Гибрид

Гибрид
Гибрид
(лат. hybrida, hibrida — помесь) Г. — сочинение, составленное из разнородных и не сочетавшихся в классической традиции друг с другом элементов, являющих совместимость несовместимого. Г. отражает тенденцию синестезии искусства. Г. могут быть жанровыми. Например, тексты Ж.Дерриды, в которых скрещиваются самые различные жанры — философские, литературные, социологические, психоаналитические. Подобно Дерриде в музыке в синтетическом жанре, сочетающем принципы репететивной, вариабельной, медитативной композиций, а также хэппенинга пишет К.Штокхаузен (цикл «По небу странствую я», «Знаки Зодиака», «Harlekin», «Amour»). Он назвал их «симбиотические композиции». Синтез жанров — примеры взаимодействия симфонии с оперой и балетом: «Третья симфония» X. В. Хенце имеет подзаголовок «хореографические сцены», в «Орфей — симфонии» Ф. Караев реализует замысел оперы. Обилие современных жанровых Г. демонстрирует условность и снижение значимости понятия жанра. Широкое распространение во второй половине XX в. приобрели стилевые Г., когда в оригинальное произведение все активнее вторгаются чужеродные стилевые пласты, порождая эффекты полистилистики, стилистической полифонии (например, «Симфония» Л.Берио, «Европеры» Дж. Кейджа, Третья и Четвертая симфонии А. Шнитке, роман Р. Федермена «На ваше усмотрение», живописные работы М.Эрнста). Произведения искусства могут быть Г. с точки зрения используемого материала. Гибридную основу имеют многие современные художественные произведения, суть которых составляет конструкция, т. е. способ организации материала, соединяющий не только однотипное, но и различное. В этом смысле Г. близок к коллажу. Причудливые сочетания несовместимого — природного и искусственного, абстрактного и образного, случайного и запрограммированного — характеризуют творчество художников Ф.Хенце, Х.Топпля, Г.Шимански, Я.Беттхера, Р.Герса. В их арсенале — любые подручные средства, используемые по принципу «и это может сгодиться». Американский художник К.Олденбург создает трехмерные гибридные композиции, включающие масляную живопись, фотографии и «реальные» вещи («Спальный ансамбль», 1963 г.). В подобной же манере работали Р.Раушенберг и Т.Уэсселмен. Синтез художественного и нехудожественного рождает Г., допускающие использование в качестве музыкального абсолютно любого звукового материала — это сочетание естественного и искусственного, высотного и шумового, записанного и непосредственно интерпретированного звука («Гимны» К.Штокхаузена, « Артикуляция» Д.Лигети). Оригинальные формы музыкальных инсталляций вбирают в себя игру различных звуков и шумов, звука и не-звука (сочинения Дж. Кейджа, О.Райм, В.Сильвестрова), а также «живого» звучания и записи: в «Коротких волнах» для шести исполнителей и в «Спирали» К.Штокхаузена в «живой» электронной композиции исполнитель реагирует своей импровизацией на непредвиденные звуковые события, посылаемые искусственным источником звука. Ария для меццо-сопрано Дж. Кейджа сопровождается электронной записью. Тенденция синестезии современного искусства порождает видовые Г. (т. е. Г., синтезирующие различные виды искусств). В музыкальной сфере наблюдается стремление к театрализации, когда музыка из звуковой сферы все больше переходит в сферу чистых действий, и происходит их слияние в некий единый вид произведения искусства («Да !» Н.Корндорфа, «Гибель Титаника» Д.Зиберта, «Из семи дней» К.Штокхаузена). Музыкально-пластические композиции К.Штокхаузена «Бой со змеем и аргумент» написаны для трубы, тромбона, двух танцовщиков, тенора, баса, синтезатора и ударных инструментов; «Видение» — для тенора, трубы, синтезатора, магнитофона и танцовщика. В Первой симфонии А.Шнитке наряду с собственно музыкой используется театральное действо, в котором музыканты не только играют, но и ходят, разговаривают, обмениваются инструментами и т. д. К видовым Г. могут быть отнесены и различные «искусства действа», хэппенинги (например, «поп-механика» С. Курехина). Видовые Г. изначально рассчитаны на мультисенсорный эффект. (В «Water Music Berlin» М.Нихауса звуковые образы дополняются осязательными, в «Звуко-цвето-запахо-игре» И.А.Ридля — зрительными и обонятельными). Современные акции и инсталляции М.Бределя, Э.Габриэль, В.Левандовски предполагают восприятие и зрением, и слухом, и обонянием одновременно. Осуществляется принцип контрастного сочетания традиционно несовместимых элементов, создающий новую художественную целостность. Свое законченное воплощение Г. находит в реализации идеи «тотального» или «плюралистического» театра, основанного на «предельном» синтезе всех возможных компонентов действия: архитектуры, скульптуры, живописи, музыкального, драматического театров, балета, кино, телевидения, звукозаписывающей, звукоусиливающей техники, электронной, конкретной музыки, мюзикла, цирка и всех форм пантомимы (например, опера Б.А.Циммермана «Солдаты», опера Д.Лигети «Le Grand Macabre»).
Лит. : Вайнштейн О.Б, Деррида и Платон: деконструкция логоса // Мировое древо. 1992. № 1. С. 103;
Раппопорт А.Г. К пониманию поэтического и культурно-исторического смысла романа // Монтаж: Литература, искусство, театр, кино. М.,1988;
Савенко С. Есть ли индивидуальный стиль в музыке поставангарда? // Советская музыка. М.,1982. № 5; Leitch V.B. Deconstructive criticism: An advanced introduction. L.etc..,1983.
M. Огданец
Эстетический феномен смешения стилей, жанров, художественных течений. Гибридность как принцип эстетики постмодернизма связана с сознательным эклектизмом, коллажностью, цитатностью, центонностью артефактов. Г. — основа их дисгармоничной гармонии, асимметричной симметрии. Амальгамность Г. образует сложное переплетение ризомы, дает импульс художественному шизоанализу. Прообраз неклассического Г. — сфинкс, кентавр.
Н. М.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. . 2003.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Гибрид" в других словарях:

