ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА
возникла во второй половине XIX в. в связи с новыми открытиями исследователей в области биологии и зоологии. Ее представители: швейцарский юрист Иоганн Каспар Блюнчли (1808-1881) (основная работа - "Современное международное право цивилизованных народов". 1868): французский социолог Рене Вормс (1869-1926) (важнейшая работа - "Организм и общество", 1896, в
русском переводе - "Общественный организм", 1897). Один из основоположников О.ш. - английский ученый Герберт Спенсер (1820-1903) еще за несколько лет до опубликования Чарльзом Дар-вином (1809-1882) книги "Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь" (1859) самостоятельно вывел "закон выживания наиболее приспособленных" - закон борьбы за существование. Появление книги Ч. Дарвина способствовало тому, что некоторые юристы и социологи стали переносить законы естествознания на процессы, происходящие в обществе ив государстве.
Представители О.ш. считали, что государство - это политический организм, возникающий в результате эволюции животного мира (от низшего состояния к высшему), характерная черта которой - естественный отбор. Постоянная война (борьба племен) - неотъемлемое условие развития политического организма, т.е. государства. Между его частями постоянно происходят изменения, присущие живому существу. Как всякое живое тело, "политический агрегат" включает в себя процессы становления, увеличения в размерах, усложнения строения, т.е. государство рождается, размножается и гибнет. Причем гибель происходит только с "завершением типа" государства, достижением зрелого возраста. "Политическому агрегату" присуща специализация, которая представляет собой объединение граждан в специальные органы, осуществляющие только им свойственные функции. Так создается система органов политического тела, аналогичная частям живого организма: правительственный аппарат - регулятивная система (он подобен нервно-мускульному аппарату в живом теле), господствующий класс осуществляет в основном функции обороны и нападения; класс рабов обеспечивает организм питанием и всем необходимым для полноценнвй-жизне-деятельности.
Видный выразитель идей О.ш,- Г. Спенсер стоял у истоков политической социологии в США. Его идеи о методах системного и структурно-функционального анализа, аналогии послужили отправной точкой для дальнейших научных изысканий.
Лит.: История политических и правовых учений: Учебник для вузов/Под редакцией B.C. Нерсесянца. М., 1995; Общая теория права и государства: Учебник/Под редакцией В.В. Лазарева. 2-е изд., М., 1996.
Арзамасов Ю.Г.

Энциклопедия юриста. 2005.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА" в других словарях:

  • ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА —         в социологии, направление в бурж. социологии кон. 19 нач. 20 вв., отождествлявшее общество с организмом и пытавшееся объяснить социальную жизнь биологич. закономерностями. Сравнение общества с организмом проводилось мн. авторами (Платон,… …   Философская энциклопедия

  • ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА — направление в социологии кон. 19 нач. 20 вв., отождествлявшее общество с организмом и пытавшееся объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями (П. Ф. Лилиенфельд в России, А. Э. Шеффле в Германии, Р. Вормс, А. Эспинас во Франции) …   Большой Энциклопедический словарь

  • органическая школа — направление в социологии конца XIX  начала XX вв., отождествлявшее общество с организмом и пытавшееся объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями (П. Ф. Лилиенфельд в России, А. Э. Шеффле в Германии, Р. Вормс, R. Worms, А. Эспинас …   Энциклопедический словарь

  • органическая школа в социологии{ –} — направление в социологии (Спенсер и др.), рассматривающее общество как некий “организм”, а общественные группы как его “органы”. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ — англ. bioorganismic school in sociology; нем. organische Schule in der Soziologie. Направление в социологии конца XIX нач. XX вв. (П. Ф. Лилиенфельд, А. Шеффле, Р. Вормс и др.), рассматривающее общество по аналогии с биол. организмом, пытавшееся… …   Энциклопедия социологии

  • Органическая школа —         в социологии, направление в буржуазной социологии конца 19 начала 20 вв., отождествлявшее общество с организмом и пытавшееся объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. Сравнение общества с организмом проводилось многими… …   Большая советская энциклопедия

  • ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ — англ. bioorganismic school in sociology; нем. organische Schule in der Soziologie. Направление в социологии конца XIX нач. XX вв. (П. Ф. Лилиенфельд, А. Шеффле, Р. Вормс и др.), рассматривающее общество по аналогии с биол. организмом, пытавшееся… …   Толковый словарь по социологии

  • ШКОЛА ОРГАНИЧЕСКАЯ — см. ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • Органическая геохимия — изучает химический и изотопный состав органических веществ, заключенных в горных породах (в виде ископаемых остатков и т.д.), их эволюцию в ходе геологической истории, закономерности распределения, а также роль органического вещества в процессах… …   Википедия

  • Органическая архитектура —         направление в архитектуре XX в. (особенно распространённое в 30 50 х гг., главным образом в США и Западной Европе), провозгласившее своей задачей создание таких произведений, форма которых вытекала бы из их назначения и конкретных условий …   Художественная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»