Волгоград это:

Волгоград
Волгоград
город, ц. Волгоградской обл. Возник около 1555 г. на острове у лев. берега Волги, но вскоре был перенесен на мыс пр. берега при впадении р. Царица, по которой и получил название Царицын. Гидроним из тюрк. Сарысу (сары 'желтый', су 'вода'). Есть также гипотеза , что название Царицын образовано от названия острова, который на картах XIV - XVI вв. надписывался как Цицара. Предполагается, что это иран. название с неизвестным значением. Однако правдоподобно допущение, что изображение острова восходит к неизвестному средневековому араб, источнику, надпись имела лишь пояснительный характер: араб, джезира 'остров'. Таким образом, надпись Цщера к названию города отношения не имеет. В 1925 г. город переименован в Сталинград по имени И.В.Сталина (1879- 1953). В 1961 г. город еще раз переименовывается. Хотя его истор. название Царицын к титулу царица никакого отношения не имело, оно, очевидно, было все же сочтено 'монархическим', и вместо него городу было присвоено название Волгоград. Новое название искусственно - сочетание слова град с названием реки не имеет аналогов в русск. топонимии.

Географические названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ. 2001.

Волгогра́д
(до 1925 г. Царицын, в 1925–61 гг. Сталинград), адм. центр Волгоградской обл., на правом берегу р. Волга. 1013 тыс. жителей (2002). Поселение известно с 1555 г., в 1589 г. упоминается как Царицын (по р. Царица), с 1936 г. центр Сталинградской (с 1961 г. – Волгоградской) обл. Во второй половине XIX в. стал крупным трансп., торг. и пром. центром Ниж. Поволжья. Во время Сталинградской битвы (1942–43) полностью разрушен; в 1946–58 гг. построен практически заново. На сев. окраине Волжская ГЭС; чёрная и цветная металлургия, маш-ние, хим., строит., деревообр., фарм., лёгкая и пищ. пром-сть. Крупный речной порт на Волге и начальный пункт Волго-Донского канала; жел.-дор. узел (линии из Москвы, Саратова, Астрахани, Тихорецка, Лихой), аэропорт. 3 ун-та и 6 вузов, Качинское авиаучилище, 20 НИИ, 4 театра, цирк, симфонический оркестр. 5 музеев, в т. ч. грандиозный мемориал – панорама "Сталинградская битва" (Мамаев курган), Дом Павлова. Город вытянулся вдоль Волги с С. на Ю. на 68 км; центр. улица тянется на 25 км от центра до тракторного завода. Центр города и его сев. ч. (тракторный завод) связаны скоростным трамваем (в центре – по подземному участку), внутри города и в соседний г. Волжский ходят электрички.

Словарь современных географических названий. — Екатеринбург: У-Фактория. . 2006.

