Демократическая Республика Конго

Демократическая Республика Конго
Демократическая Республика Конго
(ДРК), или Конго-Киншаса, государство в Центральной Африке. С октября 1971 по май 1997 называлась Республика Заир, в 1908–1960 – Бельгийское Конго (колония Бельгии), в 1885–1908 – Независимое государство Конго (личное владение бельгийского короля Леопольда II). Столица – Киншаса (прежнее название – Леопольдвиль). Площадь в 2345 тыс. кв. км. Расположена в центре Африканского континента. Выходит к Атлантическому океану в районе устья и нижнего течения р.Конго. Граничит на западе и северо-западе с Республикой Конго, на севере – с Центральноафриканской Республикой, на северо-востоке – с Суданом, на востоке с Угандой, Руандой, Бурунди и Танзанией, на юге – с Замбией и на юго-западе – с Анголой. Численность населения 48,9 млн. человек (1998). В столице Киншасе насчитывается ок. 5 млн. жителей.
Колония Бельгийское Конго обрело независимость 30 июня 1960 и стала Республикой Конго. В августе 1964 страна была названа Демократической Республикой Конго. Президент Жозеф-Дезире Мобуту 27 октября 1971 переименовал ее в Республику Заир. 17 мая 1997, после свержения Лораном-Дезире Кабилой режима Мобуту, страна вновь обрела прежнее название – Демократическая Республика Конго.
ПРИРОДА
Рельеф и водные ресурсы. Центральная часть ДРК представляет собой аллювиальное плато средней высотой ок. 910 м над у.м. На юго-востоке страны и вдоль ее восточной границы поднимаются хребты гор Митумба высотой 1520–4880 м над у.м., высочайшая точка которых, пик Маргерита (5109 м), находится на массиве Рувензори. Вся территория ДРК расположена в бассейне р.Конго (второй по длине в Африке) и ее многочисленных притоков. Важнейшие среди них – Убанги, Луалаба, Арувими и Касаи, образующая собственную обширную речную систему. В стране много болот, а р.Конго в нескольких местах расширяется и образует озера, в частности Малебо (Стэнли-Пул). Самые крупные озера расположены цепочкой вдоль восточной границы: Альберт, Эдуард, Киву, Танганьика (естественная граница с Танзанией) и Мверу. Крупнейшие из озер внутри страны – Маи-Ндомбе и Тумба.
Климат. Климат в бассейне р.Конго тропический с небольшой разницей температур самого прохладного месяца, июля, и самого жаркого, февраля. Средняя годовая температура – ок. 26° С, осадков выпадает от 1100 до 1700 м в год, главным образом в сезон дождей с октября по март. В горах областей Киву и Шаба (ранее – Катанга) климат прохладнее и суше.
Почвы и естественная растительность. Лучшие почвы находятся в поймах среднего течения р.Конго, где накапливается ил. Примерно 64,7 тыс. кв. км в экваториальной части бассейна р.Конго занимает дождевой тропический лес с высокими деревьями и сомкнутым пологом. К северу и югу он сменяется парковыми саванновыми редколесьями, а в области Киву на востоке страны местами встречаются чистые злаковники.
Естественная растительность страны весьма разнообразна. В лесах встречается много ценных древесных пород, в частности красное и эбеновое дерево, а также пальмы, каучуконосы. В диком виде произрастают бананы, хлопчатник и кофейное дерево. На юго-востоке области Шаба (Катанга) простирается обширный пояс редколесий. Один из важнейших источников деловой древесины – лес Маюмбе площадью 5,2 тыс. кв. км у атлантического побережья, но в принципе, считается, что пригодными для эксплуатации насаждениями покрыта почти половина территории страны.
Животный мир. Животный мир ДРК богат и разнообразен. В лесах и редколесьях встречаются слоны, шимпанзе и другие приматы, львы, леопарды, шакалы и множество различных змей. Реки изобилуют крокодилами и бегемотами, а саванна – африканскими буйволами, антилопами и другими травоядными копытными. В ДРК несколько национальных парков, из которых важнейший – Вирунга вокруг оз. Эдуард. Из птиц водятся эндемичные аисты, попугаи, ибисы, крачки и цапли. Среди насекомых обильны возбудители болезней людей и скота – малярийные комары и муха цеце. Озера богаты многими видами рыбы.
НАСЕЛЕНИЕ
Демография. Оценки численности населения, как и большинство имеющихся статистических данных по Конго, ненадежны. Точные подсчеты провести трудно, поскольку внутри страны сельские жители мигрируют в города, а из ряда соседних стран – Анголы, Бурунди, Руанды и Судана – периодически мигрируют беженцы, которые рано или поздно возвращаются обратно. По данным официальных переписей, численность населения в 1970 составляла 21 638 тыс. человек, в 1974 – 24 327 тыс., а в 1984 – 29 671 тыс. В 1992 занимавшееся учетом населения Министерство внутренних дел оценивало численность жителей страны в 40 млн. человек. Согласно наиболее точным независимым подсчетам, в 2003 в стране проживали 56,6 млн. человек.
Ежегодный прирост населения составлял в 2003 примерно 2,9% и происходил в основном за счет естественного прироста, поскольку рождаемость значительно превышает смертность. В 2003 рождаемость была 45,12 на 1000 человек, а смертность – 14,87 на 1000. Большинство экспертов считает, что реальная смертность была выше из-за упадка экономики и сферы медицинского обслуживания, однако его истинные масштабы неизвестны. Наиболее высокие темпы прироста населения наблюдались на юге страны и в городах. В сельских районах севера демографическая ситуация была относительно стабильной. Несмотря на быструю урбанизацию, в середине 1990-х годов примерно 55% конголезцев оставались сельскими жителями. Средняя продолжительность жизни в 2003 оценивалась в 46,83 лет у мужчин и 51,09 лет у женщин.
Этнический состав, язык и религия. Коренным населением территории современной ДРК были пигмеи, обитатели Центральной Африки. В настоящее время их осталось мало и живут они только в глухих лесных районах. Предки народов, составляющих ныне основную часть населения ДРК, расселились здесь во II–I тыс. до н.э. в ходе многочисленных миграций. В стране насчитывается примерно 250 народов и этнических групп, подавляющее большинство которых говорит на языках банту. Среди наиболее многочисленных и лучше изученных этносов – баконго на западе страны, монго в центре бассейна р.Конго, балуба на юге и в центре восточной части страны, лунда на юге, баши около оз. Киву и азанде на северо-востоке.
Региональными языками межэтнического общения являются киконго на западе, чилуба на юге центральной части страны, суахили на востоке и лингала на севере и в центре бассейна р.Конго. Наиболее распространенный в ДРК африканский язык – лингала. На нем говорят в Киншасе и Браззавиле, столице соседней Республики Конго. Именно лингала был единственным африканским языком, который с колониальных времен и до свержения Мобуту использовался как средство общения в вооруженных силах. На лингала исполняется большинство народных песен. Официальный язык – французский, который используется в государственных и образовательных учреждениях, в вооруженных силах и в деловой жизни.
Около 90% населения – христиане. Приблизительно 60% из них католики, остальные – протестанты, кимбангисты (сторонники христианско-африканской церкви) и незначительное число православных христиан. Численность мусульман, населяющих преимущественно восточную и северо-восточную части страны, составляет ок. 2 млн. человек.
