был болен, он будет болен. Кроме слов и сочетаний с формами сказуемости В. различается также у причастий и деепричастий. Глаголы несоверш. вида в русском языке имеют два причастия: настоящего и прошедшего В., а глаголы совершенного вида — одно: прош. В. Формы В. причастий указывают на отношение времени сочетания обозначенного ими признака с его носителем не ко времени речи или мысли, а ко времени предложения (т.-е. ко времени, обозначенному формами сказуемости): наст. В. причастия указывает на одновременность с наст, или буд. врем, предложения, прош. В. несоверш. вида причастия — на время, предшествующее наст, или буд. времени предложения или одновременное с прош. временем предложения; причастие прош. В. соверш. вида — на время, предшествующее любому времени предложения. Кроме того, форма В. причастий отличается от формы В., как формы сказуемости, тем, что обозначает время сочетания признака с его субъектом не как открываемого, а как данного уже в мысли.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925


.

Синонимы:

Смотреть что такое "Время" в других словарях:

  • ВРЕМЯ — (системы измерений). Измерение времени основано на наблюдении периодических процессов. Техническими средствами для измерения времени являются часы и другие приборы. Уже в глубокой древности в основу измерения промежутков времени легли… …   Современная энциклопедия

  • ВРЕМЯ — грамматическая категория глагола, формы которой устанавливают временное соотношение между называемым действием и либо моментом речи (абсолютное время), либо другим названным действием (относительное время) …   Большой Энциклопедический словарь

  • ВРЕМЯ — (философское), форма последовательной смены явлений, состояний материи; смотри Пространство и время …   Современная энциклопедия

  • ВРЕМЯ — в философии форма последовательной смены явлений и длительность состояний материи. См. Пространство и время …   Большой Энциклопедический словарь

  • ВРЕМЯ — ежемесячный литературный и политический журнал. Издавался в Санкт Петербурге в 1861 63 М. М. Достоевским; фактический редактор Ф. М. Достоевский. Орган т. н. почвенников …   Большой Энциклопедический словарь

  • ВРЕМЯ — ежемесячный литературный и политический журнал. Издавался в Санкт Петербурге в 1861 63 М. М. Достоевским; фактический редактор Ф. М. Достоевский. Орган т. н. почвенников …   Большой Энциклопедический словарь

  • Время — Символизирует творение и разрушение. Время порождает все, что было, есть и будет (Бхагавад Гита). Время в своем движении уничтожает мир (Упанишады). Оно также олицетворяет отступление от истины и возврат к ее истокам. Это разрушительная сила и, в …   Словарь символов

  • время — заимств. из цслав. вместо *веремя, ср. укр. веремє вёдро, погода , блр. вереме, др. русск. веремя, ст. слав. врѣмѩ καιρός, χρόνος (Супр.), болг. време, сербохорв. вриjѐме, словен. vreme. Родственно др. инд. vartma ср. р. колея, рытвина, дорога …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • Время Рабочее — время, в течение которого работник в соответствии с распорядком или графиком работы либо условиями трудового договора (контракта) должен выполнять свои трудовые обязанности. Категория рабочего времени выступает в качестве общего для всех видов… …   Словарь бизнес-терминов

  • Время Рабочее Гибкое — время, в течение которого работник в соответствии с распорядком или графиком работы либо условиями трудового договора (контракта) должен выполнять свои трудовые обязанности. Категория рабочего времени выступает в качестве общего для всех видов… …   Словарь бизнес-терминов

  • ВРЕМЯ Измерение — ВРЕМЯ (системы измерения). Измерение времени основано на наблюдении или осуществлении периодически повторяющихся процессов одинаковой длительности; так для измерения больших интервалов времени пользуются годом. Суточное вращение Земли… …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Время, Николаев А. В.. В книге «Время» дана формула структуризации времени, описанная впервые и доказанная на фактическом материале планетарной эволюции и мировой истории.Точная теория, изложенная в… Подробнее  Купить за 718.2 руб
  • Время, Николаев А. В.. В книге «Время» дана формула структуризации времени, описанная впервые и доказанная на фактическом материале планетарной эволюции и мировой истории.Точная теория, изложенная в… Подробнее  Купить за 326.9 руб
  • Время, Николаев А. В.. В книге «Время» дана формула структуризации времени, описанная впервые и доказанная на фактическом материале планетарной эволюции и мировой истории.Точная теория, изложенная в… Подробнее  Купить за 239.4 руб
Другие книги по запросу «Время» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»