ДЕМПФ это:

ДЕМПФ
ДЕМПФ
        (Dеmpf) Алоис (1891-1982) - нем. философ, историк-медиевист, культуролог. Изучал теологию и медицину в Иннсбруке. В Первую мир. войну был фронтовым фельдшером. С 1925 — приват-доцент в Боннском ун-те. В том же году вышли в свет его работы: “Осн. формы ср.-век. мировоззрения” и “Этика и метафизика ср.-вековья”. Этапной для Д. была конкурсная работа “Бесконечное в ср.-век. метафизике и кантовской диалектике” (1926), прочерчивающая линию связи между восходящей к Аристотелю идеей порядка и трансцендентальной антитетикой Канта. Здесь угадывается контур его типологии мировоззренч. фаз как образов культуры.
        В 1937 Д. — ординарный проф. в Вене. Но вскоре аншлюс Австрии и публикация им “Мейстера Экхарта” (1937), где прозрачно-разумный взгляд на мир противопоставляется совр. постмифологич. и иррациональному представлению о мире, вынуждают его уйти на пенсию по полит, мотивам. Лишь по окончании войны Д. смог возобновить научную и преподават. деятельность. С 1949проф. в Мюнхен, ун-те.
        Д. принадлежит к числу систематизирующих умов. В основе его суждений лежит убеждение в неизвестности иерархич. порядка т.н. жизненных сил (религия, право, образование, хозяйство). Эти составляющие конституируют человеч. природу, а их разл. констеляции — специфику того или иного типа культуры. Так, примат правового или религ. начал в социальном укладе создает соответственно полит, или профетич. вариант культуры. Из этих частичных оттисков общечеловеч. твор. духа складывается картина “всеобщей жизни”, совокупный образ человека, мира и Бога в их незримом внутреннем единстве.
        Теор. размышления Д. питает устойчивый антропол. интерес, стремление к социальной диагностике и терапии. Он верит в целит, возможности своей эпохи, использующие установки новосхоластич. и феноменологич. философии в споре с позитивистским материализмом. Особую роль в прояснении логики обновления обществ, устройства он отводит реконструкции филос. систем. Законодатели мысли извлекают, подобно художнику, канон и символ живой стихии непосредственно, что позволяет проследить непрерывный стилевой ритм сменяющихся культур. Философия вырастает из истории и погружается в нее, и исследование этого движения посредством “критики истор. разума” и “самокритики философии” открывает взаимосвязь способов самоосуществления человека с человеч. организацией.
        Стремление преодолеть историзм с помощью типологич. сравнения видов знания и мировосприятия свидетельствует о приверженности Д. интеллектуальному поиску Дильтея, М. Вебера, Зиммеля, Трёльча, Шелера. К предшественникам Д. можно отнести также Ф. Шлеге-ля, обратившегося к сравнит, анализу филос. направлений Шеллинга и Гегеля — сторонников идей укорененности философии в культуре в целом.
        В работах “Самокритика философии” (1947) и “Критика истор. разума” (1957) Д. пытается дать синтетич. образ мира, обнаружить “архитектонику истины” путем выделения повторяющихся историч. фаз развития мировоззренч. течений.
        Отыскивая следы эпохального мировоззрения в разл. сферах культуры, Д. ставил вопрос о филос. предпосылках рез-тов частных наук: математики, физики, химии, наук о духе. Он установил, что их развитие шло строго параллельно развитию филос. учений. Научные идеи могут рассматриваться как спецификация всеобщих филос. идей. Внимание Д. сосредоточено на методическо-гносеологич. комплексе проблем, поскольку истор. разум может обрести почву только в столкновении с “чистым разумом”, т.е. критически. Метод является тем инструментарием, к-рый дает возможность понять логич. структуру действительности. Основанием всех методич. синтезов он считает антропологию. Единство человека делает прозрачным единство космоса. Совр. об-во стоит на пороге антропол. фазы как интегральной мировоззренч. системы, полагал Д. “Так вновь придет час метафизики и этики”.
        За техникой типологич. сравнения мировоззрений как культурных символизаций вырастает открытие Д. “общего дела знания”, обязанное опыту стремления к мудрости и утверждению закономерного развития социологии.

Соч.: Die Hauptform mittelalterlcher Weltanschauung. Munch., В., 1925; Kulturphilosophie. Munch.; В., 1932; Selbstkritik der Philosophic und vergleichende Philosophiengeschichte im Umriss. W., 1947; Kritik der historischen Vernunft. Munch., 1957; Geistesgeschichte der altchristlichen Kultur. Stuttg., 1964.

Л. В. Гирко

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.

