Батай это:

Батай
Батай
(Bataille) Жорж (1897-1962) Французский поэт, прозаик, эссеист, экономист, мистик, во многом определивший пути развития французской мысли и словесности второй половины XX в. Его философские ориентиры — Г.В.Ф.Гегель, Ф.Ницше, 3. Фрейд, Л. Шестов, А.Кожев. Существенное воздействие оказала на него философия экзистенциализма. М.Хайдеггер считал Б. самым светлым умом Франции. Б. предвосхитил пути развития неклассической эстетики (см.: Эстетика неклассическая) как внесистемной, экспериментальной, трансгрессивной, телесной. Смерть, экстаз, грязный секс, растрата, смех — реперные точки его художественных интересов. В его творчестве переплетаются святое и святотатственное, божественное и жертвенное. Неизгладимое впечатление произвели на него в детстве страдания и смерть слепого парализованного отца. Он воспитывался в духе католической традиции, собирался принять сан, но впоследствии пытался порвать с католицизмом, не прекращая при этом поиски Бога. Был близок к сюрреализму, но в конце концов порвал и с ним, обретя имидж «еретика». С 1924 г. — сотрудник французской Национальной библиотеки. Редактор журналов «Documents» (1929-1930), «Acephale» (1937-1939), «Critique» (основан в 1946 г.). Кавалер ордена Почетного легиона. Автор романов «История ока» (1928), «Госпожа Эдварда» (1941), трактатов «Внутренний опыт» (1943), «Сумма атеологии» (1943-1945), «Литература и зло» (1957) и др., а также искусствоведческих эссе о наскальной живописи, творчестве Э.Мане, М.Пруста, Р.Шара. Эстетические взгляды Б. отмечены экзистенциально-сюрреалистическим отказом от традиций, норм, условностей, табуиро-ванных тем. Телесность рассматривается им в ракурсе животности человека, чья физиология обрекает духовный порыв к чистоте на неудачу. Критикуя как традиционные антропоморфизм и антропоцентризм, так и «над-реальность» сюрреализма, Б. ратует за «под-материализм» с точки зрения животности. Сильное впечатление произвели на Б. идеи Достоевского о «разврате с гнильцой», в котором участвует не только тело, но и душа. Парадоксально сочетая элементы теологического трактата и порнолитературы, Б. описывает чувства лирического героя, встретившего Бога в облике сумасшедшей проститутки («Госпожа Эдварда»). Почти маниакальное стремление к грязи, мерзости, перверсии, шокирующе-неприличному на грани порнографичности входит в понятие трансгрессии — нарушения границ, в том числе границ приличий, телесных границ, границ между жизнью и смертью, мыслимым и немыслимым, субъектом и объектом, языком и молчанием, теорией и практикой, дискурсом и властью, нормой и патологией. Гнусность — граница священного и святотатственного, источник амбивалентной «ужасной» притягательности эротико-мистического экстаза. Сексуальность — это аскеза, связанная со страхом, страданием, преодолением отвращения. Сильнейшее возбуждение вызывает пьяный партнер; один из главных эпизодов жизни и творчества Б. — чудовищное вожделение, испытанное им перед гробом матери. Секс для Б. — образ смерти; агония — пароксизм эротического экстаза; оргазм, по французской поговорке, — маленькая смерть. Оргазм — репетиция смерти, последнего смертоносного взрыва, разрушающего телесность. Смерть — абсолют наслаждения, высшая цель человеческой жизни. В противовес экзистенциалистскому бытию-к-смерти Б. выдвигает идею бытия-в-смерти. Мысль о смерти делает человека человеком. Очеловечивание личности связано с желанием заранее постичь собственную смерть. Смерть — абсолютное насилие над личностью, символ непереносимого, телесная энтропия, последняя растрата — потлач. Уничтожая вещи и себя самого, человек пытается постигнуть свою смерть: лишь потратив себя полностью, до конца, человек достигает Бога в негативной аскезе. Растрата — частный случай трансгрессии как нарушения границы, отделяющей бытие от небытия. Идеи Б. о трате, самоутрате, жертвоприношении нашли свое развитие в деятельности созданного им тайного общества «Ацефал» (1937-1939). Безголовый бог символизировал утрату Я, мистическое слияние участников в единое социально-политическое и религиозное тело. Свет смерти, энергетический переизбыток, человек как зеркало смерти, утративший чувство самосохранения и преемлющий человеческие жертвоприношения, — основные направления исканий Б. в этот период. Афоризм Б. «смерть кажется мне самым смешным делом на свете» свидетельствует о тесной связи его эстетической концепции смеха с жестокостью, похотью, а «черного юмора» — с «черной любовью». Творчески переосмысливая книгу А.Бергсона «Смех», Б. подчеркивает, что именно смех, а не комизм, освобождает от необходимости мыслить, способствует обоснованию позиции «философа-вне-себя», опыта вне поэтики и эстетики. Литература для Б. — самая суть, или ничто. В литературе концентрируется негативная мощь бунта против неприемлемых истин. В ней он стремится изжить пережитое и изведать непережитое, изложить свое религиозное и политическое кредо. Предвосхищая постмодернистскую «смерть автора», Б. исследует проблему ускользания от авторства как профессиональной «маски», умирания писателя в письме и умерщвления автора произведением. Его письмо отличается эллиптичностью, фрагментарностью. Одно из центральных мест занимает идея бесформенности как позитивной экстравагантности, заключающейся в бунте против формы, «архитектурной композиции» в литературном произведении. Идеи деархитектурности, саморазрушения, незавершенности письма воплощаются в поэтике руин, суверенного самоотражения, жертвоприношения мысли — этой руины руин. Б. выступает против жанровых канонов, противопоставляет гармонии дисгармонию. Подобно А.Арто, он прорывается по ту сторону языка, речи, — к крику, жесту. Б. подчеркивает, что книгам Арто по плечу то, на что не решаются другие: они способны сокрушить привычные границы и пределы, перешагивая через них одним резким шагом; их жестокая лирика плюет на собственные красоты, отказываясь терпеть даже те чувства, точнейшим образцом которых она и является. Изображенный в книге Б. «W.-C.» глаз, смотрящий сквозь отверстие гильотины — невыразимый словами крик ужаса перед головой философа, перед самим собой. Эстетике последней трети XX в. близки идеи Б. о невыразимом, неназываемом, несказанном. Вместе с тем Б. стремится засвидетельствовать, что по ту сторону речи ничего нет — там пустота, ничто, превращающие творчество в головокружительную авантюру, провоцирующие нечеловеческий вой. В постмодернистской ситуации актуализировались его идеи творчества как лабиринта. Однако лабиринт у Б. — путь не к выходу, не ввысь, а в подполье, низводящее человека к «слишком человеческому». Аксиоматичным для постмодернизма стал и вывод Б. об «ускользании от определения» — невозможности выделения особого жанра философствования, его включенности в другие дискурсы — литературный, художественный, этнологический и т.п. Философско-эстетическое кредо Б. афористически выражено в его миниатюре «Книга» из сборника «Могила Людовика XXX»:
«Я впиваюсь в рваную рану твою,
Раздвигая твои голые ноги,
Раскрывая их словно книгу,
Где читаю про смерть мою».
Творчество Б. оказало существенное влияние на формирование художественных практик и эстетики постмодернизма (Р.Барт, М.Фуко, Ж.Деррида, Ж.Делёз, Ж.Лакан, Ю.Кристева и др.).
Осн. соч.: Oeuvres compeltes. T.I-XII. P., 1970-1988;
Литература и зло. M., 1994;
Внутренний опыт. СПб, 1997;
Ненависть к поэзии. Порнолатрическая проза. М., 1999.
Лит.: Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб, 1994;
Фокин С.Л. Жорж Батай в 30-е годы. Философия. Политика. Религия. СПб, 1998;
Зенкин С.Н. Жорж Батай // Французская литература 1945-1990. М., 1995;
Рыклин М.К. Жорж Батай // Современная западная философия. Словарь. 2-е изд. М., 1998;
Браун Н. Дионис в 1990 году//Иностр. лит., 1995, №1;
Heimont J.-M. Politique de l'ecriture. Bataille/Derrida. P., 1990;
Ernst G. George Bataille: Analyse du recit de mort. P., 1993;
Warin R. Nietzche et Bataille: la parole a l'infini. P., 1994;
George Bataille apres nous. P., 1995.
H. M.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. . 2003.


