Вийон это:

Вийон
Вийон

       
ВИЙОН Франсуа (Francois Villon, (1431—?) — последний и величайший из поэтов французского средневековья. Его фамилия — де Монкорбье (de Montcorbier); B. — его псевдоним — фамилия воспитавшего его родственника, парижского священника. Рожденный и воспитанный в среде парижского мещанства в эпоху обнищания и кризиса Франции после «Столетней войны», В. очутился среди «деклассированных». Будучи студентом Парижского университета и получив в 1452 звание магистра, В. принимал участие в разгульной жизни школяров; грань между богемой и люмпенпролетариатом в XV в. была мало заметной, и вскоре В. оказался замешанным в уголовных преступлениях. В 1456, вследствие участия в крупном грабеже, В. бежал из Парижа; в это время написано им первое крупное произведение — шуточное послание к друзьям «Les legs» («legs» — «статьи», «пункты»), впоследствии названное «Le petit testament» (Малое завещание). Вся последующая жизнь В. проходит в бесконечных скитаниях по Франции в компании подонков общества. Изредка он находил убежище при дворах феодалов (между прочим — герцога Карла Орлеанского — талантливого поэта). В 1461, приговоренный к смертной казни, от к-рой его спасла лишь амнистия, В. создает свои лучшие произведения: «Epitaphe» (Эпитафия), вошедшую в лирический цикл «Codicille», и «Testament» (Завещание), впоследствии названное «Le grand testament» (Большое завещание). Кроме этих произведений В. принадлежит ряд отдельных баллад, недошедшая до нас поэма «Le Romant de Pet-au-Deable» (существование которой некоторыми вообще оспаривается), баллады на воровском жаргоне (dubia). В. умер не позднее 1491, когда вышло первое издание его произведений (крайне неисправное).
       Биография и творчество более тесно связаны у В., чем у какого бы то ни было поэта Франции. Большинство его произведений сочинены «на случай». Таково и крупнейшее его произведение «Testament» (к к-рому примыкают и его мелкие вещи), представляющее синтез всех основных моментов творчества В. Таковыми являются прежде всего контрастность и ирония, лирический субъективизм и крайний сенсуализм (тяготение к чувственной стороне жизни); вся поэтика В. построена на этих моментах, и соответственно им можно различить несколько оттенков в лирических излияниях В. Он — реалист в том смысле, что в его поэзии — большое количество бытовых образов, контрастирующих друг с другом. Ирония и пародийность лежат в основе замысла «Testament»; здесь традиционная форма «поэтического завещания» дается в бурлескном (см. Бурлеска) преломлении: предметом завещания являются безделицы (в связи с его похождениями), вроде вывески кабака, кружки пива, пустого кошелька, а также баллады, вставленные в текст; эта канва прерывается лирическими отрывками, более или менее обособленными (тут сказалось влияние поэта XIII в. Рютбёфас его пародийным «Завещанием осла» (Testament de lasne)). Традиционная, характерная для формалистической и аллегорической поэзии XIV—XV вв. баллада у В. также часто пародийно снижена; в виде пародии дает он и ультранатуралистические картинки попоек, притонов Парижа, говоря от лица кутилы (баллада «Pere Noe» из «Testament»), вышибалы («Ballade, de Villon et de la grosse Margot», там же) и т. под.; в эпизоде с «Прекрасной оружейницей» (там же) поэт детально описывает «увядшие прелести» и сравнивает их с былыми; наконец в «Epitaphe» реальность переходит в гротескную утрировку: говорят повешенные, тела к-рых гниют, глаза к-рых выклевали птицы, и т. п.; к этому присоединено обращение к «людям-братьям», просьба молиться за их души; стираются границы гротеска, пародии и философского размышления (последнее — особенно характерно для В.; оно носит чисто субъективный характер). Свои лучшие лирические пьесы В. создал в этой манере. Назовем знаменитую «Ballade de menus propos» («Testament»; все строки начинаются словами «je connais» — «я знаю», рефрен же — «je connais tout, fors moi-meme» — «я знаю все, но только не себя»), балладу «Contraintes», написанную на конкурс, на заданную тему (где В. пустил крылатое изречение «je riz en pleurs» — «смеюсь сквозь слезы»), «Dialogue entre le cour et le corps» (Диалог сердца и тела), проникнутый глубоким пессимизмом, как и знаменитая «Ballade de dames du temps jadis» (Баллада о дамах былых времен, в «Testament», с рефреном «Mais o sont les neiges dantan?» — «но где же прошлогодний снег?»). Наконец любопытна помещенная в «Testament» молитва в форме баллады от имени матери В., простой, набожной женщины, создающая один из сильнейших контрастов в «Testament». Все перечисленные черты творчества В. отражают его социальный облик — облик буржуа XV в., обладающего образованием (по современной терминологии — «интеллигента-горожанина»), но ставшего «босяком», оторвавшегося от своего класса, своеобразного «беспочвенника» (dracine), как говорил впоследствии Баррес (см.), чувствующего неизбежность своего «падения». Отсюда его пессимизм, раздвоенность и контрастность его творчества. В. почти не выражает в своей поэзии социального протеста (за исключением эпизода с Александром Македонским в «Testament»), и социальная значимость его творчества, ультрасубъективного по своему характеру, — в картинах нищеты, порока, к-рых так много в его произведениях («Legs», «Testament», а также в воровских балладах). Сильное влияние на реализм и пародийность В. оказали поэты-буржуа XIII—XIV вв. (Рютбёф, Ж. де Мён — автор «Романа о розе»), фаблио, а также, как доказано в последнее время, фламандский фольклор с его натурализмом; на философскую сторону творчества Вийона повлияли поэты XIV в. (Эст. Дешан, Кр. де Пизан, Ал. Шартье). В свою очередь, громадное влияние В. оказал на поэтов конца средневековья и начала Возрождения (Пьер Грэнгуар, Клеман Маро, даже Раблэ), а затем влиял на сатириков и реалистов XVII в. (Матюрен Ренье, Ла Фонтен, отчасти Мольер). С похвалой отзывались о В. Буало и Вольтер; в XIX в. В. поклонялись и романтики (Т. Готье) и Беранже, сильно напоминающий В.; среди парнасцев особенно близки к В. по характеру своей поэзии Ж. Ришпэн, М. Роллина; немало общего с В. у Верлена и его друга Трист. Корбьера. Своей популярностью в Англии В. обязан прерафаэлитам и Р. Стивенсону. В XX в. В. посвящены крупные художественные произведения: новелла — Эдшмида «Herzogin» (1912) (сб. «Timour», перев. на русск. яз. М. Елагиной, Гиз, М. — Л., 1923) и роман Ф. Карко (см.) «Le Roman de Francois Villon» (1926) (есть русск. перев.).

