Вересаев это:

Вересаев
Вересаев

       
ВЕРЕСАЕВ (1867—) — псевдоним известного современного писателя Викентия Викентьевича Смидовича. Р. в гор. Туле в семье врача-общественника. Окончив классическую гимназию, он поступает на историко-филологический факультет СПБ. университета и в 1888 получает звание кандидата исторических наук. Едет потом в Дерпт изучать медицину. В 1894 — он врач и приступает в родном городе к медицинской деятельности. Скоро переезжает в Петербург. В годы бездорожья, разочарований, пессимизма находит путь к марксизму и рабочим, примыкает к литературному кружку марксистов (Струве, Туган-Барановский, Неведомский, Маслов, Калмыкова и др.) и сотрудничает в журналах: «Новое слово», «Начало», «Жизнь». В 1904, во время русско-японской войны, его призывают на военную службу, и он отправляется на поля далекой Манджурии. Началом литературой деятельности В. следует считать конец 1885, когда он помещает в «Модном журнале» стихотворение «Раздумье». Писатель сложился на грани двух эпох: он начал писать, когда потерпели крушение и утратили свою обаятельную силу идеалы народничества, а в жизнь стало упорно внедряться марксистское мировоззрение, когда дворянско-крестьянской культуре была противопоставлена буржуазно-городская культура, когда город был противопоставлен деревне, а пролетариат — крестьянству. Творчество писателя этого времени — переход от 80-х гг. к 900-м, от Чехова к Горькому. В своей автобиографии В. пишет: «Пришли новые люди, бодрые и верящие. Отказавшись от надежд на крестьянство, они указали на быстро растущую и организующуюся силу в виде фабричного рабочего, приветствовали капитализм, создающий условия для развития этой новой силы. Кипела подпольная работа, шла агитация на фабриках и заводах, велись кружковые занятия с рабочими, ярко дебатировались вопросы тактики... Многих, кого не убеждала теория, убедила практика, в том числе и меня... Летом 1896 вспыхнула знаменитая стачка ткачей, поразившая всех своей многочисленностью, выдержанностью и организованностью». Ближе к 1905 общество и литературу охватил революционный романтизм и зазвучала песнь «безумству храбрых»; В. не увлекся «возвышающим обманом», он не убоялся «тьмы низких истин». Во имя жизни он дорожит истиной и без всякого романтизма рисует те пути и дороги, которыми шла демократическая интеллигенция, связанная с прогрессивно-демократической мыслью и революционным движением. Поэтому В. и зовут художником-историком русской интеллигенции. Его творчество действительно отражает этап за этапом в развитии русской интеллигенции. Эти этапы отмечены даже в самом заглавии его произведений.
       В 1894 была написана повесть «Без дороги». Автор дает картину мучительных и страстных поисков молодым поколением (Наташа) смысла и путей жизни, обращается за разрешением «проклятых вопросов» к старшему поколению (врач Чеканов) и ждет ясного, твердого ответа, а Чеканов бросает Наташе тяжелые, как камни, слова: «Ведь у меня ничего нет. К чему мне честное и гордое миросозерцание, что оно мне дает? Оно уже давно мертво». Чеканов не хочет признать, «что он безжизненно нем и холоден; однако обмануть себя он не в состоянии» и погибает. В годы бездорожья, когда героически пала после уничтожения Александра II «Народная воля», интеллигенция действительно мучилась угрызениями совести, особенно под вопрошающим натиском молодежи, жаждущей полезной и разумной общественной деятельности, но не знающей, с чего и как начать. Такая полоса длилась целое десятилетие. За 90-е годы происходят события: создаются марксистские кружки, появляются «Критические заметки об экономическом развитии России» Струве, выходит книга Бельтова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», вспыхивает известная стачка ткачей в Петербурге, выходит марксистское «Новое слово», потом «Начало» и «Жизнь». В 1897 В. дает повесть «Поветрие». Наташа уже не томится «беспокойными исканиями», «она нашла дорогу и верит в жизнь», «от нее так и веет бодростью, энергией, счастьем». Повесть зарисовывает полосу, когда молодежь в своих кружках набросилась на изучение марксизма и пошла с пропагандой идей социал-демократии в рабочие массы, — на заводы и фабрики.
