ОБРАЗЕЦ КУЛЬТУРНЫЙ это:

ОБРАЗЕЦ КУЛЬТУРНЫЙ
ОБРАЗЕЦ КУЛЬТУРНЫЙ
        понятие устойчивой конфигурации связей людей друг с другом, с предметной и природной средой, к-рая обусловливается опр. типами ситуаций, предписанным поведением в них человека, а также критериями, по к-рым оцениваются действия человека или его связи с окружающим миром. Термин “pattern”, заимствованный из биологии, был впервые применен Р. Бенедикт (1934) к общим “атрибутам” или “стилям”, лежащим в основе культур. Амер. антрополог Крёбер, создавая в пер. тр. 20 в. “естеств. историю” культур, воспользовался этим термином для обозначения способов внутр. организации и структуры объектов. В этом случае социальная практика рассматривалась как набор моделей функционально оправданных алгоритмов поведения. В дальнейших исследованиях Крёбер склонялся к тому, чтобы отождествлять понятие модели, образца с понятием системы ценностей. В настоящее время o.k. представляет собой исключительно емкое понятие, к-рое заключает в себе и информацию о мире, и момент его оценки, и способы действия в нем человека, и стимулы таких действий. В качестве o.k. способны выступить явления культуры широкого диапазона действия и разл. формы: материальные предметы, способы и манеры поведения, правовые или обыденные нормативы поступков людей, жанры и стили худож. творчества, формы экон., полит, или религ. отношений и т.д. o.k. выполняет в культуре исключительно важную функциональную и развивающую роль. С одной стороны, на уровне обыденной практики o.k. выступает стереотипной схемой поведения, взаимодействия, оценивая людей, их манипулирования с материальными предметами, равно как и самими предметами культуры, позволяя каждому конкр. человеку действовать в привычной среде без излишних затрат энергии. При этом o.k. носит неосознанно-практич. характер. o.k. этого уровня по большей части сравнительно быстро (по истор. масштабам) вычеркивается из памяти об-ва, как полностью исчерпавший свои культурный ресурс. На высших уровнях культурной активности, в сфере порождения новых форм и стилистич. ценностей филос., религ., худож. характера, имеет место создание особого рода уникальных o.k., способных создавать культурные стили. Созданные одаренными художниками, великими мыслителями, высоконравственными авторитетами, эти o.k. приобретают общезначимый характер для данного об-ва (а иногда и для более широкого круга социокультурных сообществ) и превращаются в универсальные, фундаментальные эталоны, позволяющие на их основе обновлять культуру, развивать ее в последующие периоды истории. На этом уровне культурной практики o.k. выступает как программа с высокой степенью информативности, проблемно-разрешающей способности, ценностной и нормативной значимости. o.k. этого уровня в большей степени помогают людям разрешать проблемные ситуации, делать осознанный выбор в сложной обстановке, а также определять линию поведения в непривычных или уникальных обстоятельствах. Каждое поколение находит в o.k. новые содержат, моменты, поэтому o.k. такого рода выступают в роли связующих звеньев разнообр. видов человеч. активности как в синхронном, так и в диахрон-ном разрезе.
        С т.зр. саморазвития и стилистич. обновления форм o.k. неравнозначны. Они представляют собой иерархич. структуру, на высшем уровне к-рой имеет место порождение новых культурных форм, в то время как на уровне практич. повседневной социальной активности происходит лишь их частичная ассимиляция в виде стереотипизированных, слабо осознаваемых шаблонов поведения и взаимодействия.
        Эвристич. потенциал использования понятия o.k. особенно отчетливо проявляется в анализе динамики культуры вообще, и в изучении изменений этнонац. культур в частности, в понимании соотношения культуры и субкультур, в сравнении разных культур между собой и т.п.

