Информель

Информель
Информель
(фр. art informel — бесформенное, абстрактное искусство) Одна из разновидностей абстрактного искусства, в котором уже почти не используется традиционная техника живописи (краски и кисти). Абстрактные картины, как правило, грязноватых, серых, землистых, невзрачных тонов, создаются с помощью гипса, цемента, песка, гравия, тканей, веревок, шлака, различных синтетических материалов. Основу таких картин составляет обычно толстый слой грунта землистого цвета, на котором прочерчиваются острым инструментом глубокие линии, иногда образующие примитивный рисунок, типа первобытных наскальных граффити, в него вмазываются различные иные материалы и предметы, нередко добавляется скромная раскраска. В результате возникают полурельефные картины с особой организацией визуального и гаптического пространств. Пастозность и рельефность поверхностей, шероховатость и подчеркнутая тактильность используемых материалов наполняют произведения И. ни с чем не сравнимой, слабо, но волнующе пульсирующей энергетикой и особой притягательной силой. Перед зрителем открывается какое-то особое, и не чисто живописное, и не чисто пластическое пространство. Не цвет и форма, но вещность и тактильность простых материалов выступают в этих произведениях на первый план. Банальные материалы открывают мастерам И. свои сокровенные тайны, увлекают их своей дотоле почти никому незаметной красотой. «Необычные вещи не очаровывают меня, — писал один из основателей И. Жан Дюбюффе. — Банальное же приводит в восторг. Ровное, голое шоссе без каких-либо особенностей, какой-нибудь грязный пол или пыльная земля, на которые никто не обратил бы внимания (и тем более не стал бы их писать), опьяняют меня». Картины мастеров И. нередко напоминают старые обшарпанные стены с частично осыпавшейся краской и штукатуркой, геологические срезы земли, географические карты, какие-то таинственные следы на песчаном берегу, руинированные остатки моделей археологических изысканий, окаменелых первобытных животных и т. п. Однако не эти ассоциации с конкретными реалиями действительности играют в И. главную роль, но — создание особых абстрактных миров, увлекающих зрителя в глубины его собственного «я», ибо они являются спонтанно возникающими психограммами неординарных внутренних представлений и переживаний создавших их мастеров. Термин И. впервые ввел в обиход в начале 50-х гг. парижский искусствовед Мишель Тапье (M. Tapie). Первые образцы И. появились в конце 40-х гг., а его расцвет приходится на 50 — 60-е гг. Кроме Дюбюффе среди главных представителей И. следует назвать имена испанского художника Антони Тапиеса, немцев Эмиля Шумахера, Фритца Винтера, француза Жана Fautrier.
Лит.: Paulhan J. L art informel. P., 1962.
Л.Б., В.Б.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. . 2003.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Информель" в других словарях:

  • информель — informelle adj. Абстрактного характера. В 40 е годы, по окончании войны, в искусстве возникло направление информель, неформальное. ВИСК 1997 1 9. См. также Информальный …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ИНФОРМЕЛЬ — (от франц. informel букв. абстрактный, нефигуративный), направление в абстрактном искусстве, сложившееся во Франции в середине 1940 х. Образы информеля так же свободно эскизны, как и в ташизме, но в отличие от последнего здесь острее выступает… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИНФОРМЕЛЬ — (от франц. informel, букв. абстрактный, нефигуративный), направление в абстрактном искусстве, сложившееся во Франции в середине 1940 х. Образы информеля так же свободно эскизны, как и в ташизме (см. ТАШИЗМ), но в отличие от последнего здесь… …   Энциклопедический словарь

  • АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО — (абстракционизм беспредметное искусство, нефигуративное искусство), совокупность направлений в изо культуре 20 в., заменяющих натуралистическую, легко узнаваемую предметность более или менее свободной игрой линий, красок и форм (сюжет и предмет… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Абстрактный экспрессионизм — Послевоенный (кон. 40 х 50 е гг. XX в.) этап развития абстрактного искусства. Сам термин еще в 20 е гг ввел немецкий искусствовед Э.(?) фон Зюдов (E. von Sydow) для обозначения некоторых аспектов искусства экспрессионистов (см.: Экспрессионизм).… …   Энциклопедия культурологии

  • Медитативное искусство — Возникло, прежде всего, в среде американских художников, работавших в орбите абстрактного экспрессионизма, как реакция на повышенную агрессивно напряженную эмоциональность и пестроту большинства картин абстрактных экспрессионистов, на излишнее… …   Энциклопедия культурологии

  • абстрактное искусство — (абстракционизм), направление в искусстве XX в., отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре и графике. Возникло в 10 х гг., в конце 40 х  начале 60 х гг. принадлежало к наиболее распространённым течениям… …   Энциклопедический словарь

  • Жутовский Борис Иосифович — (р. 1932), российский живописец, график. Островыразительные, порой иронически гротескные графические портреты. Живописные композиции 70 х гг. с преобладанием сюрреалистических, «органических» абстрактных форм исполнены в гармоничной цветовой… …   Энциклопедический словарь

  • ташизм — (от франц. tache  пятно), абстрактный экспрессионизм, живопись действия, разновидность абстрактного искусства 1940 50 х гг. Её представители (Дж. Поллок в США, П. Сулаж, Р. Soulage, во Франции, К. Аппел, K. Appel, в Нидерландах) провозгласили… …   Энциклопедический словарь

  • ВОЛЬС Альфред — ВОЛЬС (Wols; наст. имя и фам. Шульце Альфред) (1913 1951), французский художник. Выходец из Германии, с 1932 работал в Париже. Известен также как фотограф экспрессивно фигуративного направления. Стал в 1940 е гг. крупнейшим мастером информеля (см …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»