Тцара это:

Тцара
Тцара
(Tzara) Тристан (1896-1963; наст, имя и фамилия Сами Розенсток. Родился в Румынии, скончался в Париже) Поэт, полемист, эссеист, издатель журналов, организатор выставок и дадаистских театральных выступлений, в которых сам принимал активное участие. Один из основателей дадаизма (см.: Дада) и автор наиболее эстетически радикальных дадаистских манифестов. Соратник Т. по дадаизму Рихард Хульзенбек описал Т. следующим образом: «Тцара был «дадаистом по натуре», как бы самосозданным варваром, который стремился предать огню и мечу все, что было предназначено нами для бесповоротного уничтожения, то есть все те художественные и культурные ценности, которые потеряли свою сущность и значение». После раннего увлечения символизмом в Бухаресте Т. в 1916 г. отправился учиться в Цюрих, где вошел в круг поэтов и художников, скрывавшихся от ужасов Первой мировой войны. Эта группа, состоявшая в начале из художников Ганса Арпа, Софи Таубер и поэта Рихарда Хульзенбека, собравшихся вокруг актера и политического активиста Хуго Балла, составила костяк участников «Кабаре Вольтер», в котором собственно и родился дадаизм. Т. был принят в группу в день открытия кабаре 5 февраля 1916 г. и, поразив всех своей неистощимой энергией и остроумием, вскоре занял ведущую роль в группе, уступая только самому организатору Баллу. Одним из первых изобретений Т. было введение в программу кабаре «симультанных поэм», в которых несколько разных стихотворений читались участниками одновременно, причем на разных языках под аккомпанемент барабана, свистка и трещотки. Нарочито какофонический эффект являлся прямым выпадом против как общепризнанной сущности поэзии и музыки, так и коммуникации в целом. По замечаниям современников, все языки, звучащие одновременно, но говорящие о разном, подразумевали пародию на конфликт националистических пропаганд, доминировавших во время войны. Необходимо также отметить зак-линательный аспект этих выступлений, имевших параллели с глоссолалией. Летом 1916 г. Т. пишет первый манифест дадаизма, вскоре после чего становится лидером Цюрихского Дада в связи с некоторым отдалением Хуго Балла от движения. Полемический талант Т. ярко проявился в его манифестах, в которых ему удалось сочетать теорию и резкие эпатажные выпады с вкрадчивой апологией. Для его стилистики характерны фигуры типа: «ДАДА остается в рамках европейских слабостей; это тоже говно, но отныне мы желаем срать разноцветно, чтобы украсить зоопарк искусства флагами всех консульств». Под руководством Т. Дада превратилось в авангардное движение (см.: Авангард), с собственным журналом, но без определенной программы. В основе эстетики (или , скорее, антиэстетики) Т. лежало острое ощущение бессмысленности и абсурдности современной действительности, сочетаемое с горячей любовью к жизни во всех ее проявлениях, а также неусыпная подозрительность и презрение ко всякого рода официальной авторитетности. Его неистощимое остроумие и склонность к театральности придавали его манифестам остроту, столь важную для авангарда. Всего Т. написано семь дадаистских манифестов, из которых наиболее известными являются следующие: первый манифест под названием «Манифест господина Антипирина» (1916) , «Дада Манифест 1918» (1918), «Манифест господина АА Анти-философа» (1920). Самым обширным по объему и наиболее теоретичным является второй, в котором Т. экспонирует свою антитеорию антиискусства. Здесь он наиболее полно выражает дадаистскую модель отрицания всех ценностей наравне с самоотрицанием. Характерны такие заявления Т.: « Я пишу манифест и я ничего не желаю, но однако я что-то говорю, а в принципе я вообще против манифестов, так же, как и против принципов... Я против деятельности; а что касается постоянного отрицания и утверждения, то я ни за, ни против них, и я не собираюсь объясняться, потому что я ненавижу рассудок. <...> ДАДА НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ.» В Цюрихе Т. принимал активное участие в издании четырех номеров журнала «Дада» в период с 1916 по 1918 гг., который, являясь рупором дадаизма, представлял собой форум для обсуждения и других течений в искусстве, причем сам Т. выступал в поддержку абстрактного искусства, считая его, вслед за Кандинским, выражением внутренней необходимости, не зависимой от внешнего мира и материальных устоев. К концу Первой мировой войны дадаизм становится международным феноменом, и Т., отделившись от своих немецких друзей, которые в Германии придали Дада более политическую окраску, в 1920 г. переносит центр своей деятельности в Париж. Здесь он начинает активно сотрудничать с художником Фрэнсисом Пикабиа и поэтом Андре Бретоном. Парижский период Т. отмечен бурной дадаистской деятельностью, состоявшей из шокирующих выступлений, лекций и диспутов. Т. продолжает писать манифесты и поэзию, в которую вводит так называемое «автоматическое письмо», которое впоследствии станет одним из основных методов сюрреализма. Поскольку в основе творчества Т. лежала радикальная антисистемность, к 1924 г., после бурной полемики, он расходится с Бретоном и собравшимися вокруг него будущими сюрреалистами, которые пытались превратить дадаизм в систему. К концу 20-х гг. Т. опять сближается с сюрреалистами (см.: Сюрреализм), хотя продолжает активно работать и в своем ключе. В 1931 г. он пишет наиболее значительное свое стихотворное произведение — поэму «Приблизительный человек» («L'Homme approximatif»), и ряд других произведений, свидетельствующих о родстве с сюрреализмом. В литературной критике указывается на создание Т. уникального дадаистски-сюрреалистского стиля. Т. никогда не отрекался от дадаистского радикализма, однако его творчество с годами приобрело более интроспективный характер, о чем свидетельствуют даже названия его произведений: «Говоря в одиночестве» (1950), «Внутренний лик»(1953). В 1936 г. Т. вступил в Коммунистическую партию Франции и впоследствии принимал активное участие во французском Сопротивлении во время Второй мировой войны. Последние годы жизни Т. посвятил литературоведению, создав два крупных исследования, посвященных поэтике Франсуа Вийона и творчеству Франсуа Рабле. По словам Е. Петерсона, «Жизненным усилием Т. явилось стремление постичь и интерпретировать эволюцию искусства в его связи с обществом». В целом поэтическое и полемическое творчество Т. является одним из наиболее радикальных явлений авангардного искусства. Эстетически наиболее близким Т. является его российский предшественник Алексей Крученых (см.: Заумь, Футуризм), развивавший идеи бессмысленности и антисистемности искусства за несколько лет до возникновения дадаизма.
Соч.: Seven Dada Manifestos and Lampi-steries. N.Y., 1981;
Approximate Man and Other Writings. Detroit, 1973.
Лит. : Gale M. Dada and Surrealism. L., 1997;
Huelsenbeck R. Memoirs of a Dada Drummer. N. Y., 1974;
Richter ff. Dada Art and Anti-Art. L., 1978;
Peterson E. Tristan Tzara: Dada and Surrational Theorist. Rutgers University Press, 1971.
H. Фиртич