Демпф
Алоис Демпф (Dеmpf) (1891-1982)
нем. философ, историк-медиевист, культуролог. Изучал теологию и медицину в Иннсбруке. В Первую мир. войну был фронтовым фельдшером. С 1925 — приват-доцент в Боннском ун-те. В том же году вышли в свет его работы: “Осн. формы ср.-век. мировоззрения” и “Этика и метафизика ср.-вековья”. Этапной для Д. была конкурсная работа “Бесконечное в ср.-век. метафизике и кантовской диалектике” (1926), прочерчивающая линию связи между восходящей к Аристотелю идеей порядка и трансцендентальной антитетикой Канта. Здесь угадывается контур его типологии мировоззренч. фаз как образов культуры.
В 1937 Д. — ординарный проф. в Вене. Но вскоре аншлюс Австрии и публикация им “Мейстера Экхарта” (1937), где прозрачно-разумный взгляд на мир противопоставляется совр. постмифологич. и иррациональному представлению о мире, вынуждают его уйти на пенсию по полит. мотивам. Лишь по окончании войны Д. смог возобновить научную и преподават. деятельность. С 1949 — проф. в Мюнхен. ун-те.
Д. принадлежит к числу систематизирующих умов. В основе его суждений лежит убеждение в неизвестности иерархич. порядка т.н. жизненных сил (религия, право, образование, хозяйство). Эти составляющие конституируют человеч. природу, а их разл. констеляции — специфику того или иного типа культуры. Так, примат правового или религ. начал в социальном укладе создает соответственно полит. или профетич. вариант культуры. Из этих частичных оттисков общечеловеч. твор. духа складывается картина “всеобщей жизни”, совокупный образ человека, мира и Бога в их незримом внутреннем единстве.
Теор. размышления Д. питает устойчивый антропол. интерес, стремление к социальной диагностике и терапии. Он верит в целит. возможности своей эпохи, использующие установки новосхоластич. и феноменологич. философии в споре с позитивистским материализмом. Особую роль в прояснении логики обновления обществ. устройства он отводит реконструкции филос. систем. Законодатели мысли извлекают, подобно художнику, канон и символ живой стихии непосредственно, что позволяет проследить непрерывный стилевой ритм сменяющихся культур. Философия вырастает из истории и погружается в нее, и исследование этого движения посредством “критики истор. разума” и “самокритики философии” открывает взаимосвязь способов самоосуществления человека с человеч. организацией.
Стремление преодолеть историзм с помощью типологич. сравнения видов знания и мировосприятия свидетельствует о приверженности Д. интеллектуальному поиску Дильтея (см. Дильтей), М. Вебера, Зиммеля (см. Зиммель), Трёльча, Шелера. К предшественникам Д. можно отнести также Ф. Шлегеля, обратившегося к сравнит. анализу филос. направлений Шеллинга и Гегеля — сторонников идей укорененности философии в культуре в целом.
В работах “Самокритика философии” (1947) и “Критика истор. разума” (1957) Д. пытается дать синтетич. образ мира, обнаружить “архитектонику истины” путем выделения повторяющихся историч. фаз развития мировоззренч. течений.
Отыскивая следы эпохального мировоззрения в разл. сферах культуры, Д. ставил вопрос о филос. предпосылках рез-тов частных наук: математики, физики, химии, наук о духе. Он установил, что их развитие шло строго параллельно развитию филос. учений. Научные идеи могут рассматриваться как спецификация всеобщих филос. идей. Внимание Д. сосредоточено на методическо-гносеологич. комплексе проблем, поскольку истор. разум может обрести почву только в столкновении с “чистым разумом”, т.е. критически. Метод является тем инструментарием, к-рый дает возможность понять логич. структуру действительности. Основанием всех методич. синтезов он считает антропологию. Единство человека делает прозрачным единство космоса. Совр. об-во стоит на пороге антропол. фазы как интегральной мировоззренч. системы, полагал Д. “Так вновь придет час метафизики и этики”.
За техникой типологич. сравнения мировоззрений как культурных символизаций вырастает открытие Д. “общего дела знания”, обязанное опыту стремления к мудрости и утверждению закономерного развития социологии.
Соч.: Die Hauptform mittelalterlcher Weltanschauung. Munch., В., 1925; Kulturphilosophie. Munch.; В., 1932; Selbstkritik der Philosophic und vergleichende Philosophiengeschichte im Umriss. W., 1947; Kritik der historischen Vernunft. Munch., 1957; Geistesgeschichte der altchristlichen Kultur. Stuttg., 1964.
Л. В. Гирко.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии.. . 2003.


.

Смотреть что такое "ДЕМПФ" в других словарях:

  • ДЕМПФ —         (Dempf) Алоиз (2.1.1891, Альтомюнстер, ок. Мюнхена), нем. католич. философ. Разрабатывал проблемы философии культуры, философии истории и социологии знания. Сочетая общие принципы католич. универсализма с влияниями Гегеля, Шпенглера и М.… …   Философская энциклопедия

  • демпфірування — іменник середнього роду демпфірування іменник середнього роду …   Орфографічний словник української мови

  • демпфірувати — дієслово недоконаного виду демпфірувати дієслово недоконаного і доконаного виду …   Орфографічний словник української мови

  • демпфіруваний — дієприкметник …   Орфографічний словник української мови

  • Демпф, Алоис — Алоис Демпф Alois Dempf Дата рождения: 2 января 1891(1891 01 02) Место рождения: Альтомюнстер, Германия Дата смерти …   Википедия

  • демпфірування — я, с. Дія за знач. демпфірувати. •• Демпфі/рування вібра/ції зменшення рівня вібрації внаслідок розсіювання механічної енергії …   Український тлумачний словник

  • демпфірувальний — а, е. Який призначений, використовується для демпфірування …   Український тлумачний словник

  • демпфірувати — у/ю, у/єш, недок. і док., перех., тех., муз. Заспокоювати демпфером механічні коливання …   Український тлумачний словник

  • демпфирование — демпф ирование, я …   Русский орфографический словарь

  • демпфированный — демпф ированный; кратк. форма ан, ана …   Русский орфографический словарь

Книги

  • Тайна Иеронима Босха, Петер Демпф. "Сад наслаждений" - загадочнейшая работа самого таинственного из фламандских живописцев Иеронима Босха... Триптих, в котором историки и искусствоведы до сих пор находят мотивы множества… Подробнее  Купить за 430 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»