       К началу столетия развертывается борьба между революционным и легальным марксизмом, между ортодоксами и ревизионистами, между «политиками» и «экономистами». В декабре 1900 начинает выходить «Искра». Организуются группы социалистов-революционеров, раздаются выстрелы Карповича и Балмашева. Выходит «Освобождение» — орган либеральной буржуазии. Общество увлекается индивидуалистической философией Ф. Ницше, частью зачитывается кадетско-идеалистическим сборником «Проблемы идеализма». Происходит идеологическое и психологическое расслоение интеллигенции. Этот процесс нашел свое отображение в повести «На повороте», вышедшей в конце 1902. Варвара Васильевна не мирится с медленным и стихийным подъемом рабочего движения, историческая закономерность ее раздражает, хотя она и сознает: «я — ничто, если не захочу признать этого стихийного и его стихийности». Она не хочет чувствовать себя второстепенной, подчиненной силой, придатком к рабочему классу, каковым в свое время были народники по отношению к крестьянству. Правда, теоретически Варя остается прежней марксисткой, но мироощущение ее надломилось, изменилось. Она глубоко страдает и, как человек большой, глубокой искренности и совести, кончает самоубийством, сознательно заразившись у постели больного. В Токареве психологический распад выражен сильнее, ярче. Он мечтает об изящной жене, усадьбе, уютном кабинете и «чтобы все это покрывалось широким общественным делом» и не требовало больших жертв. В нем нет внутреннего мужества Вари, свое отступление он прикрывает ревизионистской теорией, философствуя, что в учении Бернштейна «больше настоящего реалистического марксизма, чем в правоверном марксизме». Сергей — с налетом ницшеанства, он верит в пролетариат, чтит его, «но он хочет прежде всего верить в себя». Он, как и Варя, гневно обрушивается на стихийность. Таня — полна энтузиазма, самоотверженности, она готова на борьбу со всем жаром своего молодого сердца. Без особого анализа отчетливо видны психологические сдвиги в рядах интеллигенции: примиряющийся Токарев, усомнившаяся Варя, уверенная Таня; чувствуется столкновение марксистской, эсеровской и ницшеанской идеологий. Бернштейн спорит с Марксом.
       Война и пятый год нашли отражение в записках «На войне». Пронеслась революционная буря пятого года. Наступила реакция. Началась переоценка ценностей. Многие из интеллигенции разочарованно отошли от революционной работы. Крайний индивидуализм, пессимизм, мистика и церковность, эротизм окрасили эти годы. В 1908, в дни торжества Санина и Передонова, выходит повесть «К жизни». Чердынцев, видный и деятельный социал-демократ, в момент распада, утратив ценность и смысл человеческого существования, страдает и ищет утешения в чувственном наслаждении, но все напрасно. Внутренняя сумятица проходит лишь в общении с природой и при связи с рабочими массами. Поставлен острый вопрос тех лет о взаимоотношениях интеллигенции и массы, «Я» и человечества вообще.
       В первые годы Октябрьской революции интеллигенция настолько растерялась, что совершенно не поняла смысла совершившегося переворота и пошла за контрреволюцией. Эту смутную и печальную пору писатель отразил, выпустив в 1922 роман «В тупике». Дано семейство Сартановых. Иван Иванович, ученый, демократ, вообще ничего не понимает в развернувшейся исторической драме; дочь его Катя, меньшевичка, беспомощно шатается из стороны в сторону, не зная, что делать. Оба — по одну сторону баррикады. Другая дочь, Вера, и племянник Леонид — коммунисты, они — по другую сторону. Трагедия, столкновения, споры, беспомощность, тупик.
       Такова написанная В. художественная история русской интеллигенции за последние сорок лет.
       В. — историк интеллигенции, но у него есть вещи о рабочих и крестьянах, правда случайные и для его творчества не характерные. В повести «Конец Андрея Ивановича», в очерке «На мертвой дороге» и в ряде других произведений писатель дает изображение рабочего на первой стадии развития его классовой сознательности. В прекрасном очерке «Лизар» рисуется власть денег над деревней. Деревне посвящено еще несколько очерков. Особо стоят нашумевшие в свое время «Записки врача», в которых автор с величайшей искренностью анализирует нравственные мучения молодого врача и вскрывает его сомнения, затруднения и беспомощность на работе. Большой интерес представляет работа о Достоевском, Толстом и Ницше, озаглавленная «Живая жизнь» (две части). Это теоретическое оправдание повести «К жизни»; здесь автор вместе с Толстым проповедует: «Жизнь человечества — это не темная яма, из которой оно выберется в отдаленном будущем. Это светлая, солнечная дорога, поднимающаяся все выше и выше к источнику жизни, света и целостного общения с миром!..» «Не прочь от жизни, а в жизнь, — в самую глубь ее, в самые недра». Единство с целым, связь с миром и людьми, любовь — вот основа жизни.
       За годы революции вышли работы В.: «В юные годы» (Воспоминания); «Пушкин в жизни»; переводы с древнегреческого: «Гомеровы гимны», «Работы и дни» Гезиода.
       По манере письма В. — реалист. Выдающимся художественным мастерством он не обладает, нередко публицистика вытесняет образ, а разговор заменяет действие. Что особенно ценно в творчестве писателя, — это его глубокая правдивость в отображении среды, лиц, а также любовь ко всем, мятежно ищущим разрешения социального вопроса. Его герои даны не столько в процессе борьбы, работы, сколько в поисках путей жизни.

