Вельтман

Вельтман
Вельтман

       
ВЕЛЬТМАН Александр Фомич (1800—1870) — романист, поэт, археолог. Сын офицера — смотрителя Московской долговой тюрьмы, учился сначала в Благородном пансионе при Московском университете, затем в Петербургском пансионе братьев Терликовых. С 1816 служил в армии, участвовал в турецкой войне 1828—1829. В 1831 вышел в отставку в чине подполковника. К этому же году относится начало его литературой известности. В начале 40-х гг. пристрастился к археологии. В 1842 получает место помощника директора Оружейной палаты, а после смерти Загоскина назначается ее директором (1852) и занимает эту должность до смерти. Состоял членом обществ: Истории и древностей российских и Любителей российской словесности. Редактировал издание «Древностей Российского государства». Исторические и археологические работы В. («Начертание древней истории Бессарабии», «Достопамятности Московского кремля», «Московская оружейная палата», «Индо-германе или сайване», «О свевах, гуннах и монголах», «Атилла и Русь IV—V в.» и др.) отличаются необузданной фантазией, свойственной романтизму, и серьезного научного значения не имеют.
       Своей литературой известностью, несмотря на то, что он является автором ряда стихотворений и повестей в стихах, Вельтман обязан исключительно своей прозе, к-рая и определяет его значение в истории русской литературы. В 1831 он выпускает первые три части «Странника», поставившего его сразу в ряд первостепенных прозаиков. «Кащей бессмертный» (1833) имел уже исключительный успех, встретил всеобщее одобрение критики и упрочил за В. репутацию «замечательнейшего романиста». Из его следующих произведений следует отметить: «Святославич, вражий питомец» (1835), «Александр Филиппович Македонский» (1836), «Сердце и Думка», два сборника «Повестей» (1836 и 1843), «Новый Емеля или превращение» (1845) и романы из цикла «Приключения, почерпнутые из моря житейского»: «Саломея» (1848), «Чудодей» (1849), «Воспитанница Сарра» (1862) и «Счастье-несчастье» (1863).
       Хотя последние романы В. вышли в 60-х гг., он уже начиная с конца 40-х гг. сходит с литературной авансцены; временем исключительной его популярности являются 30-е гг. Один из талантливейших и ярких представителей литературных исканий 30-х гг., отличавшихся напряженным интересом к вопросам формы, В. свою литературную родословную ведет от Стерна (см.) и Ксавье де-Местра (см.), что особенно сказалось на первом его прозаическом произведении — «Страннике». Стиль В. характеризуется всеми признаками «стернианства» — подчеркиванием повествовательных приемов, игрой с формой: авторской болтовней, каламбурами, нарочитым торможением сюжета разными отступлениями, разбросанностью конструкции, фрагментарностью, сюжетными перестановками. Проблему литературного яз., одну из основных для русских писателей 30-х гг., В. разрешает, вводя в свою лексику элементы древнерусского яз. (особенно в своих исторических романах), наряду с Далем, к-рый обновляет литературный яз. простонародными и диалектическими речениями. Разработанная В. своеобразная языковая система сближает его с Лесковым. Причудливый гротеск, живая фантазия, занимательность, смешение фантастики с реализмом сделали В. любимцем публики и критики 30-х и начала 40-х гг. С конца 40-х гг., когда перед литературой ставятся задачи разрешения разного рода идейных и психологических проблем, эти особенности стиля В. навлекают на него упреки в бедности содержания. Его последний роман — «Приключения, почерпнутые из моря житейского» — проходит почти незамеченным. «В наше время романы пишутся, чтобы поставить разные вопросы, — и вдруг среди них наивнейший роман тридцатых годов» («Библиотека для чтения», 1863).
       Имя В. сходит со страниц журналов и забывается настолько основательно, что даже в больших курсах по истории литературы оно упоминается лишь вскользь. И только в наше время, с обновлением литературой науки, возобновляется интерес к В. Наряду с выяснением его роли в выработке литературных форм и яз., современные исследователи (В. Ф. Переверзев) стремятся выяснить его место в истории литературы. Как и Даль, Полевой, Греч, Павлов, Погодин, В. является одним из первых представителей того стиля в русской литературе, социальные истоки которого восходят к городскому мещанству, мелкобуржуазной интеллигенции; высшей точкой развития этого стиля было творчество Достоевского. С Достоевским Вельтмана сближают не только композиционные приемы: сюжетная перестановка, стремительность и запутанность действия, создающие «занимательность» и повышающие читательскую заинтересованность, что отводит Вельтману почетное место в истории русского авантюрного романа. Самый характер его гротеска, стирание граней между фантастическим и реальным, психологические черты его героев, особенно «Приключения из моря житейского» (мотив двойничества, истеричность, этическая неуравновешенность) — все это дает основание В. Ф. Переверзеву считать В. «предтечей Достоевского».
       Творчество В. еще мало исследовано, но и все вышесказанное позволяет отвести В. заметное место в истории русской литературы.

