ГЕНЕРАТИВНАЯ ПОЭТИКА это:

ГЕНЕРАТИВНАЯ ПОЭТИКА
ГЕНЕРАТИВНАЯ ПОЭТИКА
направление структурной поэтики (см. СТРУКТУРНАЯ ПОЭТИКА), возникшее в России в конце 1960-х гг. под влиянием генеративной лингвистики, а также теоретических идей С. М. Эйзенштейна (см. КИНО) и морфологии сюжета В. Я. Проппа (см. СЮЖЕТ). Основатели Г. п. (ныне профессора американских ун-тов) - русские лингвисты А. К. Жолковский и Ю. К. Щеглов. Так же как генеративная лингвистика, Г. п. стремилась не к описанию текста, а к моделированию процесса порождения текста. По мысли авторов Г. п., художественный текст можно представить как сумму некой абстрактной "темы" и приемов выразительности (ПВ), при помощи которых тема трансформируется в реальный текст. Тема может быть сформулирована и на естественном языке, и звучать как абстрактное высказывание на метаязыке (см. МЕТАЯЗЫК). Например, тему повести А. Конан-Дойля "Собака Баскервилей" можно сформулировать и образно в виде поговорки: Волк в овечьей шкуре; и в виде абстрактного описания: Некто под видом покровительства или дружбы готовит убийство своего протеже. После того как тема сформулирована, дальнейший анализ состоит в "вычитании" приемов выразительности, особых риторических фигур, взятых у Эйзенштейна или введенных самими авторами Г. п., из текста так, чтобы последовательно привести его к теме. Приемы выразительности могут быть такими: СОВМЕЩЕНИЕ, КОНТРАСТ, ВАРЬИРОВАНИЕ, ЗАТЕМНЕНИЕ, УВЕЛИЧЕНИЕ, РАЗВЕРТЫВАНИЕ, ПОВТОРЕНИЕ, КОНКРЕТИЗАЦИЯ, СОКРАЩЕНИЕ. Приведем примеры некоторых важнейших ПВ из работ Жолковского и Щеглова: "Общей темой рассказов Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе является тепло, уют, покровительство, убежище, безопасность. Применение ПВ КОНТРАСТ придает ей несколько более конкретный вид: тепло, уют, покровительство и т. п. - угроза, опасность. "Многие предметы из окружения Холмса построены на СОВМЕЩЕНИИ все тех же тематических полюсов: о к н о к в а р т и р ы, где живет Холмс, одновременно принадлежит уютному жилищу, защищенному от внешнего мира, и открывает вид на этот мир, где царят ненастье и хаос; г а з е т а - аксессуар домашнего уюта (газета за чашкой кофе) и источник информации о преступлениях". ПВ ВАРЬИРОВАНИЕ (или ПРОВЕДЕНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗНОЕ) покажем на примере четверостишия из "Моцарта и Сальери" Пушкина (пример взят из книги Ю. М. Лотмана "Анализ поэтического текста"): Мне не смешно, когда маляр негодный Мне пачкает Мадонну Рафаэля; Мне не смешно, когда фигляр презренный Пародией бесчестит Алигьери. Общая (инвариантная) тема обоих полустиший: Мне не смешно, когда бездарность оскорбляет гения. Чрезвычайно интересными наблюдениями над поэтикой классической русской литературы мы обязаны выделению авторами Г. п. ПВ ЗАТЕМНЕНИЕ с его прототипом, известной сценой из "Героя нашего времени" Лермонтова: Я выстрелил... Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Затемнение - конкретный вариант эпистемической нарративной (повествовательной) модальности (см. МОДАЛЬНОСТИ, СЮЖЕТ), когда вначале нечто важное неизвестно, неопределенно, а когда завеса открывается, информация становится полной и, как правило, драматической. Ср. в "Войне и мире" Толстого: Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что все вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело. Пьер вздрогнул от своего выстрела и остановился. Дым, особенно густой от тумана, помешал ему видеть в первое мгновение. Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из-за дыма показалась его фигура. Одною рукою он держался за левый бок, другою сжимал опущенный пистолет. Еще одно важное понятие, которое выделила Г. п., - ПОЭТИЧЕСКИ МИР. Это коррелят понятия темы для творчества поэта, рассматриваемого как единое целое. Процедура здесь такая же, как и при анализе прозы. Формулируется основная черта поэтического мира, а затем показывается, как она развертывается в тексты при помощи ПВ. А.К. Жолковскому удалось сформулировать общую тему (инвариант) всего творчества Пушкина. Звучит это так: объективный интерес к действительности, осмысляемый как поле взаимодействия амбивалентно оцениваемых начал "изменчивость, неупорядоченность" и "неизменность, упорядоченность" (сокращенно: "амбивалентное противопоставление изменчивость/неизменность" или просто "изменчивость/неизменность"). Г. п. подвергалась критике со стороны представителей традиционной структурной поэтики за схематизм и возврат к стереотипам школьной поэтики (подобный же упрек адресовали в свое время создателю генеративной лингвистики). Как правило, конкретные наблюдения авторов Г. п. оказывались и интереснее, и долговечнее их теории. Сами они в своем позднем творчестве перешли к более мягким моделям анализа, соприкоснувшись в чем-то со своим главным антагонистом в постструктурной поэтике- мотивным анализом (см. МОТИВНЫЙ АНАЛИЗ).