Библиография:
II. Кранихфельд В., В. В. Смидович, «История русской литературы», Под редакцией Овсянико-Куликовского, т. V, М., 1908—1912; Львов-Рогачевский, В. В. Вересаев, «Русская литература XX в.», под редакцией С. Венгерова, т. I, М., 1914; Неведомский М., Зачинатели и продолжатели, П., 1919; Луначарский А. В., Этюды, М. — П., 1922.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

Вереса́ев
(настоящая фамилия Смидович) Викентий Викентьевич (1867, Тула – 1945, Москва), русский писатель, литературовед, переводчик. Сын известного в Туле врача; мать Вересаева организовала у себя в доме первый в городе детский сад. В 1875—84 гг. учился в Тульской гимназии (окончил с серебряной медалью). В 1888 г. окончил историко-филологический ф-т Петербургского ун-та, в 1894 г. – медицинский ф-т Дерптского ун-та. Всю жизнь занимался врачебной практикой. Начал публиковаться как поэт в 1895 г. Создал цикл произведений о рус. интеллигенции, её умонастроениях и исканиях на рубеже 19–20 вв.: повесть «Без дороги» (1895), раскрывающая трагедию народника – земского врача, чьи идеалы оказались опровергнуты действительностью; рассказ «Поветрие» (1898), героиня которого ищет выход из идейного тупика в марксизме; повесть «На повороте» (1902), отражающая подъём революционного движения в России и одновременно отход от него значительной части либеральной интеллигенции. Безусловный приверженец демократических и реалистических тенденций рус. литературы, Вересаев много пишет о тяготах жизни трудового народа – крестьян (рассказы «Лизар», «К спеху», «В сухом тумане», все – 1899; «Ванька», 1901; «В степи», 1902; и др.), фабричных рабочих и ремесленников (рассказ «На мёртвой дороге», 1896; повесть «Два конца»: «Конец Андрея Ивановича» (1899) и «Конец Александры Михайловны» (1903). Широкую известность принесли Вересаеву автобиографические «Записки врача» (1901), посвящённые сложным нравственным, психологическим, социальным и профессиональным проблемам, стоящим перед молодым и честным медиком, которого сама логика жизни превращает в противника существующих порядков. Участник (в качестве врача) Русско-японской войны 1904—05 гг., Вересаев в «Рассказах о войне» (1906) и публицистических очерках «На войне. (Записки)» (1907—08) запечатлел как героизм рус. солдат и офицеров, так и процесс разложения царской армии. Основной темой последующих произведений Вересаева (повести «К жизни», 1909; романов «В тупике», 1923—24; «Сёстры», 1933; и др.) остаются судьбы рус. интеллигенции, главным образом в её отношении к революции и советской власти. Член возникшего в 1890-е гг. демократического литературного кружка «Среда», руководимого Н. Д. Телешовым, автор сборников издательства «Знание», возглавляемого М. Горьким, Вересаев стал инициатором создания в 1912 г. и был до 1918 г. (с перерывами в 1914—17 призывался в действующую армию) главой знаменитого в своё время «Книгоиздательства писателей в Москве». Не без влияния путешествий в Италию, Грецию и Египет (1907, 1909—10) Вересаев в своей философско-критической работе «Живая жизнь» (ч. 1– «О Достоевском и Льве Толстом», 1910; ч. 2 – «Аполлон и Дионис (О Ницше)», 1914) выступает, вопреки «мрачному» миру, «страсти к мучительству» Ф. М. Достоевского и пессимизму Ф. Ницше, сторонником «органически радостного» жизнечувствования, естественного проявления «здоровых инстинктов» человека.

