ХАРАКТЕРОЛОГИЯ это:

ХАРАКТЕРОЛОГИЯ
ХАРАКТЕРОЛОГИЯ
учение о характерах людей, основанное на исследовании соматических данных (строения тела). Основоположник клинически ориентированной Х. - Эрнст Кречмер (основатели психоаналитической Х. - Карл Абрахам и Вильгельм Райх). Кречмер различал три типа характера в зависимости от строения тела: пикнический тип (приземистый, с толстой шеей) - по характеру циклоид, или сангвиник; астенический тип (худой, маленький, лептосомный (узкий) - по характеру шизотим, или шизоид; атлетический тип - Кречмер считал его смешанным (позднее П.Б. Ганнушкин определил его как эпилептоида). Проведенные Кречмером эксперименты давали явную картину зависимости типа характера от строения тела. В дальнейшем его типология была дополнена и скорректирована П. Б. Ганнушкиным и М.Е. Бурно. В настоящее время типология основных характеров выглядит примерно так: 1. Циклоид-сангвиник - добродушный, реалистический экстраверт, синтонный (то есть находящийся в гармонии с окружающей его реальностью). Синтоник веселится, когда весело, и грустит, когда грустно. Когда-то этот образ играл большую роль в культуре - по-видимому, начиная с эпохи Возрождения. В художественной литературе сангвиники нарисованы особенно выпукло: это Гаргантюа, Ламме Гудзак, Санчо Панса, Фальстаф, мистер Пиквик - все добродушные толстяки. В ХХ в. от засилья добродушных героев остались только Кола Брюньон и Швейк. В целом такая в принципе здоровая жизнерадостная личность не характерна для ХХ в. 2. Психастеник - реалистический, тревожно-сомневающийся интроверт. Этот тип характерен для культуры конца ХIХ века, его олицетворяет Чехов в своих основных характерологических установках - психастенику свойственна повышенная порядочность, боль за других и тревожно-ипохондрическое переживание прошлого в своей душе. Чехов запечатлел психастеника в драматическом виде в образе профессора Николая Степановича ("Скучная история"), а в комическом виде - в образе Червякова ("Смерть чиновника"). Психастеник тревожно-мучительно, по многу раз прокручивает уже сделанные поступки, "пилит опилки", по выражению Дейла Карнеги. Тревожная психастеническая рефлексия показательна для начала ХХ в., она воплощена в таком художественном направлении, как постимпрессионизм (импрессионизм - считается в целом сангвиническим, синтонным направлением), в частности в творчестве Клода Моне. Самым знаменитым героем-психастеником в европейской культуре был, конечно, Гамлет. 3. Истерик. Для этого характера важен такой признак, как демонстративность. По выражению Карла Ясперса, истерик живет не для того, чтобы быть, а чтобы казаться быть. Самый знаменитый истерик в мировой литературе - это Хлестаков. Истерик - парадоксальный характер в том смысле, что это аутистический экстраверт, то есть, с одной стороны, это нереалистический характер, у него совершенно фантастическое представление о реальности, но, с другой стороны, он погружен не в свой внутренний мир, который у него достаточно беден, но в выдуманную им самим реальность. 4. Эпилептоид. Характер напряженно-авторитарный с атлетическим типом сложения. Реалист и прагматик до мозга костей, экстраверт. Из эпилептоидов рекрутируются воины и политики. Два знаменитых современных российских эпилептоида - Борис Ельцин и Александр Лебедь. Впрочем, эпилептоиды могут быть двух типов - примитивно-эксплозивные (Дикой в "Грозе" Островского) и утонченно-дефензивные (Кабаниха, Иудушка Головлев, Фома Фомич Опискин). Для эпилептоида характерна так называемая иудина маска - выражение льстивой угодливости, за которой прячетея злоба и стремление к власти. Эпилептоид - прекрасный организатор, но почти никогда не бывает литератором или философом. Есть великие художники-эпилептоиды, например Роден и Эрнст Неизвестный. 5. Шизотим, или шизоид, или аутист (см. АУТИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ). Шизоид - замкнуто-углубленный аутистический интроверт. Он во всем замкнут на самого себя. Внешний мир, как его понимают и чувствуют сангвиник и психастеник, не существует для шизоида - его мир находится внутри его самого, а проявления внешнего мира суть лишь символы, еще глубже раскрывающие структуру мира внутреннего. Весь ХХ век может быть назван шизотимической эпохой. Практически все сколько бы ни было фундаментальные открытия в науке и философии, все важнейшие художественные направления носят шизотимный характер: это и аналитическая философия, и квантовая механика, и теория относительности, и психоанализ, и кино, и структурная лингвистика вместе с семиотикой и математической логикой, и многое другое; шизоидный характер присущ экспрессионизму, символизму, новому роману, постструктурализму, постмодернизму. Почти все великие художественные произведения ХХ в. аутистичны: "Доктор Фаустус" Томаса Манна, "Улисс" Джойса, "В поисках утраченного времени" Пруста, "Шум и ярость" Фолкнера, "Человек без свойств" Музиля, "Игра в бисер" Гессе, "Бледный огонь" Набокова. То же самое относится к музыке ХХ века (см. ДОДЕКАФОНИЯ): Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Булез, Штокгаузен - все это шизотимы. Вся реальность ХХ в. как бы попадает в воронку аутистического мышления, реальность насквозь символизирована, семиотизирована, концептуализирована. Важна логичность, непротиворечивость построения, а его отношение к реальности (которой, вероятней всего, как таковой вообще нет) имеет второстепенное значение. Известно, что когда Гегелю сказали, что некоторые его построения не соответствуют действительности, он холодно заметил: "Тем хуже для действительности". Вот классическая аутистическая установка. 6. Полифонический, или мозаичный, характер. Он тоже характерен для ХХ века. Мозаика возникает в том случае, когда человек переносит тяжелую психическую болезнь, например параноидальный психоз или эпилепсию. В этом случае характер человека как будто раскалывается на куски, становится многорадикальным, сочетает в себе не сочетаемые черты. Эпилептическими мозаиками были во многом определившие ХХ в. Лев Толстой и Достоевский. Франц Кафка, перенесший серьезную эндогенную депрессию (возможно, психоз), сочетает в своей личности и в своем творчестве черты дефензивно-психастенические и шизотимные. Его романы, особенно "Замок", не укладываются в чисто шизотимную схему экспрессионистического творчества, он подрывает экспрессионизм своей характерологической полифонией. Отсюда двойственность, идущая от сочетания обыденного стиля с фантастичностью происходящего. Мозаичен в целом сюрреализм, для которого выражение "сочетание не сочетаемого" входит в определение. Картины Рене Магритта и Сальвадора Дали, фильмы Луиса Бунюэля - это явная мозаика. Разобранная здесь Х. является не фрейдистски и даже антипсихоаналитически ориентированной. Это не означает, что психоанализ не предложил своей Х. Она была разработана в трактате В. Райха "Анализ характера". Психоаналитики в соответствии со своей установкой все объяснять через травмы раннего детства делят человеческие характеры на оральный (примитивно говоря, те люди, которых мать слишком рано отняла от груди), анальный (те, которых слишком унижали в том, что касается личной гигиены) и генитальный (те, которые пережили достаточно серьезные эдиповские проблемы - (см. ЭДИПОВ КОМПЛЕКС)). Психоаналитическая Х. носит также "телесный" характер, концепция психотерапии у Райха и его последователя Александра Лоуэна представляет собой работу с телом и называется биоэнергетической. Основное отличие психоаналитической концепции от Кречмеровской заключается в том, что первая имеет не чисто медицинский, а абстрактно-экзистенциальный характер. Второе отличие - в том, что если у психоаналитиков терапия направлена на преодоление характера, то кречмерианская Х. считает характер чем-то врожденным и неустранимым, и терапия ориентирована на адаптацию имеющегося характера, на выявление его творческих потенций (см. ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ).