Библиография:
Переверзев В., Предтеча Достоевского, «Московский понедельник», 1922, сентябрь; Жирмунский В., Байрон и Пушкин, Л., 1924 (романтич. поэмы Вельтмана); Переверзев В., Достоевский, Л., 1925; Русская проза, сб. статей «Academia», Л., 1926, статьи Риболи Г. и Бухштаба В.; «Русский романтизм», сб. Под редакцией А. Белецкого, Л., 1927; Венгеров С. А., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, т. V (подробные био-библиографические сведения), СПБ., 1899.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Вельтман" в других словарях:

  • Вельтман — (нем. Weltmann)  немецкая фамилия. Дословный перевод светский человек. Вельтман, Александр Фомич (1800 1870)  российский романист, поэт, археолог. Вельтман, Михаил Лазаревич (1871 1927)  советский общественный деятель,… …   Википедия

  • ВЕЛЬТМАН — Александр Фомич (1800 1870), русский писатель, член корреспондент Петербургской АН (1854). В цикле романов Приключения, почерпнутые из моря житейского (1846 63) смешение фантастического и реального, авантюрного и бытового планов. Роман Странник… …   Русская история

  • Вельтман А. — Александр Фомич Вельтман Александр Фомич Вельтман (18 (30) июля 1800, Санкт Петербург 11 (23) января 1870, Москва) русский писатель и археолог. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • Вельтман А. Ф. — Александр Фомич Вельтман Александр Фомич Вельтман (18 (30) июля 1800, Санкт Петербург 11 (23) января 1870, Москва) русский писатель и археолог. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • ВЕЛЬТМАН — А. Ф. Вельтман. Акварель. 1839 г. Худож. К. Ф. П. Бодри А. Ф. Вельтман. Акварель. 1839 г. Худож. К. Ф. П. Бодри Александр Фомич (8.07.1800, С. Петербург 11.01.1870, Москва), рус. писатель и историк. Потомок швед. рода (его дед принял Православие… …   Православная энциклопедия

  • Вельтман М. — Мартинус Вельтман Martinus J. G. Veltman Дата рождения: 27 июня 1931(19310627) Место рождения: Валвейк, Нидерланды Гражданство …   Википедия

  • Вельтман М. Л. — Михаил Лазаревич Вельтман (пс. Павлович, Волонтер, р. 23 марта 1871, Одесса 1925 г., Москва) российский публицист, историк, революционер, социал демократ. Учился на юридическом факультете Новороссийского университета. Участвовал в социал… …   Википедия

  • Вельтман Александр Фомич — романист и археолог, происходит из шведской фамилии Weldman; родился в С. Петербурге 8 июля 1800 г. Отец его служил в лейб гвардии гренадерском полку. В 1811 1812 гг. Вельтман поступил в Московский университетский благородный пансион, но занятия… …   Биографический словарь

  • Вельтман, Александр Фомич — романист и археолог, происходит из шведской фамилии Weldman; родился в С. Петербурге 8 июля 1800 г. Отец его служил в лейб гвардии гренадерском полку. В 1811 1812 г. В. поступил в Московский университетский благородный пансион, но занятия его… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Вельтман Александр Фомич — (1800 70), рус. писатель, ученый. Стихи В. (подписывался нередко инициалами) тематически близки к лирике Л.; в кон. 20 х гг. он обращается к проблемам трагич. разлада между поэтом и действительностью, идеалом и обыденностью («Мой милый, друг,… …   Лермонтовская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»