Лит.: Ионин Л.Г. Понятийный аппарат социол. анализа культуры // Методол. проблемы теоретико-прикладных исследований культуры. М., 1988; Benedict R. Patterns of Culture. Boston, 1959; Kroeber A. L. Historical Reconstruction of Culture Growths and Organic Evolution //American Anthropologist. Menasha. 1931. V. 33. № 2; Idem. The Nature of Culture. Chi., 1952; Idem. Configurations of Culture Growth. Berk.; LosAng., 1944.

Г.А. Аванесова

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.

Образец культурный
☼ понятие устойчивой конфигурации связей людей друг с другом, с предметной и природной средой, к-рая обусловливается опр. типами ситуаций, предписанным поведением в них человека, а также критериями, по к-рым оцениваются действия человека или его связи с окружающим миром. Термин “pattern”, заимствованный из биологии, был впервые применен Р. Бенедикт (1934) к общим “атрибутам” или “стилям”, лежащим в основе культур. Амер. антрополог Крёбер, создавая в пер. тр. 20 в. “естеств. историю” культур, воспользовался этим термином для обозначения способов внутр. организации и структуры объектов. В этом случае социальная практика рассматривалась как набор моделей функционально оправданных алгоритмов поведения. В дальнейших исследованиях Крёбер склонялся к тому, чтобы отождествлять понятие модели, образца с понятием системы ценностей. В настоящее время О.к. представляет собой исключительно емкое понятие, к-рое заключает в себе и информацию о мире, и момент его оценки, и способы действия в нем человека, и стимулы таких действий. В качестве О.к. способны выступить явления культуры широкого диапазона действия и разл. формы: материальные предметы, способы и манеры поведения, правовые или обыденные нормативы поступков людей, жанры и стили худож. творчества, формы экон., полит. или религ. отношений и т.д. О.к. выполняет в культуре исключительно важную функциональную и развивающую роль. С одной стороны, на уровне обыденной практики О.к. выступает стереотипной схемой поведения, взаимодействия, оценивая людей, их манипулирования с материальными предметами, равно как и самими предметами культуры, позволяя каждому конкр. человеку действовать в привычной среде без излишних затрат энергии. При этом О.к. носит неосознанно-практич. характер. О.к. этого уровня по большей части сравнительно быстро (по истор. масштабам) вычеркивается из памяти об-ва, как полностью исчерпавший свои культурный ресурс. На высших уровнях культурной активности, в сфере порождения новых форм и стилистич. ценностей филос., религ., худож. характера, имеет место создание особого рода уникальных О.к., способных создавать культурные стили. Созданные одаренными художниками, великими мыслителями, высоконравственными авторитетами, эти О.к. приобретают общезначимый характер для данного об-ва (а иногда и для более широкого круга социокультурных сообществ) и превращаются в универсальные, фундаментальные эталоны, позволяющие на их основе обновлять культуру, развивать ее в последующие периоды истории. На этом уровне культурной практики О.к. выступает как программа с высокой степенью информативности, проблемно-разрешающей способности, ценностной и нормативной значимости. О.к. этого уровня в большей степени помогают людям разрешать проблемные ситуации, делать осознанный выбор в сложной обстановке, а также определять линию поведения в непривычных или уникальных обстоятельствах. Каждое поколение находит в О.к. новые содержат. моменты, поэтому О.к. такого рода выступают в роли связующих звеньев разнообр. видов человеч. активности как в синхронном, так и в диахронном разрезе.
С т.зр. саморазвития и стилистич. обновления форм О.к. неравнозначны. Они представляют собой иерархич. структуру, на высшем уровне к-рой имеет место порождение новых культурных форм (см. Форма культурная), в то время как на уровне практич. повседневной социальной активности происходит лишь их частичная ассимиляция в виде стереотипизированных, слабо осознаваемых шаблонов поведения и взаимодействия.
Эвристич. потенциал использования понятия О.к. особенно отчетливо проявляется в анализе динамики культуры вообще и в изучении изменений этнонац. культур в частности, в понимании соотношения культуры и субкультур (см. Субкультура), в сравнении разных культур между собой и т.п.
Лит.: Ионин Л.Г. Понятийный аппарат социол. анализа культуры // Методол. проблемы теоретико-прикладных исследований культуры. М., 1988; Benedict R. Patterns of Culture. Boston, 1959; Kroeber A. L. Historical Reconstruction of Culture Growths and Organic Evolution //American Anthropologist. Menasha. 1931. V. 33. № 2; Idem. The Nature of Culture. Chi., 1952; Idem. Configurations of Culture Growth. Berk.; LosAng., 1944.
Г.А. Аванесова.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии.. . 2003.


