ВАСКОНСЕЛОС

ВАСКОНСЕЛОС
ВАСКОНСЕЛОС
        (Vasconcelos) Xoce (1881-1959) - мекс. философ, социолог, историк, политик, журналист и писатель. Творчество В. неотрывно от обстоятельств его жизни. Активный обществ, и гос. деятель, В. утверждал настоятельную необходимость воспитания и просвещения молодежи лат.-амер. стран; его принципы и непосредств. практика принесли ему прозвание “пророка континента”. Знаменитые культурфилос. эссе В. являются скорее худож. произв., нежели научными трактатами. Идеи В. продолжают традицию лат.-амер. утопизма и ариэлизма, воспринятую им от X. Марти, Э.М. де Остоса и Э. Родо.
        Творчество В., одного из зачинателей совр. лат.-амер. философии, непосредственно обязано подъему нац. самосознания, связанному с мекс. революцией 1910-17 и активизацией проблемы нац. и лат.-амер. идентичности. В. ставит перед собой задачу создать философию нац. мировосприятия, опирающуюся на муз. и поэтич. чувство народа. Эту программу он начал разрабатывать в кн. “Индостанские исследования” (1920), а затем обобщил свои соображения в “Трактате по метафизике” (1929), где изложена система “метафизики эстетич. монизма”, дана строгая классификация наук на новой основе; В. вводит субъективную иерархию понятий, где вершинное место занимает этика, включающая в себя ряд наук — от естествознания до экономики, причем юриспруденция интерпретируется как “эстетич. акция высокого трансцендентального предназначения”.
        Мессианские идеи В. получили воплощение в двух самых известных его трудах: “Вселенская раса” (1925) и “Индология” (1927). Идея “вселенской” (или “космич.”) расы подразумевает, что народу Лат. Америки предстоит стать пятой из известных человечеству рас, духовно интегрирующей все предыдущие. При этом узкий рационализм европ. цивилизации будет преодолен универсализмом “вселенской” культуры Лат. Америки. Культурфилос. утопия В. была развита в кн. “Индология”, где поэтич. миф облекается в форму систематич. философии. В своем отрицании рац. знания (“логицизма”) В. удивительно рационально строит свою иерархию универсальной гармонии мира, основанную на эстетич. чувстве, на стихийно-интуитивной эмоциональности, преимущественно свойственной, по его мнению, человеку Лат. Америки. Именно это качество определит, согласно его “закону трех социальных стадий”, будущую расу человечества, к-рой предстоит возникнуть в Лат. Америке.
        Осознавая недостаточность филос. фундирования своих идей, В. попытался синтезировать их в труде под названием “Тодология” (1952; исп. todo — всё), представляющем собой лат.-амер. коррелят “Философии общего дела” Н. Федорова. Метод В. предполагал направить объединенные усилия к достижению вселенской гармонии, к-рая посредством “обращенной энергии” будет эстетически упорядочивать каждый элемент жизни на земле. В. полагал, что эта идея выражает имманентную сущность мекс. и вообще лат.-амер. онтологии. Мифопоэтич. утопизм В. стимулировал разработку лат.-амер. мыслью филос. обоснования историко-культурной самобытности Лат. Америки, поиска модели ее цивилизационной идентичности.
        Соч. Obras Completas. T. 1-4. Мех., 1957-61.

Лит.: Петякшева Н.И. Xoce Васконселос и философия “иберо-амер. расы”. //Из истории философии Лат. Америки XX в. М., 1988. Василенко А.С. “Если бы я был магом Лат. Америки...”: Эстетич. взгляды Xoce Васконселоса//Лат. Америка. 1989. № 12; 1990, № 1; Garrido L. Jose Vasconcelos. Мех., 1963; De Beer G. Jose Vasconcelos and his World. N.Y., 1966.
Ю. Гирин

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.

