Венгеров это:

Венгеров
Венгеров

       
ВЕНГЕРОВ Семен Афанасьевич (1855—1921) — критик, историк литературы, выдающийся библиограф и редактор (мать В. — немецкая писательница, П. Венгерова). Печататься начал с 17 лет. Деятельно сотрудничал в «Неделе», «Русском мире», «Русской мысли», «Русском богатстве», «Вестнике Европы» и др. журналах. Редактировал журнал «Устои» (1882), литературный отдел как 82-томной Энциклопедии, так и «Нового энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона, «Библиотеку великих писателей» того же изд-ва, Библиотеку изд-ва «Светоч» (ряд запрещенных до первой революции царской цензурой сочинений Степняка-Кравчинского, М. Штирнера, Белинского («Письмо к Гоголю»)), «Русскую литературу XX века» (1914—1917) и т. д. В 1897 В. начал чтение лекций по истории русской литературы в Петербургском университете, но в 1899 был отстранен от преподавания за левизну. Только после революции 1905, в 1906 он смог вернуться в университет. В. написал много трудов. Из методологических работ В. наиболее известны: «Основные черты истории новейшей русской литературы» (СПБ., 1897, 2-е изд. с прибавлением этюда о модернизме, перев. на немецкий, болгарский и чешский яз.) и «Героический характер русской литературы» (Сочин., т. I, СПБ., 1911). В них В. излагает свои общие воззрения на развитие русской литературы. По мнению В., она — исключительное явление в ряду других национальных литератур. В Зап. Европе развитие общественности и литературы шло параллельно; в России же последняя могущественно развивается «при полной дремоте общественных сил и общественной инициативы». Благодаря этому русская литература сделалась «фокусом», центральным местом проявления «русского духа». Отсюда все ее исключительное своеобразие, заключающееся в том, что она «никогда не замыкалась в сферу чисто художественных интересов и всегда была кафедрой, с которой раздавалось учительское слово». Почти все историко-литературные работы В. имеют своей целью доказать этот основной тезис его системы. В истории русской литературы В. видит «тоску по подвигу», «жажду самопожертвования». Твердо убежденный в «проповедническом» характере русской литературы, он считает, что вся ее история сводится к смене идей и настроений при единой их сущности, не определяемой классовыми отношениями. Русскую литературу создал кающийся дворянин и непривилегированный интеллигент. Среда, в которой воспитывается и живет художник, накладывает конечно определенный отпечаток на изображение жизни. Но одно дело — этот классовый отпечаток, и другое — признание того, что писатель выражает в своем творчестве психо-идеологию определенной общественной группы. Это последнее положение по отношению к русской литературе В. отвергает. Для русских писателей характерен беззаветный героизм, отказ от классовых привилегий, «самозаклание». В этом именно обаяние русской литературы, которое, стоя на классовой точке зрения, ни в какой мере объяснить нельзя.
       Взгляды В. на роль литературы в общественной жизни характерны для идеологии разночинной интеллигенции, представителем которой он являлся как историк русской литературы. В его «историко-философском» построении получили наивное выражение излюбленные идеи разночинцев о руководящей роли идей и их носителей (единичных и коллективных — исключительных личностей и интеллигенции в целом) в исторической жизни. Литература — высший орган этой «надклассовой» по духу интеллигенции как совокупности «критически-мыслящих личностей», обязанных трудящейся массе своим развитием и сознающих свой долг перед нею. Под влиянием современного В. народничества сложилась его мысль об «особом пути» развития русской духовной культуры и ее высшего выражения — литературы. Однако венгеровская «философия» русской литературы была неприемлема и для примыкавших к народничеству, но методологически дисциплинированных критиков. Ее близорукость и прямолинейность, беспомощность в объяснении элементарных исторических фактов показал еще А. Г. Горнфельд в народническом «Русском богатстве». Концепция В. была произведением пылкого, но наивного адепта, непосвященного в глубину учения, а не созданием призванного его представителя. Поэтому народничество и отмежевалось от взглядов В., которые могли его лишь компрометировать. Несомненное значение В. для русского литературоведения конечно не в этих поверхностных обобщениях. Оно — в отдельных, монографических изучениях (см. его работы о Дружинине, Аксаковых, Белинском, Писемском, Гончарове, Гоголе), сыгравших в свое время стимулирующую роль, и особенно в неутомимом собирании и тщательной проверке фактического материала, в чрезвычайно плодотворной деятельности редактора и организатора. Его грандиозно задуманный «Критико-биографический словарь русских писателей и ученых» (вышло 6 тт., СПБ., 1889—1904; изд. не окончено) и «Источники словаря русских писателей» (2 тт., СПБ., 1900—1917; изд. также не окончено) — настольные книги историка русской литературы. «Русские книги» В. (3 тт., СПБ., 1896—1898; также не закончено) — ценнейший вклад в библиографию русской литературы. Большую ценность представляют Венгеровские издания сочинений Пушкина (6 тт.) и Белинского (11 тт., единолично им прокомментированные, 12-й т. вышел Под редакцией Спиридонова). В. редактировал и лучшие у нас издания (Брокгауз-Ефрон) европейских классиков: Шекспира (5 тт.), Мольера (2 тт.), Шиллера (4 тт.), Байрона (3 тт.). По инициативе В. возник в 1908 при Петербургском университете известный Пушкинский семинарий, к-рый начал составление словаря поэтического языка Пушкина и опубликовал ряд работ о поэте (сборники «Пушкинист», 1914—1918). Из оставленной Венгеровым картотеки исследователи еще долго будут черпать сведения.