.

Смотреть что такое "Батай" в других словарях:

  • Батай —     БАТАЙ (Bataille) Жорж (10 сентября 1897, Бийо 8 июля 1962, Париж) французский философ, писатель, экономист. С 1924 сотрудник французской Национальной библиотеки. Редактор журнала “Documents” (1924 30), “Critique” (основан в 1946) и др. В… …   Философская энциклопедия

  • БАТАЙ — (Bataille) Жорж (1897 1965), французский писатель и философ. В культурно философских сочинениях (трактат эссе Внутренний опыт , 1943; О Ницше , 1945; Литература и зло , 1957; Теория религии , опубликован в 1974) Батай, мистик без Бога ,… …   Современная энциклопедия

  • БАТАЙ — (Bataille) Жорж (1897 1962) французский философ, писатель, экономист, публицист, этнограф, искусствовед, поэт. По характеристике Хайдеггера ‘самый светлый ум во Франции’. В 1901 1913 учился в лицее в Реймсе. В 1914 принял католичество. В 1915… …   История Философии: Энциклопедия

  • БАТАЙ — (Bataille) Жорж (1897 1962) французский философ, писатель, экономист, публицист, этнограф, искусствовед, поэт. Сотрудник французской Национальной библиотеки (с 1924). Редактор журналов «Документы» (1929 1930), «Критика» (с 1946) и др. Основные… …   Новейший философский словарь

  • Батай — (фр. Bataille)  французская фамилия. Известные носители: Батай, Дельфин (р. 1969)  французский политик, сенатор Франции, член Социалистической партии. Батай, Жорж (1897 1962)  французский философ и писатель, стоявший …   Википедия

  • БАТАЙ — Давать батай кому. Одесск. Бить, избивать кого л. /em> Батай от румын. bate бить. КСРГО …   Большой словарь русских поговорок

  • БАТАЙ (Bataille) Жорж — (1897 1965) французский писатель и философ. Отрицание любых предустановленных норм человеческого поведения, утверждение суверенитета воли, скандальных форм самоосуществления личности в культурно философских сочинениях (в т. ч. эссе Внутренний… …   Большой Энциклопедический словарь

  • батай де жеан — * bataille des géants. Битва гигантов. О битве под Лейпцигом между войсками Наполеона и России, Пруссии. За Лейпцигской bataille des géants .. за взятием Парижа, последовали, одно за другим, такие печальные явления, как Священный союз и конгрессы …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • батай де флёр — * bataille des fleurs. Бой цветов . 1. Карнавальное развлечение, во время которого бросают друг в друга букетами цветов. Кипит веселье карнавала! На мостовой, на площадях. Везде земля, как после бала, В кокардах, лентах и цветах. Bataille des… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Батай, Жорж — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Батай. Жорж Батай Georges Bataille …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Батай» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»