Волгоград
(до 1925 Царицын, в 1925–1961 Сталинград) город в Российской Федерации на Нижней Волге, важный промышленный, транспортный, научный и культурный центр. Областной центр Волгоградской области РФ, граничащей на севере с Саратовской областью, на северо-западе и западе – с Воронежской областью, на юго-западе – с Ростовской областью, на юге и юго-востоке – с Калмыкией и Астраханской областью РФ, на востоке – с Казахстаном. Общая площадь города – 565 кв. км.
Климат – резко континентальный, с резким колебанием температур от суровой, сухой, с сильными ветрами и буранами зимы (средняя температура января –9,6° С, но нередки морозы до –30 и –35 градусов) к жаркому знойному лету (средняя температура июля +24,2° С), недостаточным выпадением осадков и частыми засухами. На него влияет удаленность от океанов и относительная близость пустынь Средней Азии. Территория открыта со всех сторон, и поэтому для нее характерна неустойчивость температуры и направлений ветров. Влагу приносят преимущественно западные ветры, дующие с Атлантического океана, зной приносят восточные и юго-восточные, холод – северные и северо-восточные ветры. В первую половину лета и весной с юго-востока часто дуют сухие горячие ветры, так называемые суховеи. В среднем выпадает 318 мм. осадков в год, хотя в выпадении осадков происходят большие колебания (от минимума в 124 мм. до св. 700 мм. в год). Главным образом, они выпадают летом, в виде ливней.
Естественная растительность довольно разнообразна. На высоких местах водоразделов растет полынь, типчак, на солонцах встречаются черная полынь и другие виды травянистой растительности полупустынного типа. Растительность по склонам балок и речек более богата – преимущественно злаковое разнотравье степного типа. Многие участки склонов балок и вокруг оврагов после войны засажены кустарниками. Днища балок и речных долин вокруг Волгограда заняты под огороды, бахчи и частично естественной древесно-кустарниковой растительностью (берестом, вязом, дубом, лохом). Естественная растительность в пределах городской черты испытала сильные изменения под воздействием человека. По улицам и площадям, вокруг заводов рассажены древесные насаждения (тополь, мелколистный вяз, акация и др.).
Управление. Городом управляет орган исполнительной власти – администрация, которой руководит глава администрации, избираемый гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. С 2003 глава администрации Волгограда – Евгений Петрович Ищенко. Представительный орган городского самоуправления – Совет народных депутатов, состоящий из 48 депутатов. Депутаты городского Совета избираются гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. Действует Устав города. В административном отношении Волгоград делится на 8 районов.
История. В приволжских степях обнаружены стоянки людей эпохи палеолита. На окраине Волгограда в балке Сухая Мечетка раскопано поселение мустьерского периода, залитое позднее водами Каспийского моря. После того, как море вновь отступило, в районе Нижнего Поволжья жили древние люди, охотившиеся на диких быков. Во 2 тыс. до н.э. здесь существовали поселения срубной культуры, относившиеся к бронзовому веку. В 1 тысячелетии до н.э. в южных степях обитали скифы, а затем, вплоть до первых веков н.э. – сарматы. В районе современного Волгограда с глубокой древности существовала Волго-Донская переволока, которой пользовались при торговле и судоходстве: волоком по суше и мелким рекам перетаскивали корабли и лодки с Дона на Волгу и обратно. Торговые пути вели отсюда в Каспийское море и в Персию, и персидские цари пытались соорудить в этом районе укрепления.
Волжские степи лежали на пути «великого переселения» на запад. В 4 в. через них прошли из Азии гунны, за ними – авары и булгары. В 7 в. на Нижней Волге сложился Хазарский каганат. На переволоке располагались хазарские укрепления, прикрывавшие подходы с севера к столице страны – Итилю, который располагался в районе современной Астрахани. На Дону хазары возвели крепость Саркел. В 965 каганат был разгромлен войсками древнерусского князя Святослава. В конце 10 в. остатки государства хазар были уничтожены печенегами и гузами. В 11 в. в степях Южного Поволжья и Дона поселились половцы (кипчаки), а в 1240-х их покорили татаро-монголы, создавшие государство – Золотую орду.
В 14 в. в районе современного Волгограда, на р.Ахтуба была построена новая столица Золотой орды – Сарай-Берке (Новый Сарай). Следы блестящих дворцов ордынских ханов раскопаны в Водяной балке и на Царевом городище. Однако уже у концу столетия орда утратила свою мощь. В 1395–1396 она была разгромлена среднеазиатским завоевателем Тимуром, в 15 в. государство распалось на отдельные ханства. В 1550-х татарские владения на Волге были присоединены к Русскому государству. Приволжские степи стали заселяться крестьянами и казаками. Однако их сравнительная независимость не устраивала московских царей. В 1555 на правом берегу Волги, на месте небольшого ордынского городка Сарай-чина, по повелению Ивана Грозного был построен небольшой острог.
Чтобы обеспечить контроль России над Волжским торговым путем и безопасность судоходства, в 1580-х при правлении царя Бориса Годунова была создана Волжская сторожевая линия с городами-крепостями.
В 1589 на о.Царицын была заложена деревянная крепость, вокруг которой сложилось русское поселение. Название произошло, как предполагают, от татарских слов «Сари-су» («Желтая река» – р.Царица, впадающая в Волгу) или «Сари-чин» («Желтый остров»). Укрепление служило для обороны волжского пути на переволоке от степных кочевников и волжских разбойников. Оно охраняло торговые и посольские суда из Персии, Бухары, Индии и других стран. Однако в конце 16 в. крепость была перенесена на правый берег Волги: его крутизна являлась более удобной, с точки зрения обороны.