Города. С 1950-х годов впечатляющими темпами происходит урбанизация ДРК. В столице страны Киншасе в 1940 проживало всего 47 тыс. человек, к 1957 – 380 тысяч, а к 1991 – примерно 4 млн. По последним оценкам, численность населения столицы составляет от 5 до 6 млн. человек. Экономический и политический кризисы существенно повлияли на демографическую ситуацию и в других крупных городах. Сократилась численность населения в районах, где прошли этнические чистки, например, в трех важных центрах горнодобывающей промышленности Меденосного пояса – Лубумбаши, Колвези и Ликаси. Увеличилось население городов Мбужи-Майи, Кананга, Кисангани, Гома и Букаву, где нашли убежище перемещенные лица. Несмотря на начавшийся в 1991 процесс сокращения рабочих мест в городах, их население продолжает расти. В отсутствие надежных статистических данных приблизительная численность населения региональных центров страны в конце 1990-х годов оценивалась следующим образом: Лубумбаши, Мбужи-Майи и Кисангани – ок. 1 млн. человек каждый, Кананга, Гома и Букаву – по 0,5 млн. человек, Колвези и Ликаси – по четверти миллиона человек. Другие крупные административные и деловые центры с населением не менее 100 тыс. человек – Мбандака, Бандунду, Матади и Бома. Мбужи-Майи – центр добычи алмазов в области Восточное Касаи, Киквит – переработки пальмового масла. Главный морской порт – Матади, расположенный вверх по течению недалеко от устья р.Конго. Незначительные объемы грузов обрабатываются в порту Бома, расположенном выше по течению Конго. Планируется сооружение глубоководного порта в расположенном на Атлантическом побережье городке Банана.
В колониальный период бельгийская администрация контролировала внутреннюю миграцию, ограничивая приток населения в города. После провозглашения независимости эти ограничения были сняты, и масса людей, в основном сельская молодежь, устремилась в города. Стихийный рост городов привел к тому, что вокруг центра каждого крупного города, где сосредоточены административные здания, торговые центры и капитальные дома, построенные государством или частными компаниями, появились огромные районы трущоб. Одной из самых серьезных проблем конголезских городов является безработица.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА
С 1965 по 1990 в Конго существовал режим сильной централизованной президентской власти. Президент Мобуту сосредоточил в своих руках огромные властные полномочия. Мобуту пришел к власти после периода 1960–1985, когда страна была охвачена хаосом и сепаратизмом, а слабое федеральное правительство было неспособно навести порядок. Коррупция государственного аппарата и долгое правление Мобуту привели к нарушению внутриполитической стабильности в конце 1980-х годов и массовым требованиям политических реформ. В 1990–1996 политические лидеры страны вели долгие и сложные переговоры о демократизации политической системы. В октябре 1996 разразилась война, диктатура Мобуту пала, и в мае 1997 к власти пришел новый режим во главе с Лораном Кабилой. В августе 1997 другая группировка мятежников, за спиной которых стояли Руанда и Уганда, возобновила военные действия. Вооруженная оппозиция объявила, что намерена сместить президента Кабилу и установить в стране демократический режим.
Традиции сильной централизованной власти в Конго сложились в колониальный период, однако после объявления независимости авторитарный режим уже не мог обеспечил высоких темпов социально-экономического развития страны. В условиях однопартийной системы, когда властные отношения строились по принципу «патрон – клиент», бóльшая часть государственных ресурсов стала личной собственностью правителя-автократа и его ближайшего окружения.
Федеральные органы власти. В 1965–1990 Конго управлял авторитарный режим, а вся исполнительная власть находилась в руках президента. На проводимых каждые семь лет президентских выборах Мобуту избирался на безальтернативной основе. Однопалатный парламент, состоявший из лояльных членов правящей партии, утверждал бюджет и принимал необходимые законы.
В 1990 активизировались попытки реформировать политическую систему сверху, чтобы создать в переходный периода более эффективные и очищенные от коррупции органы власти. Предполагалось, что президентские полномочия будут ограничены, а деятельность исполнительной власти окажется под контролем парламента, независимой судебной системы и свободной прессы. Мобуту и его окружение всячески препятствовали процессу демократизации, который вовсе застопорился после прихода к власти Кабилы, запретившего деятельность политических партий.
Областные и местные органы власти. Конституция 1967 отменила федеративное устройство конголезского государства, декларированное в конституциях 1960 и 1964, и восстановила централизованную структуру регионального и местного управления. По конституции 1967, губернаторы областей, главы администрации районов и более мелких территориальных единиц назначались центральным правительством. Число областей было сокращено с 21 до 8, а позднее увеличено до 10. Кроме того, столица страны Киншаса получила статус области. В настоящее время в территориально-административном отношении страна разделена на следующие области: Бандунду (административный центр Бандунду), Нижнее Конго (Матади), Экваториальная (Мбандака), Верхнее Конго (Кисангани), Западное Касаи (Кананга), Восточное Касаи (Мбужи-Майи), Катанга (Лубумбаши), Маниема (Кинду), Северное Киву (Гома) и Южное Киву (Букаву). Далее территория областей подразделялась на 24 района и 134 сельских округа или территории. На низовом уровне властные функции осуществляли вожди и старейшины, которые назначались правительством с учетом их традиционного статуса в местной общине.
В 1992 Собрание по политическим и конституционным реформам, известное под названием Верховная национальная конференция, одобрила курс на федерализацию государственного устройства.
Основные политические организации. В 1967–1990 правящей и единственной легальной политической организацией была возглавлявшаяся президентом Мобуту партия Народное движение революции (НДР). Профсоюзы, женские и молодежные организации строились на общенациональной основе и работали в рамках НДР. С введением в 1990 многопартийной системы был положен конец монополии партии Мобуту в политической жизни страны, что стало кульминацией десятилетней борьбы оппозиции за многопартийную демократию. Оппозиция заявила о себе в 1980, а в 1982 создала партию Союз за демократию и социальный прогресс (СДСП). После 1990 возникли сотни политических партий и общественных организаций, которые стали составной частью демократического движения.
Во время переходного периода 1990–1997 почти все политические организации страны разделились на два основных лагеря. Первый поддерживал президента Мобуту и выступал за сохранение статус-кво. Он был представлен организацией Политические силы Конклава, названной так в связи с ассамблеей, которую пропрезидентские силы провели в марте 1993 для отпора демократическим элементам. Сторонники второго лагеря объединились вокруг организации под названием Священный союз радикальной оппозиции и ее союзников, который выступал за проведение коренных преобразований и заявлял о приверженности решениям Национальной конференции. В мае 1997 президент Кабила запретил деятельность этих политических группировок и вообще всех партий. Альянс демократических сил за освобождение Конго, коалиция четырех оппозиционных группировок, созданная в октябре 1996 для борьбы с режимом Мобуту, стал единственной легальной политической организацией страны.
Судебная и юридическая система. Правосудие в ДРК вершится по нормам как общего права, «писаного закона», так и обычного права. Государственная судебная система, где применяются нормы общего права, построена на тех же принципах, что и бельгийская. На низовом уровне, в основном в сельских районах, действуют суды вождей, которые руководствуются нормами обычного права. Их юрисдикция ограничивается разрешением спорных ситуаций местного характера.
Внешняя политика. ДРК – член ООН, Организации африканского единства (ОАЕ), Африканского банка развития, Сообщества по развитию Юга Африки и других международных организаций, поддерживает дипломатические отношения с большинством государств мира.
