Алкогольная и пивоваренная индустрия это:

Алкогольная и пивоваренная индустрия
Еще в древней китайской летописи "Вэй-чжи", относящейся к III в. нашей эры, рассказывалось о стране Яматаи (скорее всего, это нынешний остров Кюсю), где японцы на церемониях похорон пели, танцевали и употребляли рисовое вино Сакэ. Сегодня наибольшее распространение имеют сорта очищенного сакэ - "сэйсю". Но некоторые до сих пор предпочитают традиционное, известное с древности, т.н. неочищенное сакэ - "нигоридзакэ". Поскольку история сакэ уходит вглубь веков, не случайно, что в японской мифологии появились божества рисового вина, похожие на греческого бога Бахуса. Из хроники "Нихонги", относящейся к 720 г., можно узнать, что во времена легендарного императора Сюдзин его подданные поклонялись божеству рисового вина Омива-но ками. Ему же был посвящен синтоистский храм в Нара. Двум другим божествам рисового вина были посвящены храмы Мацуо дзиндзя и Умэми дзиндзя в Киото. Производство сакэ было сначала привилегией императорских дворов, затем буддийских монастырей и лишь в средние века сакэ для своих нужд стали производить крестьянские хозяйства. Только с наступлением периода Эдо (1600–1868) начало налаживаться товарное производство сакэ, т.е. производство на продажу. Традиционным центром изготовления сакэ стал район Кинки (нынешние префектуры Киото, Осака, а также Хёго). Сначала сакэ изготовлялось лишь в определенные месяцы года, наиболее благоприятными считались январь и февраль. Лучшее сакэ, созданное в это время, называлось "кударидзакэ". Его заливали в бочонки, изготовленные из древесины криптомерий, и отправляли на судах в Эдо. Киото, Осака и Хёго сохранили первенство в производстве сакэ до сих пор. К ним только добавились префектуры Хиросима и Акита. Здесь производятся сорта сакэ, признаваемые общенациональными. Однако все же основной объем сакэ падает на местные сорта "дзидзакэ", производимые по всей стране в соответствии с принципом "В каждой местности - свой сорт вина". Поэтому в Японии сегодня зарегистрированы 3 тыс. производителей сакэ. Общенациональных производителей сакэ не так уж и много. Наиболее известные компании находятся в Кобе и его окрестностях. Здесь расположен, например, завод компании "Саваноцуру" ("Болотный журавль"), уже 300 лет выпускающий знаменитое одноименное сакэ. В Кобе работает и завод другой старой компании - "Хакуцуру" ("Белый журавль"), выпускающий не менее известный сорт сакэ. В Нисиномия (под Кобе) работает завод компании "Нисиномия сюдзо", также производящий популярные сорта рисового вина. Наряду с сакэ есть в Японии еще один алкогольный напиток, который можно назвать национальным. Это Сётю, или очищенный спиртовой напиток. Производство сётю закрепилось в южных префектурах Кагосима и Миядзаки, и вплоть до довоенного времени сётю считался местным напитком острова Кюсю. И только в послевоенное время, где-то с 50-х гг., сётю получил повсеместное распространение как крепкий алкогольный напиток, в основном у пожилых людей из простого народа. Он вдвое крепче сакэ, но одновременно примерно в такой же пропорции грубее по своим вкусовым качествам и дешевле. Сётю гонят не только из батата и риса, но и из зерна, ячменя, гречихи, необработанной сахарной массы и т.д. В последние год-два на рынке появились и совсем оригинальные сорта сётю, приготовленные из тыкв, дынь, даже из грибов и ориентированные, по утверждению их создателей, на женский вкус. Основным производителем сётю считается компания "Такара сюдзо". Одновременно она производит и сакэ. Модернизация и европеизация Японии, начавшаяся после т. н. революции Мэйдзи 1868 г., не обошла стороной и повседневную жизнь японцев, их быт и питание. Началось широкое проникновение в страну западных алкогольных напитков. Пионером этого процесса стало пиво. Первое японское пиво было выпущено в продажу в 1873 г. В самом конце XIX в. в Токио появились первые "биру-хору" (пивные по немецкому образцу), быстро завоевавшие популярность. Темпы производства и потребления пива стали стремительно нарастать, составляя конкуренцию традиционному сакэ. Сегодня Япония превратилась в одну из крупнейших "пивных" стран мира. Причем производство пива оказалось здесь монополизированным четырьмя ведущими пивоваренными компаниями. На протяжении всего послевоенного периода лидирует компания "Кирин". Она контролирует 50% внутреннего рынка пива и является четвертым производителем пива в мире. Вторым пивным гигантом в стране является компания "Асахи", образовавшаяся в 1949 г. в результате разделения довоенного монополиста "Дайниппон" на "Асахи" и "Саппоро". "Асахи" контролирует сегодня 20% внутреннего рынка пива. Третьим производителем пива в Японии является компания "Саппоро". Четвертое место среди производителей пива в стране занимает компания "Сантори". Вслед за пивом на японской почве появилось виски. Основное производство отечественного виски сосредоточили у себя компании "Сантори" и "Никка". Первые сорта этого напитка были созданы и выпущены ими в продажу еще в довоенные годы. Что касается виноградного вина, то его в Японию завезли португальцы еще в XVI в. Однако виноградное вино собственного производства появилось на Японских островах только в 1879 г. Затерянная в Японских Альпах префектура Яманаси превратилась сегодня в основной центр виноделия Японии. Здесь имеют свои винные заводы основные производители виноградных вин и бренди - компании "Мэршен", "Сантори", "Мандзу" и "Саппоро". Первенство здесь принадлежит компании "Мэршен" (контрольный пакет ее акций принадлежит фирме "Адзиномото"). "Мэршен" и "Мандзу" являются чисто винодельческими компаниями, причем "Мандзу" имеет и собственные виноградники. Потребление виноградного вина в Японии, хотя в абсолютных цифрах оно пока еще относительно невелико, развивается за последнее время взрывообразно. Например, в 1997 г. японцы выпили 26 млн. бутылок этого вина (емкостью 0,75 литра), что на треть больше, чем в 1996 г. А в целом потребление виноградного вина выросло за последние 30 лет в 50 раз! Вплоть до 1997 г. наибольшей популярностью у японцев пользовались белые вина. Однако затем произошла значительная перемена во вкусах. В 1997 г. впервые на первое место вышли красные вина, завоевав 42% рынка потребления виноградных вин. "Виновником" такого сдвига во вкусах стало возникшее сегодня среди японцев представление о том, что "красные вина полезны для здоровья". Что касается бренди, то его производство не получило значительного развития в Японии. Если говорить об алкогольных пристрастиях японцев вообще, то до войны 60% выпитого ими алкоголя приходилось на очищенное сакэ и 20% - на пиво. В настоящее время пропорция обратная: 60% приходится на пиво и 30% - на сакэ. Остальное падает на сётю, виски, бренди и виноградные вина. С 1970-го по 1992 г. производство алкоголя в Японии выросло вдвое. Объем производства очищенного сакэ остался практически неизменным. Зато производство сётю выросло почти в 2,5 раза, пива - в 2 раза, виски - на 50%.

Япония от А до Я. Энциклопедия. . 2009.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»