В 1606 крепость заняли волжские казаки-сторонники Лжедмитрия I. Они объявили своего предводителя «царевичем Петром» (сыном царя Федора Иоанновича) и намеревались идти походом на Москву.
В начале 17 в. Царицынская крепость сгорела. В 1615 укрепление было воссоздано воеводой М.Соловцовым. В первой половине 17 столетия начал заселяться юго-западный берег р.Царицы. Вокруг крепости сформировался небольшой посад, жители которого занимались преимущественно рыболовством и ремеслами.
В 17 в. Царицын служил центром судоходства и оживленной торговли солью и рыбой. В 1691 в нем была учреждена таможня. По берегам Волги и в некотором отдалении от крепости возникали деревянные слободские поселения. Население интенсивно росло.
Вторая половина 17 в. и начало 18 в. были беспокойным временем в истории Нижнего Поволжья. С 1667 окрестности Царицына стали одним из центров казацко-крестьянского восстания во главе со Степаном Разиным. Восставшие захватили караван судов, шедший в Астрахань. В 1670 Разин взял Царицын, гарнизон перешел на его сторону и до подавления восстания в 1671 город оставался его опорным пунктом. Во время Астраханского восстания 1705–1706 взбунтовавшиеся стрельцы и горожане послали отряд в Царицын, приглашая его гарнизон и жителей перейти на их сторону. Однако последние отказались примкнуть к восстанию, и отряд вернулся обратно в Астрахань. В 1707 город был взят донскими казаками во главе с Василием Булавиным и Игнатием Некрасовым, но которые вскоре были изгнаны прибывшими из Астрахани правительственными войсками.
В 1708 Царицын был включен в состав Казанской, а в 1719 – Астраханской губернии. Военно-стратегическая роль города возросла. Его трижды (во время азовского 1697 и персидского 1722 походов) посещал Петр I, лично участвовавший в разработке плана перестройки крепости. В 1718–1720 была достроена сторожевая линия между Царицыным и Доном.
В крепости и вокруг нее шло активное строительство. В 1704 на месте существовавшей с 1664 деревянной церкви была возведена кирпичная церковь Иоанна Предтечи. Она стоит на месте, где в 13 в. располагался дворец татаро-монгольского хана Батыя. В крепости построили Успенскую (1718) и Святотроицкую (1720) церкви. Население города превышало 400 человек.
В 1727 Царицын снова сгорел и был восстановлен заново. С учреждением волжского казачества в 1731–1732 в городе возвели сильные укрепления и превратили его в центр военной линии. В то же время, значение городской крепости падало, и в 18 в. ее стены были снесены. С северо-востока, северо-запада и юго-запада росли новые городские кварталы, засыпались овраги.
В 1765 в районе города была основана немецкая колония Сарепта. Посетившие в 1768–1769 Царицын академики И.И.Лепехин, П.С.Паллас и С.Г.Гмелин составили описания города, его окрестностей и природных ресурсов края. В 1773 Царицын был включен в состав Саратовского наместничества, в 1780 получил статус уездного центра. В 1774 город осаждал Емельян Пугачев, но взять его не сумел.
В конце 18 в. в Царицыне жило немногим более 1100 человек. В 1818 он был официально исключен из числа крепостей. В 1820 Александр I утвердил перспективный план застройки города.
В 19 в. Царицын стал крупным промышленным, торговым и транспортным центром. В административном отношении он с 1797 входил в состав Саратовской губернии. В начале 19 в. в городе возникла мелкая промышленность: 3 кирпичных, 2 свечных, горчичный и пивной заводы. Через него пролегали важнейшие почтовые дороги – московская, астраханская, саратовская, черкасская и царевская. Быстрому развитию Царицына способствовало выгодное географическое положение. В нем расположились агентства многих пароходных компаний. В 1862 была открыта Волго-Донская железная дорога, связавшая город с Калачом-на-Дону. В 1879 открылось движение поездов на Грязи и далее на Москву, в 1879 железнодорожная линия соединила Царицын с Тихорецком и Северным Кавказом, а в 1900 – с Донбассом. В 1880 фирма «Нобель» открыла в городе нефтеперерабатывающий комплекс, были сооружены крупнейшие в России нефтехранилища. Развивались судостроение (на заводах строились, в частности, керосиноналивные суда большой емкости), деревообрабатывающая промышленность. В начале 20 в. в Царицыне действовали св.230 заводов и фабрик, в т.ч. 4 чугунолитейных и механических, 15 лесопильных, 2 мукомольных, 5 горчичных и солемольных и др. В 1913 был заложен крупнейший орудийный завод. Открывались банки и банковские конторы.
В Царицыне работали базары, проводились 3 летние ярмарки. Город служил центром оживленной транзитной торговли. Нефть, керосин, хлеб, лесоматериалы, рыба, соль и арбузы доставлялись по железным дорогам и по воде в Центральную Россию, на Дон и на Северный Кавказ.
Росло культурное значение города. Действовали мужская и женская гимназии, ремесленное и городское училища, 2 общественные библиотеки, 5 типографий, 2 больницы, 2 амбулатории, земская лечебница для животных, бактериологическая лаборатория. Была открыта метеорологическая станция. В Царицыне в 19–20 вв. бывали ученые В.В.Докучаев, Д.И.Менделеев, И.И.Мечников, писатели Александр Дюма, М.Горький, А.И.Куприн, В.Г.Короленко, художники Г. и Н.Чернецовы, композитор П.И.Чайковский, актеры М.Г.Савина, М.П.Садовский, А.И.Южин, П.Н.Орленев, М.В.Дальский, Ф.И.Шаляпин