Вооруженные силы. С тех пор как Мобуту захватил власть в результате военного переворота в 1965, главную опору его режима составляли конголезские вооруженные силы. Согласно просочившимся в 1993 в средства массовой информации статистическим данным, ок. 90% офицерского состава составляли земляки президента, уроженцы Экваториальной области, около половины генералов принадлежало к той же немногочисленной этнической группе, что и Мобуту, – нгбанди. Земляки президента преобладали в элитных воинских частях, составлявших примерно четверть численности вооруженных сил, – 15-тысячной президентской гвардии, службе военной разведки, органах безопасности, иммиграционной службы, полувоенных полицейских сил. В целом же 60 тыс. мужчин и женщин, которые проходили службу в составе регулярных частей жандармерии, сухопутных сил, десантных и механизированных подразделений, в малочисленной и плохо оснащенной авиации, а также в частях береговой охраны, были плохо подготовлены, жили в неважных условиях и получали скудное жалованье. Армия существовала за счет вымогательства и бандитизма, солдаты нередко терроризировали и грабили мирных жителей. В результате массовых грабежей и бесчинств, учиненных военнослужащими в Киншасе и других городах в 1991 и в 1993, были разрушены многие современные торговые центры. Все это способствовало распаду национальных вооруженных сил как боевой силы и инструмента поддержания закона и порядка. Конголезская армия не сумела оказать сопротивления вооруженным повстанцам, которые свергли Мобуту и привели к власти Альянс демократических сил за освобождение Конго.
У Альянса не было собственной армии, если не считать 4–5 тыс. конголезцев, служивших во вспомогательных частях ангольской армии, которые вернулись на родину, чтобы помочь Кабиле, и тысяч подростков (kadogo), которых Кабила поставил под ружье в ходе семимесячного марша от Гомы к Киншасе. Именно части национальной ангольской армии и служившие в них конголезцы выиграли три решающих сражения: разбили сербских и хорватских наемников при Кисангани, разгромили президентскую гвардию при Лубумбаши и отряды ангольского мятежника Жонаса Савимби при Кенге. Под командованием руандийских офицеров были осуществлены другие военные операции: уничтожение лагерей беженцев хуту, которые использовались экстремистами хуту для продолжения в Руанде геноцида тутси, и захват главных городов и административных центров Конго. До июля 1998 должность начальника штаба конголезских вооруженных сил занимал гражданин Руанды Джеймс Кабаре.
К концу 1998 ДРК осталась без национальной армии. Так называемая официальная армия, Конголезские вооруженные силы (КВС) были кое-как сформированы из остатков мобутовской армии, солдат вспомогательных частей ангольской армии, известных как катангские жандармы или «тигры», а также kadogo. Неудивительно, что эта разобщенная, плохо подготовленная и недисциплинированная армия не смогла оказать сопротивления армии Конголезского объединения за демократию, сформированной из перебежчиков из КВС, включая военнослужащих бывшей мобутовской армии, и конголезских тутси, получивших военную подготовку в Уганде и Руанде. Помимо двух упомянутых армий, в северо-восточных районах страны действовали еще несколько подразделений милиций.
ЭКОНОМИКА
ДРК, чьи недра богаты полезными ископаемыми, обладает самым мощным экономическим потенциалом среди стран Тропической Африки. Страна располагает значительными энергоресурсами – гидроэнергией, нефтью и природным газом, которые стали разрабатываться лишь в последние годы. ДРК занимает первое место в мире по производству промышленных алмазов и кобальта и является одним из ведущих мировых производителей меди. Экономика ДРК многоотраслевая, хотя в экспорте преобладает продукция горнодобывающей промышленности. Сельское хозяйство по-прежнему обеспечивает средства к существованию подавляющей части населения, но роль промышленности неуклонно возрастает. Главные индустриальные центры – коридор Киншаса – Матади, район добычи меди Катанга и Восточное Касаи, центр добычи алмазов. В колониальный период принадлежавшие бельгийцам компании монополизировали горнодобывающую промышленность, равно как и важнейшие отрасли сельскохозяйственного и промышленного производства. Власти независимого Конго ограничили деятельность иностранных корпораций. В 1974 правительство экспроприировало мелкие и средние иностранные предприятия и плантационные хозяйства.
Последовавшие за провозглашением независимости развал органов власти и внутренние междоусобицы серьезно подорвали экономику. В спешном порядке из страны выехали наиболее квалифицированные государственные служащие, управленцы и технические специалисты (преимущественно бельгийцы). Расходы на борьбу с сепаратистами, невозможность собрать налоги во многих частях страны, и отделение Катанги поставили центральное правительство на грань банкротства. Резко сократился объем производства в большинстве отраслей экономики. С 1966 начался процесс оздоровления экономики. Армия сумела восстановить порядок на территории большей части сельских районов. В 1967 правительство провело ряд экономических реформ, которые способствовали развитию торговли и притоку инвестиций. Помимо введения новой и более стабильной валюты, заира, власти страны ослабили контроль над импортными операциями и отменили введенные еще в 1960 ограничения на вывоз иностранными компаниями прибыли за границу.
В середине 1970-х годов страна вновь вступила в полосу экономического кризиса, который продолжался и в 1990-е годы. Поскольку экспортные поступления лишь частично покрывали значительные расходы на импорт, правительство сделало крупные иностранные займы. Рост экспортных поступлений сдерживался низкими мировыми ценами на основную экспортную продукцию – медь, кобальт, кофе и алмазы. Требовалась финансовая помощь иностранных банков и международных организаций для обслуживания внешнего долга. К 1997 его сумма составила 13,8 млрд. долл. Поскольку сельскохозяйственное производство не обеспечивало потребностей населения, правительство было вынуждено тратить резервы иностранной валюты на импорт продовольствия. Экономические трудности усугублялись и плачевным состоянием инфраструктуры, особенно транспортных средств. Годовые бюджеты сводились со значительным дефицитом, что вкупе с другими экономическими проблемами порождало высокий уровень инфляции.
Затяжной политический кризис 1990-х годов – прерванный переход к демократии и войны 1996 и 1998 – привели к дальнейшему ухудшению экономического положения, распаду горнодобывающей отрасли, торговли, банковского дела и сферы услуг.
Валовой внутренний продукт. В 1991 ВВП Конго оценивался в 133 трлн. заиров, что приблизительно равнялось 8,5 млрд. долл., или 233 долл. в расчете на душу населения. Доля сельскохозяйственного производства, ориентированного на внутренний рынок, составила приблизительно 30% ВВП, промышленности – 30%. Остальная часть ВВП производилась в сфере торговли и услуг. В 1995 ВВП оценивался в 16,5 млрд. долл., или ок. 400 долл. на душу населения. Структура ВВП была следующей: сельское хозяйство – 59%, промышленность – 15%, сфера услуг – 26%.
Сельское хозяйство. Обрабатываемые земли составляют ок. 3%, луга и пастбища – 6% площади страны. В сельском хозяйстве сосуществуют два типа сельскохозяйственного производства. Мелкие крестьянские хозяйства, в которых занято ок. 60% экономически активного населения, производят продукцию для собственных нужд и продажи на внутреннем рынке. До сих пор в таких хозяйствах используется традиционная система переложного земледелия. Химические удобрения и современная техника почти не используются. Главные продовольственные культуры – маниок, бананы, кукуруза, рис, бобовые, батат и арахис. Крестьяне выращивают на продажу хлопчатник, кофе и сахарный тростник, излишки продовольственных культур реализуются на местных рынках.
