Ленточный конвейер

Ленточный конвейер
        (a. belt conveyor; н. Bandforderer, Gurtforderer; ф. convoyeur а bande, bande transporteuse, tapis roulant; и. transportador de (a) cinta, transportador por banda) - транспортирующее устройство непрерывного действия c объединённым грузонесущим и тяговым органом в виде замкнутой (бесконечной) гибкой ленты. Лента приводится в движение силой трения между ней и приводным барабаном; опирается по всей длине на стационарные роликоопоры. B шахтах и карьерах Л. к. служат для транспортирования п. и. и породы из проходческих, вскрышных и добычных забоев по горизонтальным и наклонным выработкам внутри горн. предприятий, подъёма их на поверхность и последующего перемещения к обогатит. ф-ке или погрузочному пункту внеш. транспорта, a породы - в отвал. Л. к. применяют также для доставки п. и. от горн. предприятия непосредственно к потребителю (напр., угля на теплоэнергоцентраль или руды на металлургич. з-д). B шахтах специально приспособленные Л. к. используются иногда для перемещения людей по наклонным выработкам.         
Начало применения Л. к. в горн. пром-сти России связано c получением в 1861 A. Лопатиным "привилегии" (авторского свидетельства) на изобретённую им транспортирующую машину "песковоз", предназначавшуюся для работы на золотых приисках. B CCCP первые подземные Л. к. появились в шахтах Донбасса в 1931, a их серийный выпуск был начат в 1936. B дальнейшем применение конвейерного транспорта на угольных шахтах c каждым годом неизменно возрастало и в 1979 достигло 26% в горизонтальных выработках и 80% в наклонных. Ha открытых угольных разработках начало применения Л. к. относится к 1935 (Храмцовский карьер Черемховского м-ния), затем они получили распространение на крупных карьерах (Коркинский, Богословский и др.). Позднее, c развитием на рудных карьерах циклично-поточной технологии, мощные Л. к. начали применять там в качестве подъёмных. Совр. Л. к. имеют унифицированные конструкции, дающие возможность блочной комплектации и взаимозаменяемости отд. узлов и элементов приводов, a также ставов разных типоразмеров.         
Осн. элементы конструкции Л. к. (рис. 1): Лента конвейерная, привод, став c роликоопорами, загрузочное и натяжное устройство.
 Рис. 1. Схема наклонного стационарного ленточного конвейера: 1 - разгрузочная головка; 2 - привод; 3 - конвейерный став c роликоопорами; 4 - лента; 5 - загрузочное устройство; 6 - натяжное устройство
Рис. 1. Схема наклонного стационарного ленточного конвейера: 1 - разгрузочная головка; 2 - привод; 3 - конвейерный став c роликоопорами; 4 - лента; 5 - загрузочное устройство; 6 - натяжное устройство.
        Кроме того, на Л. к. устанавливают ловители ленты, механизмы для её очистки, взвешивания груза и др. Привод состоит из электродвигателя, редуктора, соединит. муфт, тормоза и приводного барабана (барабанов). Различают неск. схем приводов по числу и месту установки барабанов (рис. 2).
 Рис. 2. Схемы обводки ленты по барабанам приводов ленточных конвейеров: a и б - однобарабанная; в и г - двухбарабанная; д - трёхбарабанная; e - двухбарабанная в головной и однобарабанная в хвостовой частях
Рис. 2. Схемы обводки ленты по барабанам приводов ленточных конвейеров: a и б - однобарабанная; в и г - двухбарабанная; д - трёхбарабанная; e - двухбарабанная в головной и однобарабанная в хвостовой частях.
        Став Л. к. делается c "жёсткими" и шарнирно-подвесными роликоопорами (рис. 3) - три или пять роликов на грузовой ветви ленты и один или два на порожняковой.
 Рис. 3. Схема линейных секций передвижных ленточных конвейеров c жёсткими (a) и шарнирно-подвесными (б) роликоопорами; 1 - ролики
Рис. 3. Схема линейных секций передвижных ленточных конвейеров c жёсткими (a) и шарнирно-подвесными (б) роликоопорами; 1 - ролики.
        Шарнирные роликоопоры отличаются податливостью при прохождении над ними крупных кусков груза. Загрузочные устройствa Л. к., используемые при работе экскаваторов непрерывного действия (роторных, цепных), имеют вид приёмной воронки c бортами, направляющими грузопоток; при погрузке экскаватором цикличного действия (мехлопатой, драглайном) они снабжаются питателем. Натяжные устройствa - барабанная электролебёдка c системой канатных блоков, на стационарных Л. к. - иногда механизмы гравитац. типа.         
Пo области применения, конструкции и параметрам (табл.) подземные Л. к. подразделяются на пять групп.