  • ГИБРИД — (от лат. hibrida, hybrida помесь), организм (клетка), полученный в результате объединения генетич. материала генотипически разных организмов (клеток), т. е. гибридизации. В природных популяциях амфимиктич. организмов (т. е. раздельнополых… …   Биологический энциклопедический словарь

  • гибрид — помесь, бестер, амфидиплоид, инер; тритикале, катабу, катало, зеброид, зебоид, грифон, церападус, земклуника Словарь русских синонимов. гибрид см. помесь Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александ …   Словарь синонимов

  • гибрид — ГИБРИД, а, м. Ирон. бран. Ну ты, гибрид! гибрид твою мать! черт возьми, елки палки! Возм. из шк., детск.; эвфем. от нецензурного …   Словарь русского арго

  • ГИБРИД — ГИБРИД, потомство двух родителей с различной комбинацией ГЕНОВ. Часто относится к потомству от скрещивания двух разновидностей вида или двух разных видов. Большинство межвидовых гибридов, растений или животных, неспособны давать потомство. Иногда …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • Гибрид — организм, полученный в результате скрещивания разнородных в генетическом отношении родительских форм: видов, пород, линий и т.п. См. также: Гибриды Организмы Селекция Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • ГИБРИД — (от лат. hibrida помесь) организм, полученный в результате скрещивания генетически различающихся родительских форм (видов, пород, линий и др.) …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГИБРИД — ГИБРИД, гибрида, муж. (лат. hibrida помесь). Животное или растение, происходящее от скрещения разных пород (биол.). || язык, происходящий от скрещения языков разных типов (линг.). «Абхазский язык и с ним сванский представляют скрещенные языки или …   Толковый словарь Ушакова

  • ГИБРИД — ГИБРИД, а, муж. Животное или растение, полученное в результате скрещивания генетически (по видам, линиям, породам, сортам) различающихся особей. | прил. гибридный, ая, ое. Гибридные сорта. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 …   Толковый словарь Ожегова

  • Гибрид — потомок организмов с несхожими генотипами, часто потомок от скрещивания различных видов... Источник: УКАЗАНИЯ ПО ЛЕСНОМУ СЕМЕНОВОДСТВУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (утв. Рослесхозом 11.01.2000) …   Официальная терминология

  • гибрид — а, м. hybride m., лат. hibrida.1. Организм растения или животного, полученный в результате гибридизации. БАС 2. Желаю сказать о результатах моего опыта искусственного оплодотворения через перекрещивание растительной пыли, отчего получаются новые… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»