Производство экспортной сельскохозяйственной продукции сосредоточено главным образом в плантационных хозяйствах. Крупные компании специализируются на производстве продуктов масличной пальмы, каучука, кофе и какао. Бóльшая часть пальмового масла и орехов производится на плантациях, расположенных в бассейне р.Конго на юго-западе страны. Кофе сорта арабика выращивается на высокогорных плантациях на востоке, кофе сорта робуста – в бассейне р.Конго. На плантациях производится бóльшая часть чая, каучука, сахарного тростника и какао.
Из-за мухи цеце, переносчика возбудителя сонной болезни у человека и болезни «нагана» у домашних животных, зона животноводства ограничена. Выращивают крупный рогатый скот, коз, овец, свиней и домашнюю птицу.
Лесное хозяйство и рыболовство. Около 75% территории Конго покрыто лесами. Древесина ценных пород (тик и черное дерево) идет на экспорт, остальная используется в качестве крепежного материала на шахтах и в качестве топлива. Рыба – важный источник белка в рационе населения.
Горнодобывающая промышленность и металлургия. Добыча полезных ископаемых в Катанге велась еще в 10 в. Европейцы начали разрабатывать недра Конго в первом десятилетии 20 в. К концу колониального периода европейские компании контролировали практически всю добывающую отрасль. Наиболее мощной из них была бельгийская «Сосьете женераль», которая через свою дочернюю компанию «Юнион миньер дю О'Катанга» (ЮМОК) владела на правах концессии территорией площадью в 33,7 тыс. кв. км, где были сосредоточены самые богатые месторождения полезных ископаемых. 31 декабря 1966 правительство национализировало собственность ЮМОК. Для контроля над добычей, выплавкой и продажей меди и других полезных ископаемых была создана государственная горнодобывающая корпорация ЖЕКАМИН. Возникшие в «Сосьете женераль» противоречия были разрешены в начале 1967, когда правительство передало часть добычи меди в ведение ее дочерней компании.
После обретения независимости экономика Конго стала во все большей степени зависеть от горнодобывающей промышленности. Основным источником поступлений от экспорта является медь, затем – кобальт, алмазы, касситерит (оловянная руда) и цинк. Производство меди, являющееся основой экономики страны, ведется в области Катанга. Там же добываются свинец, уголь, марганец, цинк и кобальт. ДРК – крупнейший поставщик кобальта на мировой рынок. В районе, занимающем территорию от северной границы Катанги до северной части Киву, разрабатываются месторождения золота, вольфрама и тантала. Касаи занимает первое место в мире по добыче промышленных алмазов, там добываются и ювелирные алмазы. Налажена широкомасштабная нелегальная добыча алмазов, которые контрабандой вывозятся из страны за границу. Золото добывают на северо-западе страны. В 1975 началась разработка месторождений нефти на прибрежном шельфе.
В районах добычи полезных ископаемых созданы крупные горнообогатительные и металлургические комплексы. Крупнейшие центры металлургии – Ликаси и Колвези в Катанге. Медную руду превращают в концентрат, из которого выплавляют медь. Бóльшую часть цинковой руды перерабатывают в листовой цинк, а часть касситерита переплавляется в слитки олова.
Политический кризис 1990-х годов пагубно отразился на развитии горнодобывающей и металлургической промышленности. Объем годового производства меди сократился на 90%, а бóльшую часть золота и алмазов добывали кустарными методами старатели, которые предпочитали работать с черным рынком.
Обрабатывающая промышленность. Хотя первые предприятия обрабатывающей промышленности были созданы в Конго во время Первой мировой войны, ее развитие искусственно сдерживалось до начала Второй мировой войны. Нехватка потребительских товаров в военный период стимулировала рост местной легкой промышленности, который продолжался и после достижения независимости. Однако, начиная с середины 1970-х годов, выпуск многих видов продукции обрабатывающей промышленности ежегодно сокращался или не увеличивался. Более того, в начале 1980-х годов производственные мощности многих предприятий действовали всего на 30%. Такое положение сложилось из-за ограничений на валютные операции, что препятствовало закупке импортных запасных деталей для изношенного оборудования, недостаточными объемами поставок промышленного сырья и нежеланием инвесторов загружать промышленные предприятия на полную мощность на фоне неопределенной экономической ситуации.
После волны грабежей со стороны военнослужащих, прокатившихся по стране в 1991 и 1993, произошло дальнейшее падение производства, состояние обрабатывающей промышленности ухудшалось после каждого политического кризиса. В период независимости наиболее высокими темпами рос выпуск потребительских товаров, в частности одежды и продуктов питания, что объяснялось возраставшими потребностями постоянно увеличивавшегося городского населения и нехваткой аналогичной импортной продукции. Предприятия по производству потребительских товаров сосредоточены преимущественно в районе Киншасы, основного промышленного центра страны. Горнообогатительные, химические и металлургические предприятия сконцентрированы в горнодобывающих районах Катанги. Давильни для получения пальмового масла и небольшие предприятия пищевой промышленности встречаются по всей стране.
Транспорт и энергетика. Главным препятствием для развития горнодобывающей и других отраслей промышленности является неразвитость транспортной системы и нехватка энергетических мощностей. Основа транспортной сети ДРК – маршруты вывоза экспортной продукции по рекам и железным дорогам. Протяженность почти всех авто- и железных дорог невелика; как правило, они связывают водные пути с районами экспортного производства. В начале 1990-х бóльшая часть дорог нуждалась в ремонте. Транспортные пробки – обычное явление на участке р. Конго между Киншасой и морским портом Матади. Поскольку этот отрезок реки несудоходен из-за порогов, требуются значительные затраты сил и средств для перевалки грузов с барж в железнодорожные вагоны. Железная дорога связывает Катангу с зарубежными морскими портами Лобиту и Бенгелой (Ангола), Бейрой (Мозамбик), Дар-эс-Саламом (Танзания) и Ист-Лондоном, Порт-Элизабет и Кейптауном (ЮАР). В 1990 протяженность действовавших железных дорог составила ок. 5,1 тыс. км. Из-за плохого состояния железнодорожного полотна в 1990-е годы участились аварии.
Протяженность водных путей – ок. 14,5 тыс. км, дорог (преимущественно грунтовых) – ок. 145 тыс. км. Важную роль играют внутренние авиаперевозки. Международные аэропорты расположены в городах Киншаса, Лубумбаши и Кисангани. ДРК располагает мощным гидроэнергетическим потенциалом, оцениваемым в 1 млрд. кВт. Однако в 1990 было произведено лишь 4,9 млн. кВт/ч электроэнергии.
Внешняя торговля. ДРК – экспортер продукции горнодобывающей промышленности и сельскохозяйственной продукции. Главная статья экспорта – медь, продажа которой принесла стране в 1990 почти половину экспортных поступлений. Важное место в списке экспортных товаров занимают кобальт, алмазы, цинк и касситерит. Как правило, доля полезных ископаемых в экспорте составляет ок. 80%. Остальные статьи экспорта – кофе, продукты масличной пальмы, каучук и древесина. Импортируются машины, транспортные средства, продовольствие, продукция текстильной и химической промышленности, металл и изделия из металла.
Стоимость экспорта обычно намного превышает стоимость импорта. В 1990 например, экспорт принес 2,14 млрд. долл., а затраты на импорт составили 1,54 млрд. долл. Однако значительные затраты на содержание управленческого аппарата и обслуживание долга в период после экономического кризиса середины 1970-х годов привели к значительному ежегодному дефициту платежного баланса. Главным внешнеторговым партнером остается Бельгия, на долю которой приходится свыше трети экспорта. Другие крупные внешнеторговые партнеры – США, Франция, Германия, Италия и Япония.