Библиография:

I. Из многочисленных русских переводов лучший — Эренбурга И. Г., Отрывки из «Большого завещания», баллады и разные стих. Ф. Вийона, изд. с введением переводчика, М., 1916. Лучшие комментированные издания В.: Thuasne, P., 1923; Dimier L., P., 1927.
       

II. Веселовский Ю., Фр. Вийон и его значение в истории французской поэзии, Журн. МНП., 1897, VII; перепеч. в его «Литературных очерках», т. I, изд. 2-е, М., 1910; Мандельштам О., «О поэзии», Л., 1928 (ст. о Вийоне); Gautier Th., Grotesques, P., 1844; Stevenson R. L., F. Villon, L., 1891 (на англ. яз.; франц. перев. в журн. «Europe», P., 1928); Gaston Paris, F. Villon, P., 1901; Champion P., Villon, P., 1913; Его же, Histoire poetique du XV-е siecle, t. II, P., 1924.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

Вийо́н
(villon) Франсуа (1431, Париж – не ранее 1463, год и место смерти неизвестны), французский поэт. О его жизни в основном известно из его собственных произведений, но сведения не вполне достоверны: поэт стремился окружить своё имя легендами. Неизвестно и его подлинное имя: «Вийон» – фамилия усыновившего его священника, а в официальных документах того времени поэт обозначен как «Франсуа из Монтербье», «из Мулькорбье», а также «из Монкорбье» (этот вариант утвердился в современных справочниках). Однако основные факты биографии установлены: с 1443 г. учился в Парижском ун-те, который закончил в 1452 г. магистром искусств; потом до 1457 г. общался со школярами, с ворами, с представителями городских «низов» (к этому периоду относятся и ранние стихотворения, и столкновения с законом); в 1457—61 гг. скитался по Франции, скрываясь от парижского правосудия; в 1462 г. вернулся в Париж, но попал в тюрьму по обвинению в краже и был приговорён к повешению; в 1463 г. помилован, но выслан из Парижа. О дальнейшей жизни сведений нет.

Иллюстрация к «Балладе о повешенных» Ф. Вийона. 15 в.
Иллюстрация к «Балладе о повешенных» Ф. Вийона. 15 в.

