Верфель

Верфель
Верфель

       
ВЕРФЕЛЬ Франц (Franz Werfel, 1890—) — немецкий писатель, один из крупнейших представителей немецкого экспрессионизма. Творческий путь Верфеля очень типичен, — его прошли многие художники этого направления, с такой пышностью развернувшегося в послевоенной Германии. В. выступил со своими первыми стихами в предвоенные годы. Сборники «Друг мира» (Weltfreund, 1911) и «Мы существуем» (Wir sind, 1913) показывают нам поэта, стремящегося преодолеть индивидуализм, охваченного желанием разрушить перегородки, отделяющие человека от человека. Вместе с этим в поэте растет сознание одиночества, тщетности всех попыток общения. Он находит выход в богоискательстве, но и это не приводит в порядок его счетов с жизнью. В. стоит все время под знаком кризиса, глубокого разлада с действительностью. В драме «Троянки» (Troerinnen, 1915), представляющей модернизацию классического текста (Еврипид), Верфель дал выразительное изображение внутренней опустошенности, характеризовавшей его настроения (героиня трагедии — Гекуба — продолжает жить, хотя все для нее утратило смысл и оправдание). Сборник стихов «День суда» (Gerichtstag, 1919) показывает, как значительно углубились к этому времени пессимистические настроения В., каким резким и обнаженным стал внутренний кризис поэта. Годы войны были жестоким уроком для В. В «Дне суда» мы встречаемся с судорожными, разорванными очертаниями. Стихи В. утрачивают отличавшее их ранее спокойствие, они становятся исступленными, приобретают исключительную напряженность. Особой выразительностью отличаются здесь стихи о войне, которую автор воспринял как символ уродливости и нелепости мира. С новой силой охватывают В. богоискательские и правдоискательские настроения. Он оставляет в стороне свои прежние попытки найти дорогу к людям, он не мечтает больше о братстве, — он ставит теперь единственной целью своих исканий — себя самого. Уйти в себя, самому освободиться от всех проклятых соблазнов мира, в себе самом создать нового человека — вот задача, к-рую он себе ставит.
       В «Человеке из зеркала» (Spiegelmensch, 1920) с большой яркостью выявились эти настроения. Характерно самое построение этой «магической трилогии»: герой ее Тамал живет двойной жизнью (он сам и его отражение в стекле), между двумя разветвлениями одной личности возникает ожесточенная борьба: с одной стороны — все косное, уродливое, отвратительное, связанное с реальным бытием, с другой — все чистое, духовное, идеальное. Столкновению, внутренней борьбе этих двух начал посвящена драма. Она чрезвычайно типична для Верфеля. Мучительная раздвоенность, беспочвенность характеризует мелкобуржуазного художника, осознавшего классовые противоречия капиталистического общества, но бессильного, неспособного притти к революционным выводам. Ему остается область тщетных исканий, мистических взлетов, беспочвенного морализирования. Противоречие между его классом, придавленным и теснимым, и между капиталистической действительностью он выражает в мотиве двойничества, раскалывая внутренний мир своего героя на две разделенные непроходимой пропастью половины — отвратительная, проклятая реальность, которую он преодолевает аскетическим самоощущением, и мир чистого духа. В драме «Швейгер» (Schweiger, 1922) Верфель возвращается к своему излюбленному мотиву двойничества. Здесь снова он показывает человека с двойным существованием, снова раскрывает трагедию неизбежного столкновения между миром реальной действительности и миром духа. Всего два года разделяют драмы «Человек из зеркала» и «Швейгер», но разница между ними многозначительна. От совершенно отвлеченных, обнаженно-философских построений В. переходит в область быта, в его произведения со всей силой врывается бытовая действительность. Драма «Швейгер» развертывается в обстановке конкретной правды быта. Современная буржуазная Германия с борьбой партий и мировоззрений показана здесь. Этот шаг Верфеля к изображению быта, эта его попытка спуститься с высот духа на конкретную почву очень характерна. Она знаменует собой целый поворот в его творчестве. Такие книги, как «Верди» (Verdi, 1924), «Смерть мелкого буржуа» (Tod des Kleinburgers, 1927) и «Тайна одного человека» (Geheimnis eines Menschen, 1927), дают совершенно новое направление творчеству В. Если не забыты, то во всяком случае очень смягчились его болезненные противоречия с действительностью. Мистик и богоискатель, экстатический проповедник самоочищения превращается здесь в хладнокровного психолога, болезненная нервность красок сменяется чрезвычайно четкой и уверенной манерой повествования. Поворот В. отнюдь не случаен; среди художников экспрессионизма наблюдается за последние годы массовое приспособление к условиям капиталистической стабилизации, массовое «успокоение» еще недавно взволнованных бунтарей и непротивленцев. Искусство мелкобуржуазных художников перевооружается в связи с изменившимися обстоятельствами. Верфель не порвал со своим прошлым окончательно. Черты правдо- и богоискательства в его творчестве стали лишь менее напряженными. В драмах «Хуарец и Максимилиан» (Juarez und Maximilian, 1925) и «Павел у иудеев» (Paulus unter den Juden, 1927) мы имеем образцы этого нового курса. Образец спокойного психологизма являет собой и последний роман В. — «Der Abiturienten-Tag» (Однокашники), 1928.

