Die Weissen blatter это:

Die Weissen blatter
Die Weissen blatter

       
«DIE WEISSEN BLATTER» (Белые листы) — литературный журнал, издаваемый с 1913 сначала в Лейпциге, с апреля 1916 — в Цюрихе, в 1918 — в Берне, с 1919 — в Мюнхене. В первый год издания редактором «W. B.» был Гуго Геллер, потом Рене Шикеле, к-рый является главным идеологом и руководителем журнала. «W. B.» — один из органов, объединивших вокруг себя представителей нового еще в то время экспрессионизма (см.). Экспрессионизм как в своей идеологии, так и в области художественного творчества был не совсем однородным явлением. Часть левой экспрессионистической интеллигенции группировалась вокруг журнала «Акцион» (см.), призывавшего к активному изменению современной жизни и поэтому связанного с наиболее левыми и радикальными политическими группами. Журнал же «W. B.» был аполитичным, чисто литературным выразителем нового стиля, с самого начала отрицал боевую роль литературы в изменении современной жизни человечества, признавал лишь чисто духовное влияние искусства на человеческую душу, ведущее к внутреннему перерождению. В программной статье первого номера «W. B.» — «О характере будущей литературы» — говорится о будущей литературе, как о чуждой всякой тенденциозности, не классовой, а «братской», не напыщенно-кричащей, ищущей сложной человеческой природы, а «преклоняющейся перед чудесами простой души».
       Между журналом «Акцион» и «W. B.» не было проведено точных идеологических разграничений. В них сотрудничали почти одни и те же писатели. Главными сотрудниками «W. B.» были: Шикеле, Блей, Штернгейм, Генрих Манн, Газенклевер, Верфель, Брод, Гаузенштейн, Эдшмид, Мейринк, Бенн, Арнольд Цвейг, Вольфенштейн, Франк, Гессе, Гиллер, Рубинер и др.
       При таком неоднородном составе сотрудников мы встречаем в журнале много противоречий и неясностей. Идеологическое лицо его определялось главным образом статьями и заметками Шикеле. Это лицо ярче всего отразилось в отношении журнала к войне, к патриотизму и империализму. В то время как журнал «Акцион» с самого начала войны заявил себя ее противником, «W. B.» в этом вопросе заняли совершенно своеобразную позицию. В журнале появились статьи, напр. Гаузенштейна, в которых осуждалась империалистическая политика английского правительства, а сама война была признана средством освобождения человеческого духа. В то же самое время в журнале, как и в пацифистских изданиях, описывались все ужасы войны, в целях агитации против нее. «W. B.» нападали на шовинистический патриотизм, выражавший узко-национальные интересы. Выступая против партийности и национализма, давая изображение подлинного лика войны и одновременно оправдывая ее, журнал впадал в противоречия, признанные потом самим Шикеле, и мало-по-малу поворачивал влево, в сторону пацифизма. В этом процессе журнал очень ярко отражал колебания той части мелкобуржуазной интеллигенции, к-рая, не решаясь с самого начала стать против войны, оправдывала ее идеей борьбы за свободу человечества, а потом, убедившись на опыте в ужасах войны, перешла к полному отрицанию ее, к пацифизму.
       «W. B.», ратовавшие еще в 1915 за войну, «освященный кровью зов к свободе», с 1916 начинают вести пацифистскую агитацию и принуждены по цензурным условиям выходить в Швейцарии. Тогда журнал стал действительным собирателем экспрессионистически-пацифистских литературных сил, т. к. другие журналы, выходившие в Германии, были очень стеснены цензурой. Накануне германской революции Шикеле признает свои ошибки в оценке войны, призывает интеллигенцию к объединению в борьбе за свободу духа, одновременно резко критикуя русскую революцию за ее насилия и за пролетарскую диктатуру.
       С этого времени вокруг журнала группируется вся та неуравновешенная мелкобуржуазная интеллигенция, к-рая испугалась пролетарской революции и объявила себя врагом пролетариата во имя «человечности» и «духовности» будущего общества. Журнал пытается выдвинуть новую идею диктатуры духовного в противовес реальной диктатуре пролетариата, — идею, что интеллигенция является основной и руководящей группой человеческого общества, которая должна вести человечество к бескровной победе духовного. Эта же мысль о главенстве интеллигенции в человеческом обществе проводилась в редактируемом Куртом Гиллером ежегоднике «Цель». Органу, проводящему такую точку зрения, конечно не удалось объединить интеллигенцию и влиять на события. Журнал оставался в стороне от актуальных вопросов современности и в 1921 прекратил свое существование.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Смотреть что такое "Die Weissen blatter" в других словарях:

  • Die Weissen Blätter —    см. Вайсен Блеттер …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • “Ди Вайсен Блеттер” — (“Die weissen Blätter”, “Белые листы”)    ежемесячный немецкоязычный литературный журнал; наряду с журналами “Штурм”* и “Акцион”* один из самых значительных печатных органов, вокруг которого группировались деятели литературы и искусства, близкие… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Пинтус, Курт — (Pintus, Kurt) (29.04. 1886, Эрфурт 11.07.1975, Марбах на Нек каре)    немецкий издатель, критик и эссеист. Изучал историю, философию и литературу в университетах Фрайбурга, Берлина, Женевы и Лейпцига, в 1910 защитил диссертацию об исторических… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Немецкая литература — Литература эпохи феодализма. VIII X века. XI XII века. XII XIII века. XIII XV века. Библиография. Литература эпохи разложения феодализма. I. От Реформации до 30 летней войны (конец XV XVI вв.). II От 30 летней войны до раннего Просвещения (XVII в …   Литературная энциклопедия

  • Schickele, Rene — (1883 1940)    writer and pacifist; he was the mainstay of an exile group in Switzerland during World War I. He was born in the Alsatian town of Oberehnheim (now Obernai); his German father owned a vine yard, and his mother was French. Referring… …   Historical dictionary of Weimar Republik

  • Der Sohn (Drama) — Der Sohn ist ein Drama in fünf Akten von Walter Hasenclever. Es gilt als sein bedeutendstes Drama und als eines der wichtigsten Dramen des Expressionismus. Das Stück zeichnet die innere Reifung eines Heranwachsenden nach und thematisiert einen… …   Deutsch Wikipedia

  • German literature — Introduction       German literature comprises the written works of the German speaking peoples of central Europe. It has shared the fate of German politics and history: fragmentation and discontinuity. Germany did not become a modern nation… …   Universalium

  • Gustav Meyrink — (eigentlich Gustav Meyer, manchmal fälschlich auch als G. Meyrinck aufgeführt, * 19. Januar 1868 in Wien; † 4. Dezember 1932 in Starnberg), war ein österreichischer Schriftsteller. Die Zentren seines literarischen Schaffens waren …   Deutsch Wikipedia

  • Daniel-Henry Kahnweiler — Juan Gris: Porträt Daniel Henry Kahnweiler, 1921, Bleistift auf Papier, Musée National d’Art Moderne, Paris Daniel Henry Kahnweiler (* 25. Juni 1884 in Mannheim; † 11. Januar 1979 in Paris) war ein deutsch französischer Galerist …   Deutsch Wikipedia

  • Georg Kaiser — Pour les articles homonymes, voir Kaiser. Georg Kaiser, de son vrai nom Friedrich Carl Georg Kaiser, est un écrivain allemand, à la fois auteur de drames et de comédies, essayiste et poète né à Magdebourg (Allemagne) en 1878 et mort à Ascona… …   Wikipédia en Français


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»