.

Смотреть что такое "ОБРАЗЕЦ КУЛЬТУРНЫЙ" в других словарях:

  • ОБРАЗЕЦ КУЛЬТУРНЫЙ — см. КУЛЬТУРНЫЙ ОБРАЗЕЦ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • КУЛЬТУРНЫЙ ОБРАЗЕЦ — англ. cultural pattern; нем. Kulturmuster. Преобладающие ценности и верования, характеризующие данную культуру и отличающие ее от других. см. КОНФИГУРАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • Культурный консерв — Cтереотип (греч. stereos + typos «твердый» + «отпечаток») . Изначально «стереотип» метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для… …   Википедия

  • КУЛЬТУРНЫЙ ОБРАЗЕЦ — англ. cultural pattern; нем. Kulturmuster. Преобладающие ценности и верования, характеризующие данную культуру и отличающие ее от других. См. КОНФИГУРАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ …   Толковый словарь по социологии

  • АРТЕФАКТ КУЛЬТУРНЫЙ —         интерпретативное воплощение к. л. формы культурной в конкр. материальном продукте, поведенческом акте, социальной структуре, информ. сообщении или оценочном суждении. Всякая культурная форма как образец решения задачи по удовлетворению к …   Энциклопедия культурологии

  • АРЕАЛ КУЛЬТУРНЫЙ — англ. area, culture; нем. Areal, kulturelles. Геогр. район, для жителей к рого характерна общая культура или культ, образец. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • АРЕАЛ КУЛЬТУРНЫЙ — англ. area, culture; нем. Areal, kulturelles. Геогр. район, для жителей к рого характерна общая культура или культ, образец …   Толковый словарь по социологии

  • Калиграфия — Страница из рукописного Корана (XII в., Андалузия) Каллиграфия (от греч. καλλιγραφία  «красивый почерк»)  вид изобразительного искусства. Древняя отрасль прикладной графики, эстетическое оформление рукописного шрифта, также  учебная дисциплина.… …   Википедия

  • Искусство каллиграфии — Каллиграфия (от греч. καλλιγραφία «красивый почерк») вид изобразительного искусства. Древняя отрасль прикладной …   Википедия

  • Национализм — Не следует путать с нацизмом. У этого термина существуют и другие значения, см. Национализм (значения). Пробуждение Уэльса, Кристофер Уильямс, 1911. Образ Венеры как аллегория рождения нации Национализм …   Википедия

Книги

  • Культурный герой, Ю. Зонис. Слово «постмодернизм» все знают, но мало кто употребляет по прямому назначению. И если написать, что роман"Культурный герой"– блестящий образец постмодернистской прозы, потенциальные читатели… Подробнее  Купить за 404 руб
  • Культурный герой. Роман-коллаж, Зонис Юлия. "Слово «постмодернизм» все знают, но мало кто употребляет по прямому назначению. И если написать, что роман «Культурный герой» - блестящий образец постмодернистскойпрозы, потенциальные… Подробнее  Купить за 363 руб
  • Культурный герой. Роман-коллаж, Фрай Макс, Зонис Юлия Александровна, Шакилов Александр. "Слово"постмодернизм"все знают, но мало кто употребляет по прямому назначению. И если написать, что роман"Культурный герой" -блестящий образец постмодернистской… Подробнее  Купить за 362 руб
Другие книги по запросу «ОБРАЗЕЦ КУЛЬТУРНЫЙ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»