Экономическое процветание изменило внешний образ города. Были построены новые административные здания и дома, гостиницы, рестораны, клубы, магазины. Всплеск строительства относится к концу 19 в., когда в архитектуре возобладали стили эклектика, модерн и псевдорусский (особняк Ю.Репниковой, 1903). На главной площади Царицына был возведен Александро-Невский собор в русско-византийском стиле (1901–1916). К постройкам неоклассического направления относился ряд общественных зданий. Самым выразительным из них был Дом науки и искусства, выстроенный в 1915 на средства купца Репникова. К 1915 город достиг протяженности почти в 40 км., превратившись в конгломерат отдельных, не связанных друг с другом рабочих поселков. В центре 1885 провели телефон, в 1913 пустили трамвай, установили электрические фонари.
Число жителей города быстро росло. В середине 19 в. в нем жило 6700 человек, в 1885 34 тыс., в 1897 56 тыс., в 1909 – уже 100 тыс., а в 1917 –133 тыс. человек.
В ноябре 1917 в Царицыне разгорелась борьба между революционным штабом Совета и созданным при городской думе Комитетом спасения революции. Последний объявил себя властью в городе, но был отстранен Царицынским Советом, провозгласившим установление Советской власти. В период гражданской войны 1918–1920 Царицын стал прифронтовым городом. В июле-сентябре 1918 его осадили войска донского атамана П.Краснова; выйдя к Волге, они прервали его связь с Москвой. Завязались бои ближних подступах к городу, но в сентябре белоказаки были отброшены. В сентябре-октябре 1918 последовал второй, а в январе-феврале 1919 – третий штурм Царицына. Все они были отбиты. Однако в июне 1919 город захватили части генерала А.Деникина, которые отступили в январе 1920, взорвав Царицынский оружейный завод.
В 1920 город стал центром Царицынской губернии, в 1925 был переименован в Сталинград. В 1928 его включили в состав Нижневолжской области. С 1932 Сталинград – центр Нижневолжского края, с 1934 – Сталинградского края, а с 1936 – Сталинградской области.
С конца 1920-х в Сталинграде развернулась бурная индустриализация. Реконструировались старые и строились новые заводы, ГРЭС (1930), судоверфь. На их строительство приезжали рабочие со всей страны. Население города выросло со 152 тыс. в 1926 до 456 тыс. в 1939. В 1928–1930 был сооружен Сталинградский тракторный завод, считавшийся символом первой пятилетки. В 1930 с его конвейера сошел первый отечественный трактор. В 1940 в городе насчитывалось 126 промышленных предприятий. В Сталинграде открывались новые школы и институты. При строительстве жилых кварталов и зданий использовались новейшие градостроительные идеи. В 1931 была принята схема планировки в виде пяти «соцгородов»: металлогорода (заводского района), центрогорода (центральной части, в которой располагались жилье и места развлечений), лесогорода (района лесоперерабатывающих заводов), энергогорода (района ГРЭС) и города транспортников (района судоверфи будущего Волго-Донского канала). В архитектуре Сталинграда широко применялся стиль конструктивизма, а затем – формы классического наследия, ордерная система. Эти приемы использовались в зданиях, построенных во второй половине 1930-х: Дом летчиков, Дом грузчиков, Дом Коммунальщиков, Дом консервщиков, центральный универмаг, гостиница «Интурист», Дом Красной Армии, Дом культуры тракторного завода и др.
В ходе Второй мировой войны город был практически полностью разрушен. На него было сброшено ок. 1 млн. бомб – 10 тыс. т. (в 5 раз больше того, что было сброшено на всю Великобританию). С июля по февраль 1943 на подступах к Сталинграду и в самом городе разворачивалось одно из важнейших сражений войны – Сталинградская битва, ставшая началом перелома в пользу антигитлеровской коалиции.
После войны город был фактически отстроен заново. К восстановительным работам были привлечены не только вернувшиеся с фронта или из эвакуации жители Сталинграда и приехавшие со всех концов страны, но также немецкие, итальянские и румынские военнопленные. По генеральному плану 1945 город сохранил исторически сложившуюся линейную систему планировки, но прибрежная часть была освобождена от промышленных сооружений и складов, отрезавших жилые кварталы от реки. В 1952 через древнюю переволоку был сооружен Волго-Донской судоходный канал, в 1958–1961 построена Волжская ГЭС, ставшая крупнейшей в Европе, завершилось строительство телецентра. С 1958 велась застройка города микрорайонами. В 1961 Сталинград был переименован в Волгоград. В ознаменование победы в Сталинградской битве в 1963–1967 был создан грандиозный памятник-ансамбль на Мамаевом кургане.
Город остался важнейшим промышленным центром в области машиностроения, металлургии, химической, деревообрабатывающей, легкой промышленности, в производстве стройматериалов и т.д. В 1959 вошла в строй первая очередь крупнейшего в Европе алюминиевого завода. Число жителей к 1970 выросло до 818 тыс., а в 1989 достигло миллиона. В 1984 вступила в строй первая очередь скоростного трамвая.
Развивалась культурная жизнь. Открылся государственный университет (1980), был создан симфонический оркестр. С 1990-х в городе работают иностранные и частные российские предприятия. В 1996 начато строительство мостового перехода через Волгу, в 1997 открыт областной кардиологический центр.
Население и демография. Согласно данным Всероссийской переписи населения (октябрь 2002), в Волгограде проживало 1012, 8 тыс. человек, из них 463,3 тыс. мужчин и 549,5 тыс. женщин. Уровень смертности оценивался в 15,9 на 1000 жителей.