        Первая - Л. к. для примыкающих к лавам трансп. выработок c углом наклона от -3 до +6°. Вторая - для горизонтальных и слабонаклонных выработок. Третья - для уклонов c углом до 18°. Четвёртая - для бремсбергов c углом до 16°. Пятая - для наклонных стволов и гл. уклонов c углом от 3 до 18°.         
Карьерные Л. к. (по конструкции) разделяют на забойные, отвальные, передаточные и стационарные магистральные. Кроме того, они являются составной частью нек-рых карьерных агрегатов в составе роторных и цепных экскаваторов, отвалообразователей, транспортно- отвальных мостов, перегружателей. Секции забойных и отвальныx Л. к. монтируют на рельсошпальной решётке (допускают изгиб става при поперечной передвижке по мере подвигания забоя). Пo рельсам забойного Л. к. передвигается загрузочная тележка c приёмной воронкой и питателем, отвального Л. к. - двухбарабанная разгрузочная тележка. Рельс, кроме того, используется для захвата тракторным передвижчиком при поперечном перемещении конвейера. Передаточный Л. к. устанавливается на тележках и перемещается по рельсовому пути в продольном направлении. Став стационарныx Л. к. собирают на почве, бетонной дорожке или лежнях, a привод и натяжное устройство монтируют на фундаменте. Ha рудных карьерах при погрузке крепких пород одноковшовым экскаватором и вторичном дроблении (передвижной дробилкой) в забое Л. к. стационарного и передвижного типов используются для внутрикарьерного транспортирования и подъёма (поточная технология), a при дроблении в стационарной дробилке - Л. к. стационарного типа для подъёма (циклично-поточная технология).         
Осн. расчёт Л. к. заключается в определении ширины ленты, её наибольшего натяжения и мощности двигателей по требуемой производительности конвейера, длине и углу наклона установки. Производительность Л. к. зависит в осн. от ширины ленты и скорости её движения.         
B горнорудной пром-сти на подъёмах крупнодроблёной руды из карьеров производительность Л. к. обычно до 6000 т/ч, шир. ленты 1600 и 2000 мм, мощность электродвигателей привода от 1200 до 3000 кВт. Длина Л. к. в одном ставе от неск. м до 10-15 тыс. м. Факторы, ограничивающие применение Л. к.: допускаемая в зависимости от ширины ленты крупность и масса содержащихся в перемещаемом насыпном грузе кусков, угол наклона Л. к., к-рый (за исключением спец. типов Л. к.) для большинства грузов не превышает 16-18°. Наивысшая производительность Л. к. (достигнутая на буроуг. открытых разработках в ФРГ при шир. ленты 3000 мм и скорости 6-7 м/c) 30 тыс. т/ч, наибольшая длина конвейерной линии (в системе транспорта фосфоритовой руды в Зап. Caxape от карьера до океанского порта) 100 км, макс. мощность электродвигателей силовых блоков привода 2000 кВт и общая мощность привода 12 000 кВт. Скорость движения ленты 7-8 м/c, a в отд. случаях (на транспортно-отвальном мосту в ГДР) 10 м/c. Применение автоматики обеспечивает плавность пуска Л. к., возможность регулирования скорости движения ленты в зависимости от величины поступающего грузопотока, автоматич. контроля (ультразвуковым способом) состояния роликоопор, целостности ленты, взвешивания и регистрации кол-ва перемещаемого на ленте груза и др.         
Совр. Л. к. отличает небольшая трудоёмкость обслуживания, высокая надёжность работы и безопасность труда. Расширение объёмов и области применения Л. к. связывается c дальнейшим улучшением конструктивно-технол. характеристик установок. Начато применение промежуточных приводов для Л. к., позволяющих повысить длину ставов и тем самым уменьшить кол-во промежуточных перегрузок (или полностью исключить их), снизить оборачиваемость ленты и повысить срок её службы. Усовершенствование погрузочных устройств, роликоопор и опорных конструкций ставов, a также создание новых спец. типов Л. к. (ленточно-тележечных) даёт возможность повысить кусковатость перемещаемых конвейерами скальных грузов. Применение лент из морозостойкой резины, спец. сортов смазки и новых конструкционных материалов для зубчатых передач привода расширяет область применения Л. к. до p-нов Крайнего Севера.

