РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
принцип или теория, исходящая из того, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная - правительству, судебная - суду, чтобы не допустить сосредоточения всей власти в руках одного лица или небольшой группы лиц. Еще древнегреческий историк Полибий (200-120 гг. до н.э.) восхищался той системой распределения власти между различными государственными органами, которая существовала в республиканском Риме. Власть в этом государстве, писал он, поделена таким образом, чтобы ни одна из ее составных частей не перевешивала другую.
Значительное развитие теория Р.в. получила в средние века. Особо выделяются взгляды на государство и право английского философа-материалиста Дж.Локка(1632-1704) и французского философа-просветителя Ш. Монтескье (1689-1755). Законодательная власть (по Локку)верховна в стране, но не абсолютна. Остальные власти оказывают на нее активное воздействие. Обязательное условие нормального функционирования властей - законность. Локк считал, что нет таких идеальных государств, которые бы были полностью гарантированы от опасности перерождения в тиранию. Для предотвращения этого он наделяет угнетенный народ правом "воззвать к небесам". Это означает, что допускается возможность применения народом силы против несправедливой и незаконной власти. Суверенитет народа ставится гораздо выше суверенитета государства. Монтескье в широко известной работе "О духе законов" доводит теорию разделения властей до своего логического завершения. Особое значение им придается системе "сдержек и противовесов" властей.
Позднее теория Р.в. получила практическое и теоретическое развитие. Прежде всего следует упомянуть труды Ж.-Ж. Руссо. В отличие от Монтескье, Руссо считал, что "законодательная, исполнительная и судебная власти - особые проявления единой власти народа". После этого тезис о единстве власти использовался разными силами. Точка зрения Руссо отвечала требованиям времени и обосновывала революционные процессы во Франции конца XVIII в.; если Монтескье пытался найти компромисс, то Руссо обосновывал необходимость борьбы с феодализмом.
Идеи теории Р.в. оказали огромное воздействие на политическое мировоззрение. Они были отражены в Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 г. Национальным собранием Франции. В этом документе провозглашалось: "Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции".
Принцип Р.в. впервые и наиболее последовательно был воплощен в Конституции США 1787 г. Менее последовательно принцип Р.в. проведен в парламентарных государствах, так как в них парламенту принадлежит формальное верховенство над органами исполнительной власти.
Реальные шаги к воплощению концепции Монтескье в России были сделаны лишь в начале XX в.. но теоретические обоснования необходимости реализации теории Р.в. можно найти уже в работах М.М. Сперанского, М.М. Ковалевского, А.И. Елистратова, Б.Н. Чичерина.
С установлением советской власти надежды сторонников теории Р.в. оказались похороненными на многие десятилетия. И в период "диктатуры пролетариата", и после провозглашения "общенародного государства" неизменным оставался постулат о полновластии Советов. объединяющих в себе законодательную, исполнительную и контрольную функции. Формальная независимость признавалась только за судом. Такие взгляды господствовали вплоть до начала 90-х гг. Первым реальным шагом к введению в СССР системы Р.в. стало учреждение в марте 1991 г. поста Президента СССР. Почти одновременно создается пост Президента РСФСР. Однако в условиях слабости гражданских институтов и практически полного отсутствия традиций демократического конституционного правления создать эф41ективную систему Р.в. так и не удалось. Сначала (1991 - 1993) власть Советов доминировала над исполнительной властью, опираясь на конституционные нормы о своем "верховенстве". С ликвидацией системы Советов и принятием Конституции РФ, наоборот, исполнительная власть получила явный перевес над законодательной. Тем не менее именно в Конституции РФ принцип Р.в. получил окончательное закрепление в качестве основы конституционного строя, согласно которой "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".
Теория Р.в. иногда также применяется относительно Р.в. между субъектами РФ и федеральными государственными органами, принимая за основу взаимоотношений органов различных уровней власти одно из положений теории Р.в.- наделение ветвей (здесь - органов определенного уровня)власти строго определенными полномочиями. Такое Р.в. называется "вертикальным".
Марченко М.Н.

Энциклопедия юриста. 2005.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ" в других словарях:

  • Разделение властей — (separation of powers) Основополагающий принцип, согласно которому политическая власть должна быть поделена между несколькими структурами для предотвращения тирании. Разделение властей, противостоявшее абсолютизму королевской власти, парламенту и …   Политология. Словарь.

  • РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — общепризнанный принцип построения и функционирования аппарата управления в современных демократических гос вах, основанный на системе сдержек и противовесов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Впервые в классической форме… …   Философская энциклопедия

  • РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ, в конституционном праве принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти (исполнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг друга (так называемая система сдержек и… …   Современная энциклопедия

  • РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — в конституционном праве принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти (исполнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг друга (т. н. система сдержек и противовесов). Теория разделения… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Разделение властей — РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ, в конституционном праве принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти (исполнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг друга (так называемая система сдержек и… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — один из краеугольных принципов конституционализма, выражающийся в относительной независимости и самостоятельности основных государственных властей: законодательной, исполнительной и судебной. Смысл этого разделения состоит в препятствовании… …   Юридическая энциклопедия

  • РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — один из основополагающих принципов конституционализма, согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную (наряду с которыми иногда выделяют… …   Юридический словарь

  • РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — англ. division of authorities; нем. Gewalten teilung. Принцип, согласно к рому законодательная, исполнительная и судебная власти в государстве должны осуществляться различными, независимыми и взаимно уравновешивающими друг друга органами.… …   Энциклопедия социологии

  • Разделение властей — (англ. division of powers) в праве принцип, согласно которому в правовом государстве должны сосуществовать самостоятельные и независимые друг от друга ветви (направления, функции) гос ной власти законодательная, исполнительная и судебная, каждая… …   Энциклопедия права

  • Разделение властей — политико правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном… …   Википедия

  • разделение властей — в конституционном праве принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти (исполнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг друга (так называемая система сдержек и противовесов). Теория… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»