Вместе с городом-спутником Волжский город образует единую агломерацию с населением более 1,5 млн. человек. Большая часть населения – русские, проживают также украинцы, калмыки и др. Большинство верующих – православные.
Экономика.
Общая характеристика. Волгоград – важнейший экономический центр Юга России. Хозяйственный комплекс города традиционно представлен тяжелыми отраслями промышленности, имеющие разветвленные кооперационные отношения с экономикой других городов и регионов. Рыночные преобразования явились тяжелым испытанием для многих предприятий, но в 1999 процесс спада производства удалось приостановить, а в 2000–2001 наметился рост объемов производства. Появились новые виды промышленной продукции: оборудование для энергосберегающих технологий, подвижной состав для городского электротранспорта, речные суда малой грузоподъемности, буровые установки, новые виды строительных и отделочных материалов, пищевых продуктов и табачных изделий. В 2002–2003 вновь отмечался спад. Св. 35% предприятий в 2002 были убыточными. В городе имелось ок. 7,8 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса, на которых работало ок. 52 тыс. человек.
Объем произведенной продукции по крупным и средним предприятиям составил за январь-ноябрь 2003, по оценке, 38,8 млрд. руб. (99,5% от уровня того же периода 2002). Численность трудовых ресурсов на конец 2003 – ок. 570 тыс. человек. Среднемесячная зарплата, включая выплаты социального характера, в январе-сентябре 2003 достигала 5,3 тыс. руб. Уровень официально зарегистрированной безработицы – 0,8% экономически активного населения (ок. 4 тыс. человек).
Промышленность. Волгоград – крупный промышленный центр. В начале 2003 в городе действовало ок. 3 тыс. предприятий, в т.ч. 168 крупных и средних (на их долю приходится ок. 96% производимой продукции). Главные отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка (св. 18% в промышленном комплексе; основные предприятия: «Волгоградский тракторный завод», «Волгограднефтемаш», «Волгоградский моторный завод», заводы буровой техники, измерительной аппаратуры, судостроительный и др.), чёрная металлургия (10% в общем объеме производства; заводы: «Красный Октябрь», трубный, «ВЭСТ-МД», сталепроволочно-канатный и др.), цветная металлургия (алюминиевый завод), химическая и нефтехимическая (св. 15% в объеме производства; предприятия: «Химпром», «Каустик», кислородный завод и др.), топливная (19% объема промышленной продукции; основное предприятие: «ЛУКойл-Волгограднефтепереработка»), стройматериалов (заводы: железобетонных изделии, кирпичный, гипсовый, керамический), деревообрабатывающая («ВЭКАФ», «Волгоградмебель»), легкая (обувная и трикотажная фабрики, кожевенный завод и др.), пищевая (св. 14% промышленной продукции; заводы: мясокомбинат; консервный, маргариновый, молочный заводы; кондитерская фабрика и др.). Волгоград – мощный энергетический узел, состоящий из Волжской ГЭС, Волго-ГРЭС (работает на природном газе, поступающем по газопроводу с севера страны), ТЭЦ-2 (работает на отходах нефтеперерабатывающего завода). Удельный вес электроэнергетики в общем объеме производства составляет 6–8%.
Строительство. В 2003, по оценке, были введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью в 216,5 тыс. кв.м., в т.ч. 63,9 тыс. кв.м. – индивидуальными застройщиками. На территории города за счет собственных и привлеченных средств предприятий и инвесторов за 11 месяцев 2003 были построены торговые павильоны и магазины общей площадью в более 25 тыс. кв.м., предприятия общественного питания на 425 мест, 8 предприятий бытового обслуживания и др.
Услуги и туризм. Оборот розничной торговли в 2003 составил 37,25 млрд. руб. Объем платных услуг, оказанных населению Волгограда, оценивался в 16,6 млрд. руб., оборот общественного питания – 1,25 млрд. руб. В городе работают 2119 магазинов, 919 предприятий общественного питания, 1216 киосков и 56 рынков.
Волгоград является одним из крупных туристических центров, который ежегодно посещают сотни тысяч человек из России и из-за рубежа. Их привлекают живописность волжской излучины, Ергенинские минеральные источники, климат с обилием солнечных дней и десятки памятников, напоминающих о трагических событиях в истории города (прежде всего, в связи со Второй мировой войной). Крупнейшие гостиницы Волгограда: «Южная», ДК «Царицын», «Интурист», «Каскад», «Царицынская», «Волгоград» и др.
Транспорт. Волгоград – важный узел железнодорожных линий и автодорог. Имеется аэропорт. От города начинается Волго-Донской судоходный канал. Внутригородской транспорт: автобусное, троллейбусное и трамвайное сообщение, маршрутные такси. В центре Волгограда трамвайные линии проходят под землей (метротрам). Северные и южные районы связаны с центром электричками и речными судами. Всего в городе 14 троллейбусных, 11 трамвайных и 38 автобусных маршрутов, а также ок. 150 линий маршрутных такси. За январь – ноябрь 2003 перевезено 17,7 млн. т. грузов и 476,3 млн. пассажиров, в т.ч. железнодорожным – 14,6 млн. т. и 8,9 млн. человек, автомобильным – 2,1 млн. т. и 122,9 млн. человек, внутренним водным – 995 тыс. т. и 7,2 млн. человек, трамвайным – 161,8 млн. пассажиров, троллейбусным – 175,4 млн. пассажиров. В хозяйстве «Волгоградэлектротранса» насчитывается 332 троллейбуса и 334 трамвая.