 
Перу Вийона принадлежат: состоящая из 40 строф поэма «Лэ» (1456), повествующая о «школяре Вийоне», который, не в силах вынести мук любви, собирается убежать из Парижа в Анжер и шутки ради «завещает» знакомым отсутствующие у него вещи (поэтому поэму часто называют «Малым завещанием»); цикл баллад на жаргоне (предположительно – ранее 1462; сохранилось 11 текстов), в которых поэт примеряет на себя речевую «маску» вора; поэма «Завещание» (1461—62; известна как «Большое завещание»), состоящая из 186 строф, которые перемежаются различными балладами и рондо, и более пространно развивающая как центральную тему предшествующего сочинения, так и драматический рассказ о судьбе автора; наконец, стихотворения, написанные в разные годы, преимущественно баллады. Поэтическая техника Вийона была отточена до блеска: он умело обращался с жанрами и формами лирической поэзии предшествующих веков (жалобой, молитвой, посланием, эпитафией), как правило перелицовывая традиционно сопутствующие жанрам темы, мотивы, образы. Любил стилистические и языковые эксперименты: то тщательно копировал необычный стиль речи («Баллада на старофранцузском»), то переиначивал расхожие фразеологизмы («Баллада пословиц»), то строил целые произведения на каламбура х (триолет «Жанэн л’Авеню»). Часто пользовался формой акростиха («Баллада подружке», «Баллада для Робера д’Эстутвиля») и складывал текст из парадоксальных сентенций («Баллада истин наизнанку», «Баллада состязания в Блуа»). Но его новаторство проявляется прежде всего в естественном, гармоничном сочетании старых канонов стихосложения, условности которых он соблюдал, – и широкого охвата изображаемых реалий современной жизни.
Для авторов 16 в. поэт-школяр уже стал личностью легендарной. Ф. Рабле рассказал о нём две анекдотические истории в 4-й книге «Гаргантюа и Пантагрюэля». С появлением П. Ронсара и др. поэтов «Плеяды» о его творчестве стали забывать, но в 19 в. поздние французские романтики (в первую очередь Т. Готье) пробудили к нему интерес читателей. В 1910-х гг. стихи поэта переводили на рус. язык И. Г. Эренбург и Н. С. Гумилёв, а О. Э. Мандельштам написал о нём эссе.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


.

Смотреть что такое "Вийон" в других словарях:

  • Вийон — Вийон, Франсуа Франсуа Вийон фр. François Villon Франсуа Вийон. Гравюра из издания «Большого завещания» 1489 г. Имя при рождении: де Монкорбье (de Montcorbier) …   Википедия

  • Вийон —         Вильон (Villon) Франсуа [настоящая фамилия Монкорбье или де Лож (Montcorbier, de Loges)] (р. между 1.4.1431 и 19.4.1432, Париж, год и место смерти неизвестны], французский поэт. Воспитывался приёмным отцом капелланом Гийомом де Вийоном,… …   Большая советская энциклопедия

  • Вийон — Жак (Villon, Jacques), наст. имя Дюшан, Гастон (Duchamp, Gaston) 1875, Данвиль 1963, Пюто. Французский живописец и график. Получил первые уроки рисунка и гравюры у своего деда, художника Эмиля Николя. По окончании классической гимназии в Руане… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • ВИЙОН — см. ВИЛЛОН …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Вийон, Франсуа — ВИЙОН (Вильон) (Villon) Франсуа (1431 или 1432 после 1463), французский поэт. В поэмах “Малое завещание” (1456), “Большое завещание” (1462), балладах, отмеченных ясностью и простотой стиля, парадоксальностью образов, нашли отражение сцены из… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ВИЙОН (Villon) Франсуа — (1431 или 1432 после 1463) французский поэт. В поэмах Малое завещание (1456), Большое завещание (1462), насыщенных автобиографическими намеками, нашли отражение сцены из жизни парижских низов; мотивы смерти сочетаются с дерзким прославлением… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Вийон Франсуа — Вийон, Вильон (Villon) Франсуа [настоящая фамилия ‒ Монкорбье или де Лож (Montcorbier, de Loges)] (р. между 1.4.1431 и 19.4.1432, Париж, ‒ год и место смерти неизвестны], французский поэт. Воспитывался приёмным отцом капелланом Гийомом де Вийоном …   Большая советская энциклопедия

  • Вийон, Франсуа — Франсуа Вийон фр. François Villon Франсуа Вийон. Гравюра из издания «Большого завещания» 1489 г. Имя при рождении: де Монкорбье (de Montcorbier), Монкорбье (Montcorbier) или де Лож (des Loges)) …   Википедия

  • Вийон Ф. — Франсуа Вийон. Гравюра из издания «Большого завещания» 1489 г. Франсуа Вийон (фр. François Villon) (настоящая фамилия  де Монкорбье (de Montcorbier), Монкорбье (Montcorbier) или де Лож (des Loges)); родился между 1 апреля 1431 и 19 апреля 1432,… …   Википедия

  • Вийон Франсуа — Франсуа Вийон. Гравюра из издания «Большого завещания» 1489 г. Франсуа Вийон (фр. François Villon) (настоящая фамилия  де Монкорбье (de Montcorbier), Монкорбье (Montcorbier) или де Лож (des Loges)); родился между 1 апреля 1431 и 19 апреля 1432,… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Вийон» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»