Финансы и банковское дело. С целью эмиссии местной валюты, регулирования денежных потоков и осуществления кредитной политики в 1964 был создан Центральной Банк. В 1960-х годах франк неоднократно девальвировался, а в 1967 в обращение была введена новая денежная единица – заир. В 1992 финансовая система страны рухнула, и в 1998 заир был заменен на новый конголезский франк.
Государственный бюджет. В период 1960–1990 государственный бюджет сводился с дефицитом. С 1967 дефицит бюджета принял угрожающие масштабы. Обычно ежегодные дефициты покрывались за счет займов Центрального Банка, что было одним из факторов сильной инфляции. Основным источником государственных доходов были налоги на внешнеторговые операции, а также экспортные пошлины на продукцию горнодобывающей промышленности, импортные пошлины, налоги на личные доходы и доходы корпораций.
При президенте Мобуту и премьер-министре Леоне Кенго Ва Дондо (1982–1986, 1988–1990 и 1994–1997) сложилась практика сокрытия истинного положения в государственных финансах, когда реальные расходы значительно отличались от декларированных показателей. Так, опубликованные данные о некоторых статьях расходной части бюджета 1989 выглядели следующим образом: обслуживание государственного долга – ок. 29%, образование – 7%, национальная оборона – 8% и расходы на содержание президента и его аппарата – 15%. На самом деле почти половина расходной части бюджета была потрачена на нужды президента. Бóльшая часть программ развития финансировалась за счет иностранных займов и субсидий. В 1989 бюджет развития составил ок. 10% суммы всех государственных расходов. После прекращения в 1990 иностранной экономической помощи эта статья расходов исчезла из государственного бюджета.
ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА
Общая характеристика. В стране проживают народы 250 языковых групп. На протяжении многих веков народы севера зоны саванн Конго поддерживали связи с населением государственных образований внутренних районов Западной Африки и района Нила. Расположенное на западе королевство Конго еще в конце 15 – начале 16 вв. установило отношения с Португалией и Ватиканом. На протяжении 19 в. развивались отношения народов восточной части страны с населением побережья Восточной Африки, и незадолго до прихода европейцев в области Маниема к западу от оз. Танганьика стали возникать арабо-суахилийские торговые государственные образования. В 19 в. народы южных областей испытывали военное давление южноафриканского народа нгони.
Социальная структура. Хотя миграционные процессы между городом и деревней продолжаются, социальная структура сельского общества значительно отличается от городского. В колониальный период конголезский средний класс почти целиком состоял из белых. У африканцев было мало возможностей получить высшее или среднее специальное образование, поэтому бóльшую часть руководящих должностей в государственном аппарате и компаниях занимали европейцы. После завоевания независимости африканцы заняли высшие административные посты, а компаниям, которые некоторое время продолжали находиться под контролем иностранцев, были предписано набирать управленческий персонал из африканцев. С 1960 в Конго стал формироваться африканский средний класс. В стране достаточно много предпринимателей-африканцев, однако процесс становления африканской буржуазии идет более медленными темпами.
Значительный по численности отряд наемных работников сложился в горнодобывающей промышленности, на плантациях, транспорте и предприятиях легкой промышленности. После независимости в стране появилась многочисленная группа частично занятых или полностью безработных людей, состоящая главным образом из молодежи. Они живут случайными заработками, уличной торговлей или благодаря помощи имеющих постоянную работу родственников. Подавляющее большинство конголезских земледельцев владеет мелкими наделами, где они выращивают продовольственные культуры, а также товарные культуры, если есть возможность их выгодно продать.
В некоторых районах, расположенных главным образом в восточной части страны, сохраняется влияние традиционных социальных структур.
Религия и религиозные институты. В колониальный период активную работу среди местного населения проводили христианские миссионеры; к 1960 их численность в Конго достигла 10 тыс. человек. Особым покровительством колониальной администрации пользовались католические миссии, которыми руководили бельгийцы. Церкви и миссии стали образовательными центрами для африканцев, где их начали выдвигать на руководящие посты задолго до того, как такая практика прижилась в административных органах и иностранных компаниях. Благодаря религиозной и образовательной деятельности миссий подавляющее большинство конголезцев было обращено в христианство.
Важную роль играла третья по численности христианская община – независимая африканская церковь, главой которой в 1921 стал Симон Кимбангу. В своем учении С.Кимбангу соединил идеи протестантизма и африканских традиционных верований. Бельгийские власти сочли, что проповеди Кимбангу о богоизбранности африканцев представляют угрозу европейскому господству в Конго. С.Кимбангу, как и многие его последователи, был помещен в тюрьму, где умер после 30 лет заключения. Тем не менее сторонников кимбангизма становилось все больше, и в 1959 кимбангизм был признан в качестве официальной религии. В 1969 Церковь Иисуса Христа на земле, основанная Симоном Кимбангу, стала членом Всемирного совета церквей со штаб-квартирой в Женеве.
Четвертой и самой малочисленной христианской общиной в Конго являются сторонники православной церкви, составляющие менее 1% конголезских христиан. Хотя православная вера была привнесена в Конго греческими торговцами, чьи церкви оставались исключительно греческими даже после обретения независимости, значительное число конголезцев приняли православие, в результате чего в стране возникла еще одна влиятельная религиозная община.
Одна из наиболее быстро растущих религиозных общин в Конго – мусульмане. Из мест своего традиционного влияния на востоке и северо-востоке страны ислам распространяется по всей ее территории. Ислам проник в Конго в середине 19 в. с арабо-суахилийскими торговцами рабами и слоновой костью из Занзибара и с побережья Восточной Африки. Конголезцев-мусульман легко отличить по белым длинным одеяниям, распространенным среди исламизированного населения побережья Восточной Африки.
Организации и общественные движения. После Второй мировой войны в конголезских городах возникли разнообразные организации африканцев; ассоциации выпускников колледжей, клубы интеллектуального досуга, этнические ассоциации и профсоюзы.
До 1967 профсоюзное движение было расколото на три крупные организации, что явилось следствием конфликтов между католическими и социалистическими профсоюзами Бельгии, а также личных амбиций профсоюзных лидеров. В 1967 в рамках однопартийного режима все профсоюзы были объединены в один. Независимые профсоюзы возродились уже после отмены в 1990 однопартийной системы.
Наиболее упорное сопротивление установлению контроля правящей партии над своей организацией оказали студенты. После ряда серьезных конфликтов с режимом студенческое движение было инкорпорировано в молодежную организацию правящей партии. После 1990 студенты, как и другие социальные группы, получили право участвовать в любой законной общественно-политической деятельности.
Образование. Первые школы появились в Конго в конце 19 в. После окончания курса начальной школы африканцы имели возможность продолжать образование только в католических семинариях.
После войны колониальная администрация стала оказывать помощь христианским миссиям в расширении системы школьного образования. В 1948 правительственные субсидии были впервые выделены протестантским миссиям. Основное внимание уделялось увеличению числа начальных школ. После 1960 эта проблема находилась в центре внимания всех правительств. В начале 1970-х расходы на образование превышали 25% государственного бюджета. Экономический кризис 1980–1990-х годов пагубно отразился на всей системе образования. Чтобы выжить в условиях нехватки средств на оплату труда преподавателей, закупки всего необходимого для учебного процесса и ремонта школьных зданий, работники просвещения вынуждены обращаться за помощью к родителям учащихся. Дипломы об окончании средней школы выдаются выпускникам от лица правительства после успешной сдачи государственных экзаменов. К сдаче этих экзаменов плохо подготовлены учащиеся школ в отдаленных районах, где не хватает учителей и учебных пособий. Из-за трудностей сельской жизни преподаватели с университетским дипломом предпочитают работать в городских школах.