Библиография:

I. Собр. сочин. В., СПБ., 1911—1913. Вышло 5 тт. Труды В., кроме указанных в тексте: Русская литература в ее современных представителях — И. С. Тургенев (1875); А. Ф. Писемский (1884); История новейшей русской литературы (1886, уничтожено цензурой); Историко-литературный сб. «Русская поэзия» (комментированное собр. произв. русск. поэтов с библиографией, 2 тт., СПБ., 1897 и 1901); Эпоха Белинского, СПБ., 1905; Очерки по истории новейшей русской литературы, СПБ., 1907, 2-е изд., и мн. др.
       

II. Горнфельд А. Г., Литература и героизм, в кн. «О русских писателях», т. I, СПБ., 1912; Ефимов Н., Своеобразие русской литературы, Одесса, 1919; Фомин А. Г., С. А. Венгеров как профессор и руководитель Пушкинского семинария, Пушкинский сб. памяти проф. С. А. Венгерова, М. — П., 1923; Его же, С. А. Венгеров как организатор и первый директор Росс. книжной палаты, Л., 1924; Ильинский Л. К., С. А. Венгеров, Известия II отд. Академии наук, 1923, XXVIII, Л., 1924.
       

III. Словарь членов О-ва любителей росс. словесности при Московском ун-те, М., 1911; Поляков А. С., Труды проф. С. А. Венгерова. Библиографический перечень, М., 1916; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, М. — Л., 1924; Мезьер А. В., Словарный указатель по книговедению, изд-во «Колос», Л., 1924, страницы 33—34, 741—742.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Смотреть что такое "Венгеров" в других словарях:

  • Венгеров — Венгеров, Семен Афанасьевич (род. в 1855 г.) литературный критик и историк. Выпустил ряд трудов по истории русской литературы. Под его редакцией изданы собрания сочинений Шиллера, Шекспира, Байрона, Пушкина, Белинского …   1000 биографий

  • ВЕНГЕРОВ — Семён Афанасьевич (1855 1920), историк литературы, библиограф. Труды о К. С. Аксакове, В. Г. Белинском, Н. В. Гоголе, И. А. Гончарове. Составитель многотомных био и библиографических словарей по русской литературе. Источник: Энциклопедия… …   Русская история

  • Венгеров — Венгеров  фамилия: Венгеров, Анатолий Борисович (1928 1998)  советский и российский учёный, доктор юридических наук, профессор. Венгеров, Владимир Иванович (ум. 1959)  художник из Екатеринбурга, лингвист, автор международного… …   Википедия

  • ВЕНГЕРОВ — Семен Афанасьевич (5.IV.1855 14.IX.1920) рус. историк лит ры и обществ. мысли, критик, библиограф. Окончил Петерб. и Юрьевский ун ты. Сочувствовал народнич. движению 70 х гг., оказывал содействие Народной воле . Лит. деятельность начал в 1 й пол …   Советская историческая энциклопедия

  • Венгеров —         Семен Афанасьевич [5(17).4.1855, Дубны, 14.9.1920, Москва], русский историк литературы, библиограф. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1879) и экстернат историко филологического факультета Юрьевского университета… …   Большая советская энциклопедия

  • Венгеров — ВЕНГЕРСКИЙ ВЕНГЕРОВ ВЕНГРОВ МАДЬЯРОВ В основе фамилий название народа венгры (мадьяры) Такая фамилия не обязательно могла принадлжеть венгру приехавшему в Россию, а чаще любому, русскому, украинцу, приехавшиму из Венгрии, а возможно, и похожего… …   Русские фамилии

  • Венгеров Семен Афанасьевич — критик и историк литературы. Родился в 1855 г. в Лубнах. Мать немецкая писательница (Pauline Wengeroff, Memoiren einer Grossmutter , 2 тт., Б., 1908 1910). Два года учился в медико хирургической академии; позднее получил степени кандидата прав и… …   Биографический словарь

  • Венгеров и Федоров — Vengerov Fedoroff (Венгеров и Федоров)  ди джей дуэт, основанный в 2005 году. Занимается преимущественно танцевальной музыкой и ремиксами. Первым хитом стал ремикс композиции из кинофильма «Джентльмены удачи». В 2005 году серия продолжилась… …   Википедия

  • Венгеров Семен Афанасьевич — [5(17).4.1855, Дубны, ≈ 14.9.1920, Москва], русский историк литературы, библиограф. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1879) и экстернат историко филологического факультета Юрьевского университета (1880). Представитель… …   Большая советская энциклопедия

  • ВЕНГЕРОВ Владимир Яковлевич — (11 января 1920, Саратов 15 ноября 1997, Петербург), российский кинорежиссер, народный артист РСФСР (1978). Окончил режиссерский факультет ВГИКа (1943, мастерская С. Эйзенштейна (см. ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович)). С 1944 режиссер киностудии… …   Энциклопедия кино

Книги

Другие книги по запросу «Венгеров» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»