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. . 2003.


.

Смотреть что такое "Тцара" в других словарях:

  • Тцара —         правильнее Тзара (Tzara), Тристан (псевдоним; настоящее имя Сами Розеншток, Rosenstock) (14.4.1896, Мойнешти, Румыния, 24.12.1963, Париж), французский поэт. В 1919 стал одним из вдохновителей парижского крыла Дадаизма («Семь манифестов… …   Большая советская энциклопедия

  • Тцара Тристан — Тзара (Tzara), настоящие имя и фамилия Сами Розеншток (Rosenstock) (1896 1963), французский поэт. В 20 30 х гг. примыкал к дадаизму и сюрреализму («Семь манифестов дада», 1924; «Эссе о положении поэзии», 1931). Сборники «Завоёванные полдни»… …   Энциклопедический словарь

  • Тцара, Тзара (Tzara) Тристан — (настоящие имя и фамилия Сами Розеншток, Rosenstock) (1896—1963), французский поэт. В 20—30 х гг. примыкал к дадаизму и сюрреализму (книги «Семь манифестов дада», 1924, «Эссе о положении поэзии», 1931). Сборники «Завоёванные полдни»… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТЦАРА (Tzara) Тристан — ТЦАРА (Тзара) (Tzara) Тристан (наст. имя Сами Розеншток Rosenstock) (1896 1963), французский поэт. В 20 30 е гг. примыкал к дадаизму и сюрреализму ( Эссе о положении поэзии , 193..1). Сборники Завоеванные полдни (1939), Дозволенный плод (1956) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Тцара Тристан — • Тцара (Тзара) Тристан (наст. имя Сами Розеншток; 1896–1963) – франц. поэт. Род. в семье рум. евреев. Участв. в политич. и обществ. жизни. В 20 30 е гг. примыкал к дадаизму и сюрреализму («Эссе о положении поэзии», 1931). Автор сб ков стихов… …   Энциклопедический словарь псевдонимов

  • ТЦАРА Тристан — ТЦАРА, Тзара (Tzara) Тристан (псевд.; наст. имя Сами Розеншток, Rosenstock; 1896—1963), французский поэт. Кн. «Семь манифестов дада» (1924). Сб. стихов «25 стихотворений» (1918), «Индикатор сердечных дорог» (1928), «Приблизительный человек»… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Тцара, Тристан — Тристан Тцара Tristan Tzara Лайош Тихань. Портрет Тристана Тцара, 1927 Имя при рождении: Sami Rosenstock Дата рождения: 14 апреля 1896 Место рождения: Мойнешты, Румыния …   Википедия

  • Тцара Тристан — Тристан Тцара Tristan Tzara Лайош Тихань. Портрет Тристана Тцара, 1927 Имя при рождении: Sami Rosenstock Дата рождения: 14 апреля 1896 Место рождения: Мойнешты, Румыния …   Википедия

  • Тцара Т. — ТЦАРÁ, Тзара (Tzara) Тристан (наст. имя и фам. Сами Розеншток, Rosenstock) (1896–1963), франц. поэт. В 20–30 х гг. примыкал к дадаизму и сюрреализму (кн. Семь манифестов дада , 1924, Эссе о положении поэзии , 1931). Сб ки Завоёванные… …   Биографический словарь

  • Тристан Тцара — Tristan Tzara Лайош Тихань. П …   Википедия

Книги

  • Бесчеловечный театр, . Патафизический фокус Альфреда Жарри, на издыхании XIX века оплодотворившего французскую культуру пьесой "Король Убю, или Поляки", открыл дорогу целым поколениям нового (анти)искусства.… Подробнее  Купить за 988 руб
  • Хоан Миро, Янис Минк. Продолжающаяся серия, выпускаемая совместно с немецким издательством "Taschen" . Книга об испанском живописце и графике, одном из самых выдающихся художников ХХ столетия Хоане Миро… Подробнее  Купить за 659 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»