В 1954 бельгийцы создали католический университет в Леопольдвиле (совр. Киншаса), а в 1955 – государственный университет в Элизабетвиле (совр. Лубумбаши). После 1960 в Конго появился ряд новых высших учебных заведений. Так, в 1963 был открыт протестантский университет в Стэнливилле (совр. Кисангани), в разных городах страны открылись двери медицинских, сельскохозяйственных, технических, торговых и других вузов. В 1971 все три университета были слиты в один – Национальный университет Заира, но в 1981 каждому из них был возвращен статус самостоятельного учебного заведения.
ИСТОРИЯ
До установления колониального правления на юге, западе и востоке современной ДРК существовал ряд государственных образований, некоторые из них были довольно крупными по территории и численности населения. За исключением северных и северо-восточных окраин все население страны говорило на языках банту. Наибольший след в истории оставили королевства Конго, Куба, Луба и Лунда.
В 1484, когда португальские мореплаватели достигли устья р.Конго, были установлены первые контакты между европейцами и местным населением. Из-за порогов португальцы не смогли подняться вверх по реке более чем на 160 км. По-настоящему Европа узнала о Конго благодаря географическим исследованиям Генри Стэнли и других европейских путешественников конца 19 в. Попытка Г.Стэнли заинтересовать результатами своих открытий власти Великобритании закончилась неудачей, и тогда он обратился к королю Бельгии Леопольду II, в лице которого нашел заинтересованного союзника. Бельгийский монарх провел тонкую дипломатическую игру и сумел добиться от участников Берлинской конференции европейских держав 1885 согласия на передачу в его личное владение «Независимого государства Конго», территория которого была в 80 раз больше территории Бельгии. Правление Леопольда II было отмечено жестокостью по отношению к местному населению, и на волне массовых протестов появилось первое правозащитное движение – организация «За реформы в Конго». В 1908 бельгийский король подписал декрет о преобразовании «Независимого государства Конго» в колонию Бельгии, названную Бельгийским Конго.
В последующие 40 лет Конго управлял своеобразный триумвират из колониальной администрации, католической церкви и горнодобывающих и сельскохозяйственных компаний. До середины 1950-х годов Бельгии удавалось изолировать Конго от остальной Африки, однако начиная со второй половины 1950-х годов конголезцы стали получать все больше информации об освободительных движениях в соседних странах. Несмотря на преследования колониальных властей, в Конго одна за другой стали создаваться политические партии и организации. Бельгийцы допустили создание выборных муниципальных советов в нескольких городах, однако политические партии были разрешены только после массовых беспорядков в январе 1959 в Леопольдвиле (совр. Киншаса).
Январские события подорвали доверие к бельгийцам, и колониальная администрация стала сдавать одну позицию за другой. Однако уступки оказались запоздалыми, и наладить отношения с конголезскими политическими организациями удалось только после обещания официального Брюсселя предоставить Конго полную независимость 30 июня 1960.
Наиболее влиятельной партией стало Национальное движение Конго (НДК), которое было создано в октябре 1958 молодыми образованными конголезцами, представлявшими различные этнические группы и районы. Возглавляемое Патрисом Лумумбой НДК стремилось стать организацией общенационального масштаба. Хотя наибольшую поддержку НДК оказывало население Восточной провинции и районов, где был распространен язык конго, до провозглашения независимости ему удалось распространить свое влияние на ряд других районов. Динамичная и радикальная партия Лумумбы особенно импонировала конголезской молодежи. В 1959 партия оказалась ослабленной, когда из нее вышли некоторые наиболее образованные партийные лидеры, в частности Сирил Адула и Жозеф Илео, в будущем премьер-министры страны. Еще одним следствием раскола стало создание Альбером Калонжи, лидером Касаи, соперничающей с НДК одноименной партии Национальное движение Конго – Калонжи (НДК – К). В отличие от партии Национальное движение Конго – Лумумба (НДК – Л), пользовавшейся поддержкой разных этнических групп, НДК – К опиралась на балуба, живущих в провинции Касаи.
Общенациональной поддержкой пользовалась и другая политическая организация, Партия национального прогресса (ПНП), коалиция консервативно настроенных политиков и вождей, которая была создана при поддержке бельгийцев. Эта партия отличалась умеренностью и пробельгийской настроенностью, ее лидером стал Поль Болья. Остроумные конголезцы расшифровали французскую аббревиатуру названия партии (PNP) следующим образом: «parti des négres payés», т.е. «партия подкупленных негров».
Другие влиятельные политические партии являлись выразителями местных или этнических интересов. Союз народа баконго (АБАКО) был создан в 1950 как культурно-просветительская организация баконго. В 1956–1959 он трансформировался в политическую партию во главе с Жозефом Касавубу. Располагая солидной поддержкой в провинции Нижнее Конго и Леопольдвиле, АБАКО вел политическую работу главным образом среди баконго и неоднократно выступал за создание независимого государства народа баконго в границах средневекового государственного образования Конго. Тем не менее лидеры партии согласились войти в состав первого правительства независимой Республики Конго. Созданная в 1958 Партия африканской солидарности (ПАС) объединила в своих рядах различные этнические группы населения районов Квилу и Кванго провинции Леопольдвиль и вела активную работу среди рабочих Леопольдвиля, выходцев из этих районов. Руководители ПАС Антуан Гизенга и Клеофас Камитату сумели создать партию, которая отличалась радикализмом и хорошей организацией. С целью отстаивания интересов Катанги при поддержке европейских переселенцев в 1958 была создана Конфедерация ассоциаций Катанги (КОНАКАТ). Первоначально эта партия объединяла в своих рядах представителей всех основных этнических групп Катанги, однако в ноябре 1959 из ее состава вышли балуба северных районов, которые затем сформировали собственную политическую организацию на этнической основе – Ассоциацию балуба Катанги (БАЛУБАКАТ). КОНАКАТ не была массовой партией, ее сторонников объединяли общие интересы африканской элиты Катанги и проживавших там европейцев. Руководили КОНАКАТ Моиз Чомбе и Годфруа Мунонго.
На проведенных в мае 1960 парламентских выборах партия Лумумбы завоевала 33 из 137 депутатских мандатов в палате представителей, еще 8 мест достались ее союзникам. В состав фракции НДК – Л вошли представители пяти провинций страны. ПНП в парламенте представляли 14 депутатов из трех провинций. 13 мест завоевали кандидаты от ПАС и 12 – от АБАКО, все в избирательных округах Леопольдвиля. НДК – К получила 8 депутатских мандатов от провинции Касаи. Кандидаты КОНАКАТ и БАЛУБАКАТ завоевали по 8 мест от провинции Катанга. Остальные места в палате представителей поделили мелкие партии и независимые кандидаты.
