Кёгэн это:

Кёгэн
(букв. "безумные слова") - небольшие комические пьесы. Появившись еще в Х в., фарсы-кёгэн достигли своего расцвета к XIV–XV вв. благодаря тому, что их судьба стала неотделима от театра Но и его пьес - ёкёку. Лирические драмы Но длились часами, они требовали глубокого погружения и сопереживания; это было серьезное искусство. И вот в перерывах между пьесами, которых в каноническом спектакле было пять, стали показывать короткие веселые интермедии с участием трех-четырех актеров, длившиеся всего 10–15 минут. Пьесы были чрезвычайно забавны, поэтому зритель имел возможность разрядиться и эмоционально переключиться. Благодаря "жизни" на одной сцене с пьесами ёкёку фарсы-кёгэн, часть которых не обладала особыми художественными достоинствами, оттачивались; тексты, подразумевающие некоторую актерскую импровизацию, совершенствовались; повышалось и мастерство актеров, которые разыгрывали кёгэн. Однако долгое время фарсы не считались "высоким" искусством и не имели литературной записи. Это привело к тому, что каждая школа вырабатывала свой собственный текст той или иной пьесы и всячески заботилась о том, чтобы он не использовался другими актерами. Изустная передача кёгэн привела в конечном итоге к тому, что записанными оказались только 200 пьес, авторы которых так и остались неизвестными. Эти пьесы были помещены в сборнике "Кёгэнки" ("Записи кёгэн"), включавшем тексты, исполнявшиеся уже в XVII в. В отличие от ёкёку, источником этих веселых пьес являлась сама жизнь. Оттого и герои кёгэн были близки зрителям и безусловно узнаваемы: плутоватый слуга, уличный торговец, неверная жена и ревнивый муж, разорившийся самурай и заклинатель-шарлатан. Бедный находчив и весел, богатый глуп и жаден - по такому принципу строились эти фарсы. Их финал всегда был обнадеживающим: служка обязательно проведет глупого настоятеля, а смекалистый слуга обхитрит своего господина. Фарсы-кёгэн поражали своей искрометностью, быстротой развертывающихся событий, короткими и емкими репликами. Однако пьесы кёгэн были не так уж и безобидны. За их незатейливым весельем просматривалась меткая народная насмешка. Сегодня фарсы-кёгэн уже никто не рассматривает как второстепенное явление. Они пользуются большой популярностью у зрителей. Ведь ситуации, обыгрываемые в них, в общем-то не так уж сильно привязаны к эпохе, они общечеловеческие и на все времена: жених-гуляка морочит голову будущему тестю, а лекарь-шарлатан пытается исцелить больного.

Япония от А до Я. Энциклопедия. . 2009.

Смотреть что такое "Кёгэн" в других словарях:

  • Кёгэн — Фрагмент пьесы кёгэна Кёгэн (яп. 狂言 кё:гэн …   Википедия

  • Кёкутэй Бакин — 曲亭 馬琴 …   Википедия

  • Япония Положение страны в начале XIII в. — К XIII в. в Японии окончательно оформились ленные отношения. Крупные феодалы, верховные собственники земли, превратились в сеньоров, мелкие же феодалы, непосредственные владельцы земли в вассалов, обязанных своим сеньорам военной службой. Эти два …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Но — У этого термина существуют и другие значения, см. Но (значения). Но[к. 1] (яп. 能 но:?, мастерство, умение, талант)  японское театральное драматическое искусство с более чем шестивековой историей[3] …   Википедия

  • Но — Ноо, или ногаку, самая строгая театральная классика Японии. Это первая всесторонне развитая форма традиционного театрального искусства Японии. Кроме искусства бугаку, ставшего искусством аристократии, в середине VIII в. в Японию с материка было… …   Вся Япония

  • Япония — (япон. Ниппон, Нихон)          I. Общие сведения          Я. государство, расположенное на островах Тихого океана, вблизи побережья Восточной Азии. В составе территории Я. около 4 тыс. островов, протянувшихся с С. В. на Ю. З. почти на 3,5 тыс.… …   Большая советская энциклопедия

  • Но (театр) — Представление театра но в святилище Ицукусима, Миядзима, Хиросима Но (яп. 能, но:, «талант, мастерство») жанр японского традиционного драматического искусства, вид театрального музыкального представления. Содержание 1 И …   Википедия

  • Ноо — Представление театра но в святилище Ицукусима, Миядзима, Хиросима Но (яп. 能, но:, «талант, мастерство») жанр японского традиционного драматического искусства, вид театрального музыкального представления. Содержание 1 И …   Википедия

  • Список русскоязычных японистов — составлен на основе справочника С. Д. Милибанд «Востоковеды России» (в 2 т. М.: Вост. лит., 2008) В список, как правило, не включены переводчики японской литературы (кроме случаев, когда перевод сопровождается комментарием и имеет… …   Википедия

  • Кабуки (театр) — Здание театра кабуки в Гиндзе, Токио. Кабуки (яп. 歌舞伎, букв. «песня, танец, мастерство»)  один из видов традиционного театра Японии. Представляет собой синтез пения, музыки, танца и драмы, исполнители используют сложный грим и костюмы с мощной… …   Википедия

Книги

  • Босоногий Гэн Т. 3, Накадзава К.. Манга "Босоногий Гэн" уже давно не нуждается в представлении. Эта мощная и трагическая история об атомной бомбардировке Хиросимы и её последствиях является одним из важнейших антивоенных… Подробнее  Купить за 987 руб
  • Босоногий Гэн Т. 1, Накадзава К.. Манга "Босоногий Гэн" представляет собой автобиографическое повествование и является одним из самых значимых антивоенных произведений за всю историю манги. Она повествует о жизни шестилетнего… Подробнее  Купить за 987 руб
  • Босоногий Гэн Т. 5, Накадзава К.. Манга "Босоногий Гэн" представляет собой автобиографическое повествование и является одним из самых значимых антивоенных произведений за всю историю манги. Она повествует о жизни шестилетнего… Подробнее  Купить за 987 руб
Другие книги по запросу «Кёгэн» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»