Библиография:

I. Человек из зеркала, П., 1922; Не убийца, а убитый виновен, П., 1924; Верди, М., 1925; Смерть мещанина, Л., 1927; Однокашники, М. — Л., 1929.
       

II. Глава в книге Фриче В. М., Западно-европейская литература XX в., М. — Л., 1926; Karr A., Die Welt im Drama, 5 Bde, Berlin, 1917; Martens R., Die deutsche Literatur unserer Zeit, Berlin, 1921; Naumann H., Die deutsche Dichtung der Gegenwart, Stuttgart, 1923; Specht R., Franz Werfel, Berlin, 1926; Haas W., Gesprach mit Werfel, «Die literarische Weit, 8/I, 1926; Глава в книге Soergel A., Dichtung und Dichter der Zeit, Neue Folge, Im Banne des Expressionismus, Lpz., 1926.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Верфель" в других словарях:

  • Верфель Ф. — Франц Верфель, фотография Карла Ван Вехтена Франц Верфель (нем. Franz Werfel, 10 сентября 1890, Прага, Австро Венгрия 26 августа 1945, Беверли Хиллз, США) австрийский поэт, романист и драматург. Содержание 1 …   Википедия

  • ВЕРФЕЛЬ (Werfel) Франц — (1890 1945) австрийский писатель. Экспрессионистские мотивы (в лирике) сменяются социально критическими тенденциями: Роман Сорок дней Муса Дага (1934). Роман Песнь о Бернадетте (1941) и др. католической ориентации …   Большой Энциклопедический словарь

  • Верфель Франц — Верфель (Werfel) Франц (10.9.1890, Прага, ‒ 26.8.1945, Беверли Хилс, Калифорния), австрийский писатель. Учился в немецком университете в Праге. В сборниках стихов «Друг мира» (1912), «Мы существуем» (1913), «День суда» (1919) обличал ужасы войны …   Большая советская энциклопедия

  • ВЕРФЕЛЬ Франц — (Werfel, Franz) (1890 1945), австрийский писатель. Родился 10 сентября 1890 в Праге. Во время Первой мировой войны служил в австрийской армии. Когда в 1938 Германия аннексировала Австрию, Верфель перебрался во Францию, откуда в 1940 уехал в США.… …   Энциклопедия Кольера

  • Верфель, Франц — Франц Верфель Franz Werfel Франц Верфель, фотография Карла Ван Вехтена Да …   Википедия

  • Верфель Франц — Франц Верфель, фотография Карла Ван Вехтена Франц Верфель (нем. Franz Werfel, 10 сентября 1890, Прага, Австро Венгрия 26 августа 1945, Беверли Хиллз, США) австрийский поэт, романист и драматург. Содержание 1 …   Википедия

  • Верфель, Франц — (Werfel), (1890 1945), австрийский писатель. Родился 10 сентября 1890 в Праге. Учился в Немецком университете в Праге. После 1 й мировой войны переехал в Вену, где женился на вдове композитора Густава Малера. Лирический поэт, обличавший ужасы… …   Энциклопедия Третьего рейха

  • Верфель Франц — (Werfel) (1890 1945), австрийский писатель. С 1938 в эмиграции. Зачинатель экспрессионизма (сборники стихов «Друг человечества», 1912, «Мы суть», 1913; драмы, в том числе переложение «Троянок» Еврипида, 1913; «магическая трилогия» «Человек из… …   Энциклопедический словарь

  • Верфель, Франц — (Werfel, Franz) (10.09.1890, Прага 26.08.1945, Беверли Хиллс, Калифорния)    австрийский поэт, драматург, прозаик, эссеист. Сын богатого коммерсанта, Верфель получил хорошее образование, учась в Праге, где познакомился с М.Бродом* и Ф.Кафкой*,… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Верфель — (Werfel)         Франц (10.9.1890, Прага, 26.8.1945, Беверли Хилс, Калифорния), австрийский писатель. Учился в немецком университете в Праге. В сборниках стихов «Друг мира» (1912), «Мы существуем» (1913), «День суда» (1919) обличал ужасы войны.… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»