В ситуации, когда ни одна из партий или коалиций не обеспечила себе большинства, единственным логичным шагом было формирование правительства во главе с представителями НДК – Л и его союзников. Было сформировано коалиционное правительство, П.Лумумба стал премьер-министром. Временная конституция, в значительной степени списанная с конституции Бельгии, предусматривала разделение исполнительной власти между президентом и премьер-министром: первому отводились в основном церемониальные функции. Президент и премьер-министр избирались парламентом. В соответствии с достигнутым компромиссом, пост главы государства занял лидер партии АБАКО Ж.Касавубу. В каждой из шести провинций избранные законодательные органы выбирали президентов провинций и членов провинциальных правительств. Последние в большинстве случаев, подобно центральному правительству, представляли собой весьма непрочные коалиции.
Уже через пять дней после провозглашения независимости страна погрузилась в хаос, когда расквартированные в провинции Нижнее Конго солдаты-конголезцы подняли мятеж против бельгийских офицеров. Беспорядки перекинулись на другие провинции, и в сложившейся ситуации бóльшая часть бельгийских чиновников выехала из страны. 10 июля 1960 Бельгия ввела свои войска в Конго. На следующий день Моиз Чомбе, при поддержке белых поселенцев, объявил провинцию Катанга независимым государством. Месяц спустя Альбер Калонжи провозгласил независимость «Горнорудного государства Южное Касаи».
Столкнувшись с угрозой распада страны, Ж.Касавубу и П.Лумумба обвинили Бельгию в агрессии против независимого государства и обратились с просьбой о помощи к Совету безопасности ООН. ООН откликнулась на эту просьбу, направив в Конго миротворческие силы под своим флагом, состоявшие в основном из воинских контингентов африканских и азиатских стран. Их задачей было восстановление порядка и создания условий для вывода бельгийских войск.
На первом этапе операция ООН проходила успешно, но затем между правительством Конго и чиновниками ООН возникли разногласия о характере мер в отношении Катанги, где при прямой поддержке Бельгии усиливалось сепаратистское движение. Конголезская сторона настаивала на силовом подавлении сепаратизма, а генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд утверждал, что ООН не имеет права прибегать к военной силе. Понимая, что проблема Катанги должна быть решена любой ценой, Патрис Лумумба обратился с просьбой о предоставлении военной помощи к СССР. Запад использовал это обстоятельство для того, чтобы обвинить Лумумбу в прокоммунистических симпатиях, что привело к падению его престижа как внутри страны, так и за ее пределами.
5 сентября 1960, действуя при поддержке стран Запада, президент Ж.Касавубу отстранил от власти П.Лумумбу и назначил нового премьер-министра, который не получил поддержки большинства парламентариев. Это еще больше обострило ситуацию, и неделю спустя начальник штаба конголезской армии полковник Жозеф Мобуту заявил, что «нейтрализует» всех политиков и берет власть в свои руки. Когда появились признаки того, что режим Мобуту укрепил свои позиции, сторонники П.Лумумбы приняли решение переехать из Леопольдвиля в административный центр Восточной провинции Стэнливиль (совр. Кисангани) и сформировать там другое центральное правительство. Когда в ноябре 1960 сам П.Лумумба тайно покинул Леопольдвиль и направился в Стэнливиль, его выследили и схватили солдаты Мобуту.
К началу 1961 в Конго были четыре правительства: два боровшихся друг с другом национальных правительства, одно в Стэнливиле во главе с Мобуту, второе в Кисангани во главе с Гизенгой, заместителем премьер-министра в правительстве Лумумбы, и два сепаратистских правительства, одно во главе с Чомбе в Катанге, второе – с Калонжи в Южном Касаи. Сложившаяся в Конго ситуация вызывала беспокойство у западных держав и ООН. Как в самом Конго, так и за его пределами укреплялось мнение, что Лумумба является единственным конголезским политиком, который способен сохранить территориальную целостность страны. Возможность возвращения Лумумбы к власти пугала Вашингтон, его западных союзников, поэтому ЦРУ продолжало поддерживать правительство в Леопольдвиле. По приказу Мобуту арестованный Лумумба был передан правителю Катанги Чомбе, который 17 января 1961 распорядился ликвидировать бывшего лидера страны. В феврале 1961 Совет безопасности ООН принял жесткую резолюцию, которая требовала восстановления в Конго власти центрального правительства и демократического режима, а также прекращения иностранной помощи Катанге.
При поддержке ООН и западных держав в августе 1961 был достигнут компромисс, в соответствии с которым власти в Леопольдвиле и Стэнливиле должны были сформировать одно правительство во главе с премьер-министром Сирилом Адулой. Руководители Катанги решительно отказывались от участия в его создании. В сентябре и декабре 1961 произошли вооруженные столкновения между силами ООН и катангской армией. Длительные переговоры между С.Адулой и М.Чомбе не принесли результатов, и только военная операция сил ООН против армии Чомбе в январе 1963 положила конец планам отделения Катанги.
Между тем правительственная коалиция, созданная из представителей Леопольдвиля и Стэнливиля, распалась, А.Гизенга был арестован. Эти события вызвали массовые выступления протеста. Для сохранения своего непопулярного внутри страны, но пользовавшегося поддержкой извне режима премьер-министр С.Адула был вынужден прибегнуть к жестким мерам, включая роспуск парламента. 3 августа 1963 сторонники Лумумбы сформировали в Леопольдвиле Национальный совет освобождения (НСО), который по соображениям безопасности вскоре перебрался в Браззавиль, столицу соседней Республики Конго. В середине 1963 в провинции Квилу под руководством соратника Лумумбы Пьера Мулеле стали формироваться партизанские отряды. В январе 1964 они совершили вооруженные нападения на правительственные учреждения, здания христианских миссий и компаний. В апреле 1964 вооруженные действия начались вблизи восточной границы. Действовавшая на северо-востоке повстанческая Народная армия освобождения (НАО) в июле-августе разбила правительственные войска и установила полный контроль над этим районом. 5 сентября 1964, спустя месяц после захвата Стэнливиля НАО, Кристоф Гбение объявил о создании там революционного правительства.
Унизительные поражения конголезской армии от плохо вооруженных партизанских отрядов предопределили судьбу правительства С.Адулы. В июле 1964 было сформировано новое правительство, главой которого стал Моиз Чомбе. Для укрепления конголезской армии он призвал несколько сотен белых наемников и получил военную помощь от Бельгии и США. В августе при попытке захватить город Букаву партизаны потерпели первое серьезное поражение. К началу сентября возглавляемые наемниками колонны конголезской армии стали теснить повстанцев.
24 ноября 1964 с самолетов ВВС США на Стэнливиль был сброшен бельгийский десант. Его задачей было освобождение заложников из США и Бельгии и поддержка отряда правительственных войск под командованием наемников, которые должны были освободить город от мятежников. В ходе операции погибли более тысячи гражданских конголезцев и многие заложники. В течение нескольких последующих недель партизанские отряды на востоке страны были разгромлены. Отдельные группы партизан продолжали сопротивление в течение многих месяцев, а в некоторых районах – на протяжении еще нескольких лет.
Волна возмущения, которая прокатилась по миру в связи с бельгийско-американской вооруженной акцией в районе Стэнливиля, привела к увеличению военной помощи партизанам. На протяжении 1965 значительные поставки оружия через территорию Танзании осуществлял Китай. Кубинский революционер Эрнесто Че Гевара в течение нескольких месяцев занимался боевой подготовкой армии Лорана-Дезире Кабилы в горном районе вблизи оз. Танганьика. Но помощь пришла слишком поздно и уже не могла оказать влияние на исход противоборства между правительством в Леопольдвиле и сторонниками Лумумбы.