В. В. Вересаев. Портрет работы С. Малютина. 1919 г.
В. В. Вересаев. Портрет работы С. Малютина. 1919 г.

 
Особый интерес вызывают составленные исключительно из документальных источников литературоведческие труды Вересаева «Пушкин в жизни» (1925—26), «Спутники Пушкина» (т. 1–2, 1937), «Гоголь в жизни» (1933), а также мемуары писателя, отличающиеся свойственным ему вниманием к идейной борьбе современников («В юные годы», 1927; «В студенческие годы», 1929; «Невыдуманные рассказы о прошлом», 1941—45; «Записки для себя» (опубл. в 1968). Вересаеву принадлежат также блестящие переводы античных поэтов – Архилоха, Сапфо, т. н. «Гомеровых гимнов».

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


.

Смотреть что такое "Вересаев" в других словарях:

  • Вересаев — Вересаев, Викентий Викентьевич Вересаев Викентий Викентьевич в 1913 Дата рождения: 16 января …   Википедия

  • Вересаев — Отчество от прозвища Вересай, возможно, из диалектного вересить (по В.И.Далю арханг.) курить, дымить, чадить . (Н) (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) Вересаев Отчество от прозвища Вересай, возможно, из диалектного вересить (по …   Русские фамилии

  • ВЕРЕСАЕВ — (настоящая фамилия Смидович) Викентий Викентьевич (1867 1945), русский писатель. Повести об исканиях интеллигенции на рубеже 19 20 вв.: Без дороги (1895), Записки врача (1901). Критико философские произведения о Ф. М. Достоевском, Л. И. Толстом.… …   Русская история

  • ВЕРЕСАЕВ — ВЕРЕСАЕВ, В., псевдоним Викентия Ви кентьевича Смидовича, беллетрист, публицист, врач. Род. в 1867 г. в Туле. В 1888 году окончил филологический факультет Петербургск. ун ia в 1894 г. мед. фя культет Юрьевского ун та. В 1892 г., еще студентом,… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Вересаев — (псевдоним; настоящая фамилия Смидович)         Викентий Викентьевич [4(16).1.1867, Тула, 3.6.1945, Москва], русский советский писатель. Родился в семье врача. В 1888 окончил историко филологический факультет Петербургского университета, в 1894… …   Большая советская энциклопедия

  • Вересаев — псевдоним В. В. Смидовича (см.). {Брокгауз}  Вересаев [1867 ] псевдоним известного современного писателя Викентия Викентьевича Смидовича. Род. в гор. Туле в семье врача общественника. Окончив классическую гимназию, он поступает на историко… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Вересаев — псевдоним В. В. Смидовича (см.) …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Вересаев, Викентий — Вересаев Викентий Викентьевич в 1913 Дата рождения: 16 января 1867 Место рождения: Тула, Российская империя Дата смерти: 3 июня 1945 Место смерти: Москва …   Википедия

  • Вересаев В. — Вересаев Викентий Викентьевич в 1913 Дата рождения: 16 января 1867 Место рождения: Тула, Российская империя Дата смерти: 3 июня 1945 Место смерти: Москва …   Википедия

  • Вересаев Викентий — Викентьевич в 1913 Дата рождения: 16 января 1867 Место рождения: Тула, Российская империя Дата смерти: 3 июня 1945 Место смерти: Москва …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Вересаев» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»