ИБН РУШД

ИБН РУШД

или Аверроэс (1126-1198), испано-арабский философ и врач, родился в Кордове (Испания) в знатной семье. Будучи исключительно талантливым и разносторонним человеком, Ибн Рушд занимал несколько важных постов. Подобно отцу и деду, он служил кадием (судьей) в Кордове, а затем в Севилье; благодаря глубоким познаниям в медицине был назначен придворным врачом. На протяжении почти всей жизни Ибн Рушд пользовался преимуществами своего положения и дружбы с халифами, которые ему благоволили, поддерживая развитие образования и научных исследований. В этих благоприятных условиях он написал труды по естествознанию и философии. Его сочинение Опровержение опровержения (Тахафут ат-тахафут) было написано в защиту греческой философской традиции против нападок ортодоксального мыслителя Аль-Газали. Пытаясь выяснить истинный смысл философии Аристотеля, Ибн Рушд написал обширные комментарии к большей части аристотелевских произведений, которые принесли ему славу и сделали влиятельной фигурой среди еврейских и христианских философов. В поздний период жизни мыслитель стал жертвой религиозных гонений на науку и философию, был сослан и заключен в тюрьму, но незадолго до смерти восстановлен в правах. Однако преследования на религиозной почве положили конец его влиянию на мусульманскую мысль. Умер Ибн Рушд в Марракеше (Марокко) в 1198. К концу 12 в. большинство произведений Ибн Рушда было переведено на латинский язык. Комментарии к трудам Аристотеля получили общее признание; его даже прозвали Комментатором. Тем не менее трактовка Ибн Рушдом отношения философии и религии (послужившая причиной его расхождений с традиционной мусульманской мыслью) вызвала один из самых известных споров в христианской философии 13 в. Философская истина, на его взгляд, содержится в трудах Аристотеля; религиозная истина есть истина, приспособленная к пониманию обычного человека. Данное понимание философии и религии было воспринято некоторыми христианскими последователями Ибн Рушда, которые истолковали его таким образом, что существует два рода истин - философская истина и религиозная истина, которые могут противоречить друг другу и тем не менее оставаться истинами (теория двойственной истины). Приняв теорию двойственной истины, последователи Ибн Рушда без труда согласились с его толкованием идей Аристотеля, даже с теми из них, которые находились в разительном противоречии с христианским учением. Например, по Ибн Рушду, Аристотель якобы полагал, что человеческая душа является частью единого всеобъемлющего разума и потому не может считаться вполне индивидуальной и бессмертной. Это явно противоречило учению о бессмертии души отдельного человека - самой сердцевине христианского учения. В комментариях Ибн Рушда содержались и другие толкования Аристотеля, которые было столь же трудно примирить с христианством. Вскоре было признано, что последователи Ибн Рушда придерживаются неортодоксальных взглядов, и это навлекло на них нападки ортодоксов. Поскольку источником отклонений считался Аристотель, он и сам оказался под подозрением, что составляло главную трудность для всех философов 13 в., которые пытались приспособить аристотелевскую мысль к христианской теологии. Под угрозой оказалась даже попытка Фомы Аквинского осуществить синтез системы Аристотеля и христианской теологии. Хотя идеи Ибн Рушда отвергались и даже были официально осуждены в 1277, его последователи хранили как теорию двойственной истины, так и его интерпретацию Аристотеля. На всем протяжении позднего Средневековья и в эпоху Возрождения его труды служили источником вдохновения для тех, кто считал необходимым разделение философии и науки, с одной стороны, и теологии - с другой. Этот взгляд имел важные отзвуки даже в сфере политической мысли, поскольку именно аверроисты в 14 в., распространив на сферу политики понятие двойственной истины, приводили доказательства в пользу отделения церкви от государства. Кроме комментариев, значительная часть которых уцелела, в латинском и арабском вариантах сохранились труды Ибн Рушда по грамматике, астрономии, медицине и праву.
ЛИТЕРАТУРА
Ибн Рушд. Опровержение опровержения (фрагменты). - В кн.: Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 9-14 вв. М., 1961

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ИБН РУШД" в других словарях:

  • Ибн Рушд — Ибн Рошд (латинизир. Аверроэс) (1126 1198), арабский философ и врач, представитель арабского аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко, был судьёй и придворным врачом. В трактате «Опровержение опровержения» отверг отрицание философии, с которым… …   Энциклопедический словарь

  • Ибн Рушд — на картине XIV века Дата рождения: 1126 год …   Википедия

  • ИБН РУШД — Абу л Валид Мухаммед ибн Ахмед (латини зир. Аверроэс (Averroes)) (1126 1198) араб. философ, ученый, медик, виднейший представитель восточного перипатетизма. Был разносторонне образованным человеком, служил в качестве главного судьи г. Севилья и… …   Философская энциклопедия

  • Ибн Рушд —         Ибн Рошд Абу ль Валид Мухаммед ибн Ахмед (латинизированное Аверроэс) (1126, Кордова, 1198, Марракеш, Марокко), арабский философ и врач, последний из видных представителей восточного аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко, занимал… …   Большая советская энциклопедия

  • ИБН РУШД — (Ибн Рошд) (латинизир. Аверроэс) (1126 98) арабский философ и врач, представитель арабского аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко, был судьей и придворным врачом. В трактате Опровержение опровержения отверг отрицание философии, с которым… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИБН РУШД — (Ибн Рошд) (латинизированное Аверроэс, Averroes) (1126 98), арабский философ и врач; представитель арабского аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко, был судьей и придворным врачом. Разграничение Ибн Рушдом рациональной религии (доступной… …   Современная энциклопедия

  • ИБН РУШД — или Ибн Рошд (латинизированная транскрипция Аверроэс, Averroes) Абу аль Валид Мухаммед ибн Ахмед (1126 1198) арабский философ, государственный деятель Кордовского халифата, врач, астроном. Был в Андалузии судьей, придворным врачом. Бежав от… …   История Философии: Энциклопедия

  • ИБН РУШД — или Ибн Рошд (латинизированная транскрипция Аверроэс) Абу л Валид Мухаммед ибн Ахмед (1126 1198) арабский философ средневековья, живший в Испании в период Кордовского халифата. Не порывая с исламом, развивал в комментариях к трудам Аристотеля его …   Новейший философский словарь

  • Ибн Рушд — (Ибн Рошд) (латинизированное Аверроэс, Averroes) (1126 1198), арабский философ и врач; представитель арабского аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко, был судьей и придворным врачом. Разграничение Ибн Рушдом “рациональной” религии (доступной… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Ибн Рушд — (Ибн Рошд) (латинизированное Аверроэс) (1126 1198 гг.) арабский философ и врач; представитель арабского аристотелизма (школы Аристотеля). Жил в Андалусии и Марокко, был судьёй и придворным врачом. Автор энциклопедического труда по медицине. Его… …   Исторический словарь

  • Ибн Рушд — Ибн Рошд (латинизир. Аверроэс) (1126 1198) араб, философ, врач, правовед. Родился в Кордове, жил в Андалусии и Марокко. Занимал должность судьи (кади) в Севилье (с 1169 г.) и в Кордове (с 1171 г.). Представитель школы арабоязычной философии,… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»