Когда победа над повстанцами уже не вызывала сомнений, Чомбе создал общенациональный политический блок Конголезское национальное соглашения (КНС) и провел в мае 1965 парламентские выборы. Несмотря на сложную обстановку, парламентские выборы были хорошо организованы, и их результаты почти никто не оспаривал. В новом парламенте образовались два враждующих блока. Итогом острой борьбы между президентом Ж.Касавубу и премьер-министром М.Чомбе стало решение Касавубу назначить на пост премьер-министра Эвариста Кимбу. Два раза кандидатура Кимбы выставлялась на утверждение депутатов парламента, и оба раза он не набирал необходимого количества голосов.
Этой ситуацией воспользовался главнокомандующий конголезской армией генерал Мобуту, который 24 ноября 1965 захватил власть в стране. Мобуту упразднил парламентскую республику и преобразовал Конго в унитарное государство. Большинство конголезцев поддержало эти реформы. В 1967 была принята новая конституция, в соответствии с которой в стране было установлено президентское правление. В 1974 в текст конституции были внесены поправки, а в 1978 она была заменена новой конституцией, которая предусматривала значительное расширение президентских полномочий. Созданная в 1967 правящая политическая партия Народное движение революции (НДР) была объявлена «верховным институтом» страны, что превратило Конго в типичное африканское государство с однопартийной системой и авторитарным режимом.
В первые годы правления Мобуту его режим пользовался определенной поддержкой населения, которое устало от хаоса начала 1960-х годов. Президент запретил политические партии, восстановил власть центрального правительства на всей территории страны и реорганизовал систему государственного управления. Сохраняя тесные отношения со странами Запада, правительство Мобуту приступило в 1967 к реализации программы по африканизации экономики и национализировало гигантскую компанию «Юнион миньер дю О'Катанга» (ЮМОК). На выборах 1970 не имевшая соперников НДР завоевала все места в парламенте, а Мобуту был избран президентом на безальтернативной основе. В 1971 кампания африканизации была распространена на сферу культуры. Страна была переименована в Республику Заир (искаженное в 15 в. португальцами одно из местных названий р.Конго, Н'Зади). В рамках той же кампании была осуществлена замена христианских личных имен на африканские (в частности, Жозеф Дезире Мобуту стал Мобуту Сесе Секо), а также принята официальная идеологическая доктрина, получившая наименование «подлинного заирского национализма».
На протяжении 1970-х годов Мобуту, сохраняя в целом прозападный курс, начал укреплять отношения с Китаем, который предоставил Заиру экономическую и военную помощь. В ходе развернувшейся после завоевания независимости гражданской войне в Анголе Заир вместе с США и ЮАР оказывал помощь ФНЛА и УНИТА, которые боролись против (МПЛА), пользовавшегося поддержкой СССР. Гражданская война в Анголе обернулась для Заира закрытием железнодорожной связи с портовым городом Бенгела, через который экспортировалась медь из Катанги. В марте 1977 и в мае 1978 находившиеся в изгнании катангцы и другие оппозиционеры вторглись из Анголы в Катангу, чтобы свергнуть Мобуту. Получив значительную помощь от ряда западных держав, в первую очередь от Франции, правительственные войска с трудом одолели противников Мобуту.
Процесс ослабления режима Мобуту начался в конце 1970-х годов. Его предвестником стал экономический кризис 1975, а затем ряд унизительных поражений правительственной армии на начальном этапе боевых действий в Катанге в 1977 и 1978. Попытки международного сообщества, в первую очередь США, убедить правительство Мобуту в необходимости демократизации политической системы и стабилизации экономики закончились неудачей. Частично это можно было объяснить плохо продуманными рекомендациями, частично – нежеланием Мобуту и его погрязшего в коррупции окружения пойти на какие-либо реформы.
Столкнувшись с последствиями «приватизации» государства президентом и его ближайшим окружением, здоровые силы конголезского общества сформировали новое демократическое движение, направленное на восстановление в стране законности и государственных институтов. Основной целью созданного в 1980 демократического движения была ликвидация глубинных причин экономического кризиса и социальной деградации, решение моральной проблемы, известной под названием le mal zaïrois (фр. «заирская болезнь»). В 1990 демократическим силам удалось добиться отмены однопартийной системы. Во главе демократического движения находилась группа из 13 депутатов парламента, которые потребовали проведения политических реформ, направленных на установление многопартийной демократии. В 1982 эта группа создала оппозиционную партию Союз за демократию и социальный прогресс (СДСП), что было открытым вызовом однопартийной государственной системе. Первой крупной акцией СДСП, которую возглавил Этьен Тшисекеди, была демонстрация 17 января 1989 в Киншасе, приуроченная к годовщине убийства Лумумбы.
Демократические силы добились также созыва Верховной национальной конференции. Проходившие в Киншасе в период между 7 августа и 6 декабря 1992 историческое собрание 2842 делегатов, которые представляли все слои конголезского общества, стало эпохальным событием в истории независимого Конго. На этом форуме была принята четкая юридическая и организационная схема двухлетнего переходного периода к демократии, которая предусматривала введение парламентской формы правления, создание на переходный период временного законодательного органа, поста президента с преимущественно представительскими функциями и премьер-министра, который является главой переходного правительства национального единства. Главными задачами правительства было достижение экономического выздоровления и поддержка специализированных институтов, созданных для успешной реализации задач переходного периода. Главным таким институтом стала независимая избирательная комиссия, которая должна была в течение двух лет подготовить, провести всеобщие выборы и проконтролировать ход их проведения.
По решению конференции президент был лишен практически всех властных полномочий, но на переходный период оставлен в качестве номинального главы государства. 71% делегатов конференции, принявших участие в свободных выборах, одобрили кандидатуру Этьена Тшисекеди на пост премьер-министра. Однако в начале 1993, стремясь внести раскол в ряды оппозиции и сохранить абсолютную власть, Мобуту и его клика развернули ожесточенную борьбу с демократическими силами, взяв на вооружение методы государственного терроризма, этнических чисток и экономического саботажа. В ситуации, когда вооруженные силы препятствовали Э.Тшисекеди и его министрам осуществлять руководство страной, отсутствие деятельного правительства и развал всей системы государственного управления привели к полному краху экономики и дестабилизации внутриполитической обстановки, что живо напоминало хаос, захлестнувший Конго в начале 1960-х годов.
Провал ненасильственного перехода к демократии совпал по времени с разгулом геноцида в Руанде. Многие уличенные в преступлениях хуту нашли убежище в Конго – в областях Северное и Южное Киву. Два года спустя возглавляемое тутси руандийское правительство приняло решение уничтожить базы хуту на территории Конго, что привело к семимесячной войне, которая закончилась в мае 1997 свержением режима Мобуту и приходом к власти правительства Кабилы. Страна получила официальное название Демократическая Республика Конго. В 1998 ухудшились отношения между Кабилой и его бывшими союзниками Руандой и Угандой. Какими бы важными ни были внешние причины войн 1996 и 1998 и их международные последствия, для конголезцев наиболее серьезным их итогом является то, что попытка перехода к демократии окончилась неудачей, и страна по-прежнему находится в глубочайшем политическом и экономическом кризисе.
ЛИТЕРАТУРА
Винокуров Ю.Н., Орлова А.С., Субботин В. А. История Заира в новое и новейшее время. М., 1982
Республика Заир. Справочник. М., 1984

Энциклопедия Кругосвет. 2008.


.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Демократическая Республика Конго" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»