Каллиграфия

Каллиграфия
"Путь каллиграфии" (Сёдо) "протянулся" в Японию из Китая. Столь непростой вид письменности развился в Древнем Китае к середине II тысячелетия до н.э. из пиктограмм - схематических изображений различных предметов и явлений. Архаичные, сложные, тяжеловесные знаки постепенно упрощались, приспосабливались для более быстрого написания, и к началу нашей эры пиктографические мотивы превратились в собственно иероглифы с квадратообразной формой, которая слагалась из комбинаций линий, штрихов и точек. Со временем оформилось несколько стилевых направлений, разделяемых по форме написания на устав (полное изображение иероглифов), полускоропись и скоропись. Дальневосточная каллиграфия - не просто своеобразная система письменности, это один из ведущих видов искусства, обладающий глубоким философским смыслом. Иероглифы представляют собой идеограммы, то есть обозначают целые понятия. Такая форма фиксации информации оказала значительное влияние на характер мышления людей, способствовала формированию структурно-образного восприятия. В Японии каллиграфическое письмо появилось в VII в. Японские каллиграфы довольно быстро догнали своих учителей и добились немалых успехов. На базе китайских стилей японцы создали несколько новых, отличающихся гораздо большей простотой, эмоциональностью. В эпоху Эдо (1600–1868) появились такие декоративные стили, как кабуки-модзи и дзё-рури-модзи, использовавшиеся для афиш и программ театров Кабуки и Дзёрури. Вот как определил различие между китайским и японским каллиграфическими направлениями С. Н. Соколов-Ремизов: "В китайской каллиграфии главное - это энергия, внутренняя сила кисти... Ведущую роль играет здесь чуткое осязание кистью бумаги... В японской же каллиграфии решающее значение имеет внешняя сила кисти-мазка, в ее языке главное - не осязание, не проникновение, а жест, танец". Искусство каллиграфии, в котором так важны психофизические аспекты творческого процесса, связанные с духовной и физической подготовленностью художника, с требованием максимальной сосредоточенности, спонтанностью исполнения, испытало большое воздействие эстетики и практики дзэн-буддизма. Каллиграфия в дзэн является и средством медитации, и путем познания, своего рода учебным пособием, и духовным завещанием мастера, в каждом случае - это образец высшей искренности и самоотдачи, гармоничной экспрессии и безыскусности. Не случайно термин "бокусэки" ("след туши"), как называли в Японии каллиграфию, с XV в. использовали преимущественно по отношению к дзэнскому направлению. Восприятие каллиграфии требует определенного уровня интеллектуальной и духовной культуры, ведь нужно не просто понять написанное, чрезвычайно важно увидеть и почувствовать, как написано. Современная японская каллиграфия сохраняет многовековые традиции и на их основе создает и развивает новые направления. В 1948 г. была создана Ассоциация мастеров современной каллиграфии, которая и по сей день является одним из ведущих объединений в этой области. Ежегодно данная организация устраивает выставки в трех вариантах: на одной демонстрируются копии старинных образцов, другая представляет работы современных мастеров широкого круга, на третьей осуществляется показ произведений каллиграфов высшего класса. Укрупненные, обобщенные образы, написанные в динамичной манере, представляют одно из направлений "поиска новых изобразительных решений", объявленного представителями ассоциации. Это оригинальное направление (шаг к авангарду) использовало многое из традиционного багажа, в частности принцип сокращения иероглифов в полускорописи и скорописи, выделение одного-двух иероглифов, а также принцип артистической "игры кистью и тушью", который стал характерной особенностью японской каллиграфии ХХ в. Уже в начале 1950-х гг. появилось абстрактное направление, в котором иероглифы практически утратили конкретное смысловое значение, дав импульс свободной, экспрессивной импровизации. Абстрактная каллиграфия, в отличие от аналогичного явления в живописи, не свидетельствует о кризисной ситуации, а, напротив, является показателем очень высокого уровня мастерства художника, прошедшего все необходимые этапы обучения искусству письма. Она более открыто и непосредственно доносит до зрителя мысли автора, его чувства, настроение, сохраняя при этом присущую традиционной каллиграфии культуру владения кистью и тушью.

Япония от А до Я. Энциклопедия. . 2009.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Каллиграфия" в других словарях:

  • каллиграфия — каллиграфия …   Орфографический словарь-справочник

  • КАЛЛИГРАФИЯ — (греч., от kalos хороший, и grapho пишу). Чистописание. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАЛЛИГРАФИЯ греч. kalligraphia, от kalos, хороший, и grapho, пишу. Чистописание. Объяснение 2500 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • каллиграфия — (Calligraphy)     Искусство красивого художественного письма. История каллиграфии связана с историей шрифта [упорядоченное множество знаков определенной системы письма] и орудий письма (тростниковые и птичьи перья, кисти и т.д.), а также с… …   Шрифтовая терминология

  • Каллиграфия — искусство красивого и четкого письма. См. также: Письменность Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • каллиграфия — чистописание Словарь русских синонимов. каллиграфия сущ., кол во синонимов: 2 • краснописание (2) • …   Словарь синонимов

  • каллиграфия — и, ж. calligraphie f. Искусство писать четким, красивым почерком. БАС 1. Такии на верьху поставленныи знаки портят ешче и красоту в калиграфии, тоесть, в чистом, или в красном письме. Тред. Ортограф. 117. <дядя> начал меня учить… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • КАЛЛИГРАФИЯ — (от греч. kalligraphia красивый почерк) искусство красивого и четкого письма. История каллиграфии связана с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо калам в древнем мире и на Ближнем Востоке, кисть в странах Др. Востока, птичье перо в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КАЛЛИГРАФИЯ — КАЛЛИГРАФИЯ, каллиграфии, мн. нет, жен. (греч. kalligraphia красивый почерк) (книжн.). Искусство чистописания. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • КАЛЛИГРАФИЯ — КАЛЛИГРАФИЯ, и, жен. Искусство четкого и красивого письма. | прил. каллиграфический, ая, ое. К. почерк. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • КАЛЛИГРАФИЯ — жен. чистописанье и краснописанье. Каллиграф муж. краснописец. Каллиграфический, к каллиграфии относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • КАЛЛИГРАФИЯ — (от греч. kalligraphia – красивый почерк). Искусство писать четким и красивым почерком. См. также письмо …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»