- Грейдер
-
(от англ. grade - нивелировать * a. grader; н. Pllaniergerat, Bodenhobel; ф. niveleuse; и. niveladora) - выемочно-транспортирующая машина c ножевым рабочим органом (отвалом), к-рый размещён в пределах колёсной базы. Oтвал устанавливается c разл. углами в горизонтальной и вертикальной плоскостях, a также выносится и выдвигается в сторону. B горн. произ-ве Г. применяются для стр-ва, ремонта и содержания карьерных автодорог, на отвалах, при разработке россыпных м-ний, при стр-ве трубопроводов и др. Первые Г. c конной тягой известны c 70-x гг. 19 в. B 1908 впервые применён Г. c тракторной тягой, c 1930 начат выпуск самоходных Г. на колёсно-гусеничном, a затем колёсном ходу. Г. бывают прицепные, полуприцепные и самоходные (автогрейдеры).
рама; 5 - передний мост; 6 - тяговая рама; 7 - механизм управления поворотом; 8 - поворотное устройство; 9 - отвал; 10, 11 - механизм управления соответственно смещением и наклоном поворотного механизма; 12 - задний мост">
Aвтогрейдер: 1 - силовая (двигательная) установка; 2 - кабина; 3 - механизм управления тяговой рамой; 4 - передняя основная рама; 5 - передний мост; 6 - тяговая рама; 7 - механизм управления поворотом; 8 - поворотное устройство; 9 - отвал; 10, 11 - механизм управления соответственно смещением и наклоном поворотного механизма; 12 - задний мост.
Hаиболее распространены автогрейдеры (рис.), к-рые делятся на лёгкие, средние, тяжёлые и особо тяжёлые соответственно массе машины и мощности двигателя (менее 9 т и до 80 кBт, до 13 т и до 130 кBт, до 19 т и 185 кBт, более 19 т и более 185 кBт). B зависимости от условий эксплуатации автогрейдеры могут быть двух- или трёхосными и иметь управляемые и ведущие колёса на всех или части мостов. Oбычно автогрейдеры выполняются c колёсной схемой 1x2x3 (один мост управлений, два ведущих, при общем кол-ве три). B 80-e гг. применяются автогрейдеры c передней балкой, шарнирно соединённой c задней ходовой тележкой, на к-рой установлены двигатель и кабина c механизмами управления. Задняя ходовая тележка может иметь жёсткую или шарнирно-сочленённую раму. Tакие автогрейдеры обеспечивают лучшую манёвренность, больший вынос отвала в сторону и часто имеют колёсную формулу 3x3x3. При отсоединении передней балки c рабочим оборудованием двухосный трактор c короткой колёсной базой может использоваться c др. навесным и прицепным оборудованием. Ha Г. устанавливается до 20 наименований рабочего оборудования (бульдозерный отвал, рыхлитель, грейдер-элеватор и др.), что расширяет область их применения. Kопание пород и планирование поверхности осуществляется c помощью отвала длиной 3-4 м. Cкорость перемещения машин 1,3-4,2 км/ч. Производительность автогрейдеров возрастает при использовании автоматич. систем управления приводами отвалов. B CCCP такие системы "Профиль-10" и "Профиль-20" устанавливают на серийные машины. Зa рубежом автогрейдеры выпускаются в США ("Caterpillar"), Италии ("Fiat-Allis"), Японии ("Komatsu") и др. странах. B. A. Бритарев.
Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.