МУНЬЕ

МУНЬЕ
МУНЬЕ
        (Mounier) Эмманюэль (1905-1950) – основоположник франц. персонализма, филос. концепции, основу к-рой составляет признание абсолютной ценности личности. В 1932 основал влиятельный журнал “Esprit”, к-рым руководил до самой смерти. Рождение “Эспри” свидетельствовало о появлении на философской арене нового течения — французского персонализма, к-рому вместе с феноменологией, экзистенциализмом и неотомизмом суждено было составить целую эпоху в философской жизни Франции первой пол. 20 в. Сквозь призму личностного существования М. истолковывает филос. проблемы — онтологич., гносеологич., социальные, вопросы этики, эстетики, культуры. Центр персоналистского учения о личности — идея “вовлеченного существования”, призывающая человека к активной и ответств. жизни, к осмысленному, творч. выполнению им гуманистич. миссии на Земле.
        Культура, в понимании М., — “глобальная функция” личности, ее деятельность по гуманизации мира и самого человека. В работе “Персонализм” (1949), к-рую Рикёр справедливо назвал энциклопедией персонализма, М. дает определение культуры: “Культура — не какая-то часть личностной жизни, а ее глобальная функция. Для человека, к-рый сам себя создает и развивает, все есть культура, начиная с устройства завода и формирования собств. тела до умения поддерживать беседу или хозяйствовать на Земле... нет какой-то одной культуры, по отношению к к-рой всякая другая деятельность была бы некультурной (“культурный человек”), а есть столько культур, сколько видов деятельности. Об этом особенно необходимо напомнить нашей книжной цивилизации.
        Поскольку личностная жизнь является свободой и восхождением, а не накопительством и движением по кругу, то и культура ни в коей мере не может быть нагромождением знаний; цель ее — глубинное преобразование субъекта, и чем более она апеллирует к его внутр. миру, тем большие возможности открывает перед ним... культура — это то, что остается, когда мы уже не опираемся на знание: это — сам человек”.
        Конечно, творчество в известной мере нуждается в поддержке коллектива; жизнеспособные коллективы придают ему силы, заурядные удушают. Однако сам творч. акт идет от личности, даже если она затерялась в толпе: все т.н. нар. песни имеют конкр. автора. И если бы все люди вдруг стали художниками, не было бы больше художника как такового. В коллективистских концепциях культуры верно то, что, выступая против касты избранных, стремящихся подчинить культуру условностям, они объявляют народ истинным источником ее обновления.
        Наконец, культура непременно является трансцен-дированием и нескончаемым самопревосхождением. Как только культура останавливается, она перестает быть таковой: отсюда ее академизм, педантизм, “общее место”. Когда культура теряет в качестве своего ориентира универсальность, она иссушает себя; если же культура путает универсальное с застывшей всеобщностью, она затвердевает, превращаясь в жесткую систему.
        В широком смысле все зло коренится в социально-экон. строе. Он создает культурную касту и толкает искусство (придворное, салонное, церковное) к эзотеризму, снобизму или изысканности, академизму, фривольности, усложненности и брутальности. А когда техника, умножая средства, увеличивает и возможность менять формы в искусстве, деньги, к величайшей выгоде узкого круга людей, коммерциализуют их и опошляют, калеча творца, его произведение и публику. Художник, преподаватель или ученый по своему положению пребывают где-то между нищим-изгоем и рабом-исполнителем. Это зло несут с собой социальные структуры, и оно исчезнет только с их исчезновением. С неменьшей силой ослабляют культуру обесценивание совр. сознания, его отказ от широких перспектив, открываемых религией, разумом и т.п., а также ориентация на утилитарно-механич. результативность.

Соч.: Revolution personnaliste et communautaire. P., 1935; Manifest an service de personnalisme. P., 1936; Le personnalisme. P., 1951; Introduction aux existentialismes. P., 1965; Персонализм. М., 1992; Что такое персонализм? М., 1994; Надежда отчаявшихся. М.. 1995.