Планировка и архитектура. Отличительная черта Волгограда – его выразительная панорама со стороны Волги. Волжский фасад города сформирован крупными архитектурными комплексами: плотины ГЭС, центра Тракторозаводского района, мемориала Мамаева кургана, ансамбля центра, архитектурного комплекса Волго-Донского канала. В основе планировки Волгограда лежит линейно-групповая система расселения. Город развивается вдоль Волги в виде 8 административно-планировочных районов с зелеными разрывами балок между ними. Композиционной основой планировочной структуры служат три связывающие районы, сквозные продольные магистрали (пр.Ленина – 1-я Продольная, 2-я Продольная и 3-я Продольная) и главные поперечные улицы, направленные к Волге. Основной осью общественного центра Волгограда стал проспект Ленина. В центре города его пересекают поперечной осью площади – Привокзальная, Павших борцов и Парка Победы перед набережной. Главными архитектурными ансамблями центра являются площадь Павших борцов, Аллея Героев, улица Мира, пр. Ленина, набережная со знаменитой гранитной лестницей с Пропилеями (1952–1953) и речным вокзалом.
Главная площадь Волгограда – площадь Павших борцов, открывающаяся на ул. Мира. Ее ансамбль образован зданиями бывшей партийной школы (архитекторы В.Н.Симбирцев, Е.О.Левитан), драматического театра (быв. Дома науки и искусства, архитектор Н.П.Куренной), сооруженных в 1956–1957 гостиниц «Волгоград» (А.В.Куровской) и «Интурист» (Б.Г.Гольдман) и Гидростроя.
На северо-востоке город замыкает Волжская ГЭС (в г.Волжском), на юго-западе – Волго-Донской канал. В ознаменование победы в Битве на Волге в Волгограде в 1963–1967 создан памятник-ансамбль Героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (скульптор Е.В.Вучетич и др.). На склонах кургана разбит парк. На западных окраинах города создан заслон из зеленых насаждений, сдерживающий силу горячих летних ветров.
Образование. В 2003 образовательную систему Волгограда составляли 492 образовательных учреждения со 185 тыс. учащихся. В сеть профессионального образования входят св. 20 высших государственных и негосударственных учебных заведений: университеты (Волгоградский государственный, архитектурно-строительный, медицинский, педагогический, технический, православный), академии (государственной службы, сельскохозяйственная, физической культуры, МВД), институты (искусств; экономики, социологии и права; искусств и культуры), а также филиалы, отделения и учебно-консультационные пункты вузов других городов (Волжской академии водного транспорта, московских университетов коммерции и потребкооперации. Современного гуманитарного института, Международного института управления, Международного славянского института, Всероссийского заочного финансово-экономического института). В них обучаются св. 50 тыс. студентов, преподают 250 докторов наук и профессоров, 1600 кандидатов наук и доцентов. Подготовка ведется почти по 200 специальностям.
В городе работают 26 средних специальных учебных заведений (колледжей, техникумов, училищ, филиалов и учебно-консультационных пунктов учреждений других городов), в которых по 130 специальностям получают образование св. 27 тыс. учащихся. Кроме того, в Волгограде существуют 26 профессиональных училищ, где ведется подготовка по 180 рабочим специальностям и обучаются 12 тыс. учащихся.
Наука. В Волгограде св. 20 научно-исследовательских институтов. На базе многих высших учебных заведений города проводятся исследования по госбюджетной и договорной тематике, организуются консультации, экспертизы, конференции, семинары и исследования, готовятся учебные и учебно-методические пособия. Профессиональные учебные заведения Волгограда выполняют заказы по металлообработке, деревообработке, сельскому хозяйству.
Здравоохранение. Сеть муниципальных лечебных и лечебно-профилактических учреждений Волгограда включает св. 100 юридических лиц, в т.ч. св. 20 больниц, св. 40 поликлиник, 15 диспансеров, 6 санаториев и 4 роддома. Система здравоохранения страдает от дефицита финансирования, что привело за последние 10 лет к существенному ухудшению материально-технического состояния медицинских учреждений.
Культура. В Волгограде работают 7 театров (Новый экспериментальный, музыкальной комедии, кукольный, юного зрителя и др.), филармония, цирк, симфонический и др. оркестры, зал органной музыки, планетарий с уникальным оптическим оборудованием. В городе св. 50 библиотек, св.20 музыкальных и художественных школ, несколько домов культуры, ок. 10 муниципальных кинотеатров, различные центры культуры, ансамбли и творческие коллективы. Основные музеи Волгограда: музей-панорама «Сталинградская битва», обороны Царицына, краеведческий, изобразительных, искусств, музыкальных инструментов. Действуют телецентр, радиостанции; издается множество периодических изданий.
Спорт. В городе функционируют 11 стадионов, 239 спортивных залов, 273 приспособленных для занятий спортом помещений, 8 плавательных бассейнов, 386 спортивных площадок, 31 спортивная школа различного типа, 4 городских муниципальных спортивных учреждения (Центр парусного спорта, шахматный клуб, детский реабилитационный центр, спортивно-оздоровительный клуб «Волга»), 32 федерации и клуба по видам спорта. Работают 32 детские и юношеские спортивные школы и школы олимпийского резерва, 62 подростковых клуба. Спортсмены Волгограда стали призерами многих чемпионатов России и международных соревнований.
Официальный информационно-справочный сервер Волгограда – http://www.volgadmin.ru/
Вадим Дамье
ЛИТЕРАТУРА
Гундырин П.А. Путешествие по Волгограду. 3 изд. Волгоград, 1987
Материкин А.В. Храм Иоанна Предтечи. Страницы истории города Волгограда и его первой церкви. Волгоград, 1999
Атопов В.И., Галушкин В.И., Кабанов В.Н., Антюфеев А.А. Волгоград: в новый век с новой стратегией. Волгоград, 2001
Серебряная В.В. Культовое зодчество Волгоградской области. Волгоград, 2002
Города Южного федерального округа. Ростов-на-Дону, 2003