Васконселос
Хосе Васконсéлос (Vasconcelos) (1881-1959)
мекс. философ, социолог, историк, политик, журналист и писатель. Творчество В. неотрывно от обстоятельств его жизни. Активный обществ. и гос. деятель, В. утверждал настоятельную необходимость воспитания и просвещения молодежи лат.-амер. стран; его принципы и непосредств. практика принесли ему прозвание “пророка континента”. Знаменитые культурфилос. эссе В. являются скорее худож. произв., нежели научными трактатами. Идеи В. продолжают традицию лат.-амер. утопизма и ариэлизма, воспринятую им от X. Марти, Э.М. де Остоса и Э. Родо.
Творчество В., одного из зачинателей совр. лат.-амер. философии, непосредственно обязано подъему нац. самосознания, связанному с мекс. революцией 1910-17 и активизацией проблемы нац. и лат.-амер. идентичности. В. ставит перед собой задачу создать философию нац. мировосприятия, опирающуюся на муз. и поэтич. чувство народа. Эту программу он начал разрабатывать в кн. “Индостанские исследования” (1920), а затем обобщил свои соображения в “Трактате по метафизике” (1929), где изложена система “метафизики эстетич. монизма”, дана строгая классификация наук на новой основе; В. вводит субъективную иерархию понятий, где вершинное место занимает этика, включающая в себя ряд наук — от естествознания до экономики, причем юриспруденция интерпретируется как “эстетич. акция высокого трансцендентального предназначения”.
Мессианские идеи В. получили воплощение в двух самых известных его трудах: “Вселенская раса” (1925) и “Индология” (1927). Идея “вселенской” (или “космич.”) расы подразумевает, что народу Лат. Америки предстоит стать пятой из известных человечеству рас, духовно интегрирующей все предыдущие. При этом узкий рационализм европ. цивилизации будет преодолен универсализмом “вселенской” культуры Лат. Америки. Культурфилос. утопия В. была развита в кн. “Индология”, где поэтич. миф облекается в форму систематич. философии. В своем отрицании рац. знания (“логицизма”) В. удивительно рационально строит свою иерархию универсальной гармонии мира, основанную на эстетич. чувстве, на стихийно-интуитивной эмоциональности, преимущественно свойственной, по его мнению, человеку Лат. Америки. Именно это качество определит, согласно его “закону трех социальных стадий”, будущую расу человечества, к-рой предстоит возникнуть в Лат. Америке.
Осознавая недостаточность филос. фундирования своих идей, В. попытался синтезировать их в труде под названием “Тодология” (1952; исп. todo — всё), представляющем собой лат.-амер. коррелят “Философии общего дела” Н. Федорова. Метод В. предполагал направить объединенные усилия к достижению вселенской гармонии, к-рая посредством “обращенной энергии” будет эстетически упорядочивать каждый элемент жизни на земле. В. полагал, что эта идея выражает имманентную сущность мекс. и вообще лат.-амер. онтологии. Мифопоэтич. утопизм В. стимулировал разработку лат.-амер. мыслью филос. обоснования историко-культурной самобытности Лат. Америки, поиска модели ее цивилизационной идентичности (см. Идентичность).
Соч.: Obras Completas. T. 1-4. Мех., 1957-61.
Лит.: Петякшева Н.И. Xoce Васконселос и философия “иберо-амер. расы”. //Из истории философии Лат. Америки XX в. М., 1988. Василенко А.С. “Если бы я был магом Лат. Америки...”: Эстетич. взгляды Xoce Васконселоса//Лат. Америка. 1989. № 12; 1990, № 1; Garrido L. Jose Vasconcelos. Мех., 1963; De Beer G. Jose Vasconcelos and his World. N.Y., 1966.
Ю. Гирин.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии.. . 2003.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ВАСКОНСЕЛОС" в других словарях:

  • ВАСКОНСЕЛОС —     ВАСКОНСЕЛОС Xoce (l 881 l 959) мексиканский философ и общественный деятель, создатель учения “эстетического монизма”, близкого экзистенциальной философии. Осознание человеком своего существования (“я существую”) Васконселос толкует не как акт …   Философская энциклопедия

  • ВАСКОНСЕЛОС (Vasconcelos) Хосе — (1882 1959) мексиканский философ и политический деятель. В 1921 23 министр народного образования. Разработал философскую систему, основанную на идеях неоплатонизма. В книге Космическая раса (1925) выдвинул гипотезу об образовании из смешения… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Васконселос Хосе — Васконселос (Vasconcelos) Хосе (28.2.1882, г. Оахака, ‒ 30.6.1959, Мехико), мексиканский историк, философ и государственный деятель. В период Мексиканской революции 1910‒17 выступал на стороне конституционалистского буржуазного движения. В… …   Большая советская энциклопедия

  • Васконселос Хосе — (Vasconcelos) (1882 1959), мексиканский философ и политический деятель. В 1921 1923 министр народного образования. Разработал философскую систему, основанную на идеях неоплатонизма. В книге «Космическая раса» (1925) выдвинул гипотезу об… …   Энциклопедический словарь

  • Васконселос — (Vasconcelos)         Хосе (28.2.1882, г. Оахака, 30.6.1959, Мехико), мексиканский историк, философ и государственный деятель. В период Мексиканской революции 1910 17 выступал на стороне конституционалистского буржуазного движения. В 1920 25… …   Большая советская энциклопедия

  • ВАСКОНСЕЛОС — (Vasconcelos) Xoce (28.2.1882, Оахака, 30.6.1959, Мехико), мекс. философ, историк и гос. деятель. Получил пед. и юрид. образование. В 1920 21 ректор Мекс. нац. ун та в Мехико, в 1921 24 мин. нар. образования. Осуществил ряд прогрессивных… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Васконселос Х. — ВАСКОНСÉЛОС (Vasconcelos) Хосе (1882–1959), мекс. философ. В 1921–23 мин. нар. образования. Разработал филос. систему, осн. на идеях неоплатонизма. В кн. Космическая раса (1925) выдвинул гипотезу об образовании в будущем путём смешения… …   Биографический словарь

  • Васконселос (Vasconcelos), Хосе — (1882 1959)     мексиканский философ. В 1921 24 министр народного образования. Осуществил ряд прогрессивных преобразований школьной системы. В книге Космическая раса (1925) выдвинул гипотезу об образовании в будущем путём смешения современных рас …   Педагогический терминологический словарь

  • Васконселос, Габриэл — Габриэл Общая информация …   Википедия

  • ВАСКОНСЕЛОС XOCE — (28.2.1882, Оахака, 30.6.1959, Мехико), мекс. философ, историк и гос. деятель. Получил пед. и юрид. образование. В 1920 21 ректор Мекс. нац. ун та в Мехико, в 1921 24 мин. нар. образования. Осуществил ряд прогрессивных преобразований шк. системы… …   Российская педагогическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»