Словарь культуры XX века. .


.

Смотреть что такое "ХАРАКТЕРОЛОГИЯ" в других словарях:

  • Характерология — учение, изучающее характер и процессы его самоформирования[1]. Термин является калькой с немецкого термина Charakterkunde. Термин введён в конце XIX начале XX вв., однако изучению характеров уделялось внимание и в более раннее время. Содержание 1 …   Википедия

  • характерология — 1. Одно из направлений немецкой психологии XX в.» трактующее человеческую индивидуальность как душевно телесную целостность, первичную по отношению к миру, где она живет, и определяемую в поведении изначально присущими ей свойствами. Главный… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ХАРАКТЕРОЛОГИЯ — (от характер и ...логия) учение о характере человека. В узком смысле течение немецкой психологии 1 й пол. 20 в., разрабатывавшее проблемы типологии и структуры личности в духе идей философии жизни, гештальтпсихологии, различных направлений… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Характерология — (от греч. charakter примета, черта, признак и logos наука, учение) научная дисциплина, посвященная исследованию сущности характера и средствам выявления его типов …   Психологический словарь

  • ХАРАКТЕРОЛОГИЯ — см. Учение о характере. Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

  • ХАРАКТЕРОЛОГИЯ — англ. characterology; нем. Charakterologie. 1. Учение о характерах. 2. Направление в нем. психологии XX в., трактующее человеческую индивидуальность как душевно телесную целостность, первичную по отношению к миру, в к ром она живет, и к рая… …   Энциклопедия социологии

  • характерология — и; ж. Учение о характере человека. ◁ Характерологический, ая, ое. Х ие исследования. * * * характерология (от характер и ...логия), учение о характере человека. В узком смысле  течение немецкой психологии 1 й половины XX в., разрабатывавшее… …   Энциклопедический словарь

  • Характерология — (характер греч. logos –слово, учение, наука) – 1. учение о характере человека, включая распознавание типов характера и значения характера в поведении и развития психиатрической патологии; 2. изучение личности по физическим её проявлениям,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ХАРАКТЕРОЛОГИЯ — Устаревший термин, обозначавший: 1. Общее изучение личности. 2. Изучение личности по физическим характеристикам; см. здесь конституциональная теория. Обратите внимание, однако, что конституциональная теория хотя была недостаточно обоснованной и… …   Толковый словарь по психологии

  • ХАРАКТЕРОЛОГИЯ — наука о характерах. Термин создан Вундтом. Характерология изучает образование характеров и их классификацию. Классификация составляется с помощью тестов, т.е. испытаний; наибольшей известностью пользуется тест Роршаха: чернильные пятна… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Книги

Другие книги по запросу «ХАРАКТЕРОЛОГИЯ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»