Лит.: Charpentreau J., Rocher L. L'esthetique personnaliste d'Emmanuel Mounier. P., 1966; Bornemeier М. Eugene lonesco und der Personalismus Emmanuel Mouniers. Fr./M., 1985.

И. С. Вдовина

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.

Мунье
Эмманюэль Муньé (Mounier) (1905-1950)
основоположник франц. Персонализма, филос. концепции, основу к-рой составляет признание абсолютной ценности личности. В 1932 основал влиятельный журнал “Esprit”, к-рым руководил до самой смерти. Рождение “Эспри” свидетельствовало о появлении на философской арене нового течения — французского персонализма, к-рому вместе с феноменологией, экзистенциализмом и Неотомизмом суждено было составить целую эпоху в философской жизни Франции первой пол. 20 в. Сквозь призму личностного существования М. истолковывает филос. проблемы — онтологич., гносеологич., социальные, вопросы этики, эстетики, культуры. Центр персоналистского учения о личности — идея “вовлеченного существования”, призывающая человека к активной и ответств. жизни, к осмысленному, творч. выполнению им гуманистич. миссии на Земле.
Культура, в понимании М., — “глобальная функция” личности, ее деятельность по гуманизации мира и самого человека. В работе “Персонализм” (1949), к-рую Рикёр справедливо назвал энциклопедией персонализма, М. дает определение культуры: “Культура — не какая-то часть личностной жизни, а ее глобальная функция. Для человека, к-рый сам себя создает и развивает, все есть культура, начиная с устройства завода и формирования собств. тела до умения поддерживать беседу или хозяйствовать на Земле... нет какой-то одной культуры, по отношению к к-рой всякая другая деятельность была бы некультурной (“культурный человек”), а есть столько культур, сколько видов деятельности. Об этом особенно необходимо напомнить нашей книжной цивилизации.
Поскольку личностная жизнь является свободой и восхождением, а не накопительством и движением по кругу, то и культура ни в коей мере не может быть нагромождением знаний; цель ее — глубинное преобразование субъекта, и чем более она апеллирует к его внутр. миру, тем большие возможности открывает перед ним... культура — это то, что остается, когда мы уже не опираемся на знание: это — сам человек”.
Конечно, творчество в известной мере нуждается в поддержке коллектива; жизнеспособные коллективы придают ему силы, заурядные удушают. Однако сам творч. акт идет от личности, даже если она затерялась в толпе: все т.н. нар. песни имеют конкр. автора. И если бы все люди вдруг стали художниками, не было бы больше художника как такового. В коллективистских концепциях культуры верно то, что, выступая против касты избранных, стремящихся подчинить культуру условностям, они объявляют народ истинным источником ее обновления.
Наконец, культура непременно является трансцендированием и нескончаемым самопревосхождением. Как только культура останавливается, она перестает быть таковой: отсюда ее академизм, педантизм, “общее место”. Когда культура теряет в качестве своего ориентира универсальность, она иссушает себя; если же культура путает универсальное с застывшей всеобщностью, она затвердевает, превращаясь в жесткую систему.
В широком смысле все зло коренится в социально-экон. строе. Он создает культурную касту и толкает искусство (придворное, салонное, церковное) к эзотеризму, снобизму или изысканности, академизму, фривольности, усложненности и брутальности. А когда техника, умножая средства, увеличивает и возможность менять формы в искусстве, деньги, к величайшей выгоде узкого круга людей, коммерциализуют их и опошляют, калеча творца, его произведение и публику. Художник, преподаватель или ученый по своему положению пребывают где-то между нищим-изгоем и рабом-исполнителем. Это зло несут с собой социальные структуры, и оно исчезнет только с их исчезновением. С неменьшей силой ослабляют культуру обесценивание совр. сознания, его отказ от широких перспектив, открываемых религией, разумом и т.п., а также ориентация на утилитарно-механич. результативность.
Соч.: Revolution personnaliste et communautaire. P., 1935; Manifest an service de personnalisme. P., 1936; Le personnalisme. P., 1951; Introduction aux existentialismes. P., 1965; Персонализм. М., 1992; Что такое персонализм? М., 1994; Надежда отчаявшихся. М.. 1995.
Лит.: Charpentreau J., Rocher L. L'esthetique personnaliste d'Emmanuel Mounier. P., 1966; Bornemeier М. Eugene lonesco und der Personalismus Emmanuel Mouniers. Fr./M., 1985.
И. С. Вдовина.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии.. . 2003.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "МУНЬЕ" в других словарях:

  • МУНЬЕ — (Mounier) Эмманюэль (1905 1950) основатель и ведущий теоретик фр. персонализма, создатель жур. «Esprit» («Дух», октябрь 1932). В основе учения М. лежит признание абсолютной ценности личности, находящейся в постоянном творческом самоосуществлении; …   Философская энциклопедия

  • Мунье — (фр. Mounier) французская фамилия. Известные носители: Мунье, Антони (р. 1987) французский футболист. Мунье, Жан Жозеф (1758 1806) французский политический деятель. Мунье, Жермена (1920 2006) французская пианистка и музыкальный педагог.… …   Википедия

  • МУНЬЕ — (Mounier) Эмманюэль (1905 50), французский философ, основатель и глава французского персонализма. Путь освобождения человечества видел в моральном обновлении, духовной революции. Сторонник христианского социализма …   Современная энциклопедия

  • МУНЬЕ — (Mounier) Эммануэль (1905 1950) французский философ. Участник движения Сопротивления. Издатель журнала ‘Esprit’ (с 1932). Основные сочинения: ‘Персоналистская и коммунитарная революция’ (сборник статей, 1935); ‘От капиталистической собственности… …   История Философии: Энциклопедия

  • МУНЬЕ — (Mounier) Эммануэль (1905 1950) французский философ. Участник движения Сопротивления. Издатель журнала «Esprit» (с 1932). Основные сочинения: «Пер соналистская и коммунитарная революция» (сборник статей, 1935); «От капиталистической собственности …   Новейший философский словарь

  • Мунье Ж. — Жермена Мунье (фр. Germaine Mounier; 7 февраля 1920, Нёйи сюр Сен 27 июня 2006, Париж) французская пианистка и музыкальный педагог. Училась в Париже у Ива Ната, Магды Тальяферро и Армана Ферте. Широко концертировала, особенно с произведениями… …   Википедия

  • Мунье — I Мунье (Mousnier)         Ролан (р. 7.9.1907, Париж), французский историк. Профессор Сорбонны (с 1955), руководитель Центра по исследованиям европейской цивилизации (с 1958). Председатель французского Национального комитета историков (с 1971).… …   Большая советская энциклопедия

  • Мунье Эмманюэль — (Mounier) (1905 1950), французский философ, основатель и глава французского персонализма. Путь освобождения человечества видел в моральном обновлении, духовной революции. Сторонник христианского социализма. * * * МУНЬЕ Эмманюэль МУНЬЕ (Mounier)… …   Энциклопедический словарь

  • Мунье Ролан — Мунье (Mousnier) Ролан (р. 7.9.1907, Париж), французский историк. Профессор Сорбонны (с 1955), руководитель Центра по исследованиям европейской цивилизации (с 1958). Председатель французского Национального комитета историков (с 1971). Основные… …   Большая советская энциклопедия

  • Мунье Эмманюэль — Мунье (Mounier) Эмманюэль (1.4.1905, Гренобль, ≈ 22.3.1950, Шатне Малабри, близ Парижа), французский философ идеалист, основатель и глава французского персонализма, организатор и руководитель его теоретического органа ≈ журнала «Эспри» («Esprit» …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»