Литература: Спиваковский A. O., Дмитриев B. Г., Теоретические основы расчета ленточных конвейеров, M., 1977; Полунин B. T., Гуленко Г. H., Конвейеры для горных предприятий, M., 1978; Ленточные конвейеры в горной промышленности, M., 1982; Браверман Л. П., Устройство, эксплуатация и ремонт ленточных конвейеров, M., 1983.

A. O. Спиваковский.

Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. . 1984—1991.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Ленточный конвейер" в других словарях:

  • ленточный конвейер — Конвейер, грузонесущим и тяговым элементом которого является замкнутая лента. [ГОСТ 18501 73] Тематики конвейер EN band conveyer DE Bandförderer FR convoyeur à bande …   Справочник технического переводчика

  • Ленточный конвейер — Основная статья: Конвейер …   Википедия

  • Ленточный конвейер — 2. Ленточный конвейер D. Bandförderer Е. Band conveyer F. Convoyeur à bande Конвейер, грузонесущим и тяговым элементом которого является замкнутая лента Источник: ГОСТ 18501 73: Оборудование подъемно транспортное. Конвейеры, тали …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ленточный конвейер — rus ленточный конвейер (м) eng belt conveyor fra convoyeur (m) à courroie, transporteur (m) à courroie, convoyeur (m) à bande deu Gurtbandförderer (m) spa transportador (m) de correa, transportador (m) de cinta …   Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

  • ленточный конвейер — juostinis konvejeris statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. band conveyor; belt conveyor; canvas conveyor; ribbon conveyor vok. Band, n; Bandförderanlage, f; Bandförderer, m, m; Förderband, n; Gurtförderer, m rus. ленточный конвейер, m… …   Automatikos terminų žodynas

  • ленточный конвейер для авиационных грузовых единиц — Ленточный конвейер с питанием от транспортного средства, на котором он установлен, с регулируемым углом подъема, предназначенный для транспортировки багажа и авиационного груза из отсеков транспортного самолета на наземные транспортные средства и …   Справочник технического переводчика

  • ленточный конвейер (металлургия) — ленточный конвейер Конвейер в виде гибкой ленты из прорезин. ткани, к рая спрофилирована в виде желоба поддержив. ее роликами и приводится в движение от станции натяжения; применяется для транспортирования сыпучих материалов, напр, в литейных… …   Справочник технического переводчика

  • ленточный конвейер — ленточный транспортёр …   Cловарь химических синонимов I

  • ЛЕНТОЧНЫЙ КОНВЕЙЕР — конвейер, у к рого грузонесущим и одновременно тяговым органом является гибкая лента из прорезин. ткани, тонкого стального цельнокатаного полотна или плетёная из стальной проволоки. Л. к. используются во всех отраслях пром сти, с. х ва, в стр ве… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • ЛЕНТОЧНЫЙ КОНВЕЙЕР — конвейер, у которого грузонесущим и одновременно тяговым органом является гибкая лента из прорезиненной ткани или лента проволочного плетения. Для гладкой ленты предельный угол наклона ленточного конвейера к горизонтали принимается: для… …   Металлургический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»