Словарь культуры XX века. .


.

Смотреть что такое "ГЕНЕРАТИВНАЯ ПОЭТИКА" в других словарях:

  • ГЕНЕРАТИВНАЯ ПОЭТИКА — ГЕНЕРАТИВНАЯ ПОЭТИКА, порождающая поэтика, направление современного литературоведения, использующее методы генеративной лингвистики для моделирования литературных явлений и процессов — от частных (структура тропов, сюжет, метр) до их общей… …   Литературный энциклопедический словарь

  • ПОЭТИКА — (греч. poiētikē téchnē — творческое искусство), наука о системе средств выражения в литературных произведениях, одна из старейших дисциплин литературоведения. В расширенном смысле слова П. совпадает с теорией литературы, в суженном — с …   Литературный энциклопедический словарь

  • ТЕКСТ — одно из ключевых понятий гуманитарной культуры ХХ в., применяющееся в семиотике, структурной лингвистике, филологии, философии текста, структурной и генеративной поэтике. Т. это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию,… …   Энциклопедия культурологии

  • СТРУКТУРАЛИЗМ — (франц. structuralisme, от структура), направление в литературоведении, один из методов гуманитарных наук, разработанный с целью обнаружить, описать и объяснить структуры мышления, лежащие в основе культуры прошлого и настоящего. С. возник во 2‑й …   Литературный энциклопедический словарь

  • СЕМИОТИКА —         (семиология) (от греч. знак)         наука о знаках и знаковых системах, знаковом (использующем знаки) поведении и знаковой лингвистич. и нелингвистич. коммуникации.         Совр. С. получила исходные импульсы в трудах амер. философа Ч.… …   Энциклопедия культурологии

  • СНОВИДЕНИЕ — По видимому, человек стал видеть сны с того момента, как он стал отличать иллюзию от реальности (см. РЕАЛЬНОСТЬ) и, тем самым, сон от яви (считается, что до этого человек жил в постоянном галлюцинаторном состоянии), то есть с распадом… …   Энциклопедия культурологии

  • «НОВАЯ КРИТИКА» — «НОВАЯ КРИТИКА», течения в западной критике и литературоведении XX в.: 1) в США «Н. к.» («new criticism») сформировалась в 30‑х гг. XX в. под влиянием английских критиков А. Ричардса (интерпретация с точки зрения семантики), У. Эмпсона… …   Литературный энциклопедический словарь

  • МЕТАЯЗЫК — язык описания, язык второго порядка , при помощи которого описываются языки объекты. Термин М. возник в математике и математической логике (см. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА), где в качестве М. выступают формальные символы, связки, кванторы и операторы.… …   Энциклопедия культурологии

  • СТРУКТУРНАЯ ЛИНГВИСТИКА — (лингвистический структурализм) направление в языкознании, возникшее в начале ХХ в. и определившее во многом не только лингвистическую, но и философскую и культурологическую парадигмы (см. ПАРАДИГМА) всего ХХ века. В основе С. л. понятие… …   Энциклопедия культурологии

  • ПАРАДИГМА —         образец или модель. Как особый термин понятие П. введено амер. методологом науки Т. Куном в кн. “Структура научных революций” (1962) для обозначения преобладающих в деятельности опр. научного сооб ва проблем и решений.         П.… …   Энциклопедия культурологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»