Энциклопедия Кругосвет. 2008.

Волгоград
Волгоград — административный центр Волгоградской области (см. Волгоградская область) России (см. Россия), город-герой (1965); расположен на изгибе нижнего течения реки Волги, в 1073 км к юго-востоку от Москвы (см. Москва), тянется на 100 км по ее правому берегу. Волгоград — начальный пункт Волго-Донского судоходного канала, речной порт, железнодорожный узел. Население — 1012,8 тыс. чел (по данным переписи 2002). Современный Волгоград — один из крупнейших промышленных центров Поволжья. Главные отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка, черная металлургия, производство буровой техники и измерительной аппаратуры. Волгоград располагает мощным энергетическим комплексом, основанным на Волжской ГЭС.История
Русское поселение на месте будущего города известно известно с 1555 года, впервые оно упоминается в исторических источниках как Царицын в 1589 году. Свое название оно получило, вероятно, от татарского названия реки «Царица» («Сари су»—«желтая река») или же от названия «сари чин»—«желтый остров». Русское поселение с деревянной крепостью первоначально возникло на острове у левого берега Волги и служило для обороны волжского пути на стыке («переволоки») Волги и Дона от степных кочевников и разбойничьих шаек.
В 1606 году в период Смутного времени городом владели волжские казаки. В 1667—1672 годах царицынский гарнизон поддерживал войско Степана Разина. В 1722 и 1723 годах город посетил Петр I и подарил его своей супруге Екатерине I. В 1731 году в связи с учреждением Волжского казачьего войска Царицын был укреплен и превращен в центр укрепленной линии от Волги к Дону. В 1708 году Царицын был приписан к Казанской губернии, в 1719 году передан в Астраханскую, с 1779 года включен в Саратовское наместничество.
С начале 19 века в городе начинает развиваться промышленность. В 1862 году вступила в строй Волго-Донская железная дорога (Царицын — Калач-на-Дону), в 1879 году — железная дорога на Грязи и далее на Москву, с 1897 года — на Северный Кавказ через Тихорецк, в 1900 — в Донбасс. В Царицыне находились агентства многих пароходных компаний. В 1880 году вступил в строй нефтеперерабатывающий комплекс фирмы «Нобель», строились крупнейшие в России нефтехранилища.
В годы Гражданской войны за Царицын шли жестокие бои, получившие в советской историографии название «Оборона Царицына». С 1920 года Царицын — центр Царицынской губернии. В 1925 году город был переименован в Сталинград. До 1928 года Сталинград — центр округа в составе Нижневолжской области, в 1932 году — центр Нижневолжского края. В 1934 году, после разделения Нижневолжского края на Саратовский и Сталинградский, Сталинград стал центром последнего. В 1936 году Сталинградский край преобразован в Сталинградскую область. Во время Великой Отечественной войны на подступах к городу и в самом городе проходила одна из важнейших битв Второй мировой войны — Сталинградская. Город был почти полностью разрушен в 1942—1943 годах, в послевоенные годы выстроен заново. В 1961 году Сталинград переименован в Волгоград.
Достопримечательности
Почти полностью разрушенный в Сталинградской битве, город был восстановлен с сохранением исторически сложившейся линейной системы планирования. Хотя зданий дореволюционной застройки в современном Волгограде осталось немного, мемориалы, посвященные историческим событиям, памятные места и достопримечательности города бережно хранят свидетельства прошлого. Центр современного Волгограда образован системой площадей и бульваров, размещенных параллельно Волге. Здесь располагается привокзальная площадь, площадь Павших борцов, Аллея героев, завершающаяся пропилеями и парадной гранитной лестницей, спускающейся на набережную (1952—1953). В ознаменование победы в Сталинградской битве на Мамаевом кургане в 1963—1967 годах создан мемориальный комплекс (скульптор Е. В. Вучетич). На склонах кургана разбит парк.
Исторические места Волгограда — «Дом Павлова» (героически оборонявшийся группой солдат под командованием сержанта Павлова), площадь Победы, танковые башни на постаментах, обозначающих передний край обороны войск Сталинградского фронта по состоянию на 19 ноября 1942 года. Музеи Волгограда тесно связаны с его военной историей. Это музей-панорама «Сталинградская битва», музей «Оборона Царицына» (в годы Гражданской войны), краеведческий музей. В центральной части города находится музей изобразительных искусств. Уникальная коллекция экспонатов собрана в волгоградском музее музыкальных инструментов. Культурная и научная жизнь Волгограда в разные годы была связана с именами таких крупных деятелей науки и культуры, как ученые В. В. Докучаев, Д. И. Менделеев, писатели М. Горький, А. И. Куприн, В. Г. Короленко. В современном Волгограде есть несколько театров (Новый экспериментальный театр, театр музыкальной комедии, кукольный театр, ТЮЗ), филармония, цирк, симфонический оркестр, зал органной музыки.

Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия. 2008.


.

Синонимы:

Смотреть что такое "Волгоград" в других словарях:

  • Волгоград — Волгоград. Улица Мира. ВОЛГОГРАД (до 1925 Царицын, до 1961 Сталинград), город, центр Волгоградской области в России. 1005,1 тысяч жителей. Порт на Волге; начальный пункт Волго Донского судоходного канала; железнодорожный узел; аэропорт.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Волгоград —         (до 1925 Царицын, до 1961 Сталинград), город, центр Волгоградской области РСФСР. Во время Великой Отечественной войны 1941 45 был почти полностью разрушен, в послевоенные годы восстановлен по генеральному плану (1945, архитекторы К. С.… …   Художественная энциклопедия

  • волгоград — Сталинград, Царицын, волжская твердыня Словарь русских синонимов. волгоград сущ., кол во синонимов: 5 • волжская твердыня (1) • …   Словарь синонимов

  • ВОЛГОГРАД — (до 1925 Царицын, до 1961 Сталинград), город, центр Волгоградской области в России. 1005,1 тысяч жителей. Порт на Волге; начальный пункт Волго Донского судоходного канала; железнодорожный узел; аэропорт. Машиностроение (в том числе тракторное) и… …   Современная энциклопедия

  • ВОЛГОГРАД — (до 1925 Царицын до 1961 Сталинград), город герой в Российской Федерации, центр Волгоградской обл. Порт на Волге. Начальный пункт Волго Донского судоходного канала. Железнодорожный узел. 1005 тыс. жителей (1992). Машиностроение (ПО: Волгоградский …   Большой Энциклопедический словарь

  • ВОЛГОГРАД — (до 1925 Царицын, до 1961 Сталинград), город герой, центр Волгоградской обл. Порт на Волге. Начальный пункт Волго Донского судоходного канала. Ж. д. узел. 1003 тыс. жителей (1998). Машиностроение (ПО: Волгоградский тракторный завод , Баррикады и… …   Русская история

  • Волгоград — У этого термина существуют и другие значения, см. Волгоград (значения). Запрос «Сталинград» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Город Волгоград …   Википедия

  • Волгоград — (до 1925 Царицын, до 1961 Сталинград)         город, центр Волгоградской области РСФСР. Расположен на изгибе нижнего течения Волги, тянется более чем на 70 км по её правому берегу. В городе начинается Волго Донской судоходный канал им. В. И.… …   Большая советская энциклопедия

  • Волгоград — ВОЛГОГРÁД (до 1925 – Царицын, до 1961 – Сталинград), город герой, областной центр в РСФСравни расположен вдоль прав, берега р. Волга, при впадении в неё р. Царица. Нас. в 1939 – 445 тыс. чел. (в 1983 – 962 тыс. чел.). Крупный… …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

  • ВОЛГОГРАД — (до 10. IV. 1925 Царицын, до 10.XI.1961 Сталинград) город, центр Волгоградской обл. РСФСР, крупный пром. и культурный центр, речной порт, ж. д. узел. Расположен на правом берегу Волги, протягиваясь узкой полосой вдоль реки более чем на 70 км. В… …   Советская историческая энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Волгоград» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»