АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

совокупность предприятий, занятых конструированием, производством и испытаниями самолетов, ракет, космических аппаратов и кораблей, а также их двигателей и бортового оборудования (электрической и электронной аппаратуры и др.). Эти предприятия принадлежат государству или частным владельцам. Авиационно-космическая промышленность имеет важное политическое и экономическое значение. Ею в значительной мере определяются промышленный потенциал и престиж государства: ее предприятия поставляют свою продукцию на внутренний и внешние рынки, обеспечивают заказами другие отрасли хозяйства, предоставляют большое количество рабочих мест.
РЫНКИ СБЫТА
Сбыт авиационно-космической продукции осуществляется по пяти основным направлениям.
Военные самолеты и ракеты. Военные самолеты различаются по назначению. Истребители перехватывают самолеты противника, атакуют воздушные и наземные цели, совершают дозорные и разведывательные полеты. Задачи бомбардировщиков - поражение отдаленных наземных объектов. Для поражения близких объектов применяются штурмовики; они меньше бомбардировщиков и уступают им в бомбовой загрузке. Самолеты-корректировщики действуют совместно со штурмовиками. Назначение транспортных и учебных самолетов ясно из их названий. Транспорты, истребители и штурмовики некоторых типов используются как самолеты-заправщики или носители средств радиоэлектронной войны. Вертолеты особенно эффективны как средства спасения, но есть их типы, которые выполняют функции штурмовиков и транспортных летательных аппаратов. Существуют военные самолеты для решения и многих других специальных задач.
ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ истребителя F-117 Стелс, одного из самых совершенных двухдвигательных самолетов этого типа.
ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ истребителя F-117 "Стелс", одного из самых совершенных двухдвигательных самолетов этого типа.

СТАРТ БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ Трайдент. Справа видна мачта атомной подводной лодки, запустившей ракету.
СТАРТ БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ "Трайдент". Справа видна мачта атомной подводной лодки, запустившей ракету.

Назначение боевых ракет связано с их размерами. Баллистические ракеты обычно тяжелы и велики по размерам; самые большие из них - межконтинентальные. Основная часть траектории таких ракет лежит за пределами земной атмосферы. Ракеты меньших размеров обычно рассчитаны на дальности до сотен километров и управляются на протяжении всего полета; самые малые из них относят к категории снарядов.
Космическая техника. Заказы на космическую технику поступают, как правило, от правительств и их агентств. В США этими проблемами ведает НАСА (NASA - National Aeronautics and Space Administration) - Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, в России - Российское космическое агенство. Космический летательный аппарат может быть пилотируемым или беспилотным. Возвращаемые на Землю аппараты при входе в плотные слои атмосферы движутся сначала по баллистической траектории, а в плотных слоях атмосферы и перед посадкой используют парашюты или крылья. Примером крылатого аппарата является американский воздушно-космический корабль "Шаттл". Космические аппараты выводятся в космос ракетами-носителями. В качестве ракет-носителей часто используются модифицированные баллистические ракеты. Для проведения научных исследований в космосе применяются и специальные исследовательские ракеты, размеры которых относительно невелики.
СТАРТ РАКЕТЫ Ариан (Европейское космическое агентство).
СТАРТ РАКЕТЫ "Ариан" (Европейское космическое агентство).

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СПУТНИК Пионер А
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СПУТНИК "Пионер А"

Космос может быть использован в различных целях - коммерческих, научных и военных. В последние десятилетия активизировались военные программы, поэтому для защиты страны от нападения из космоса были созданы ЦУКОС МО РФ и Управление космических систем ВВС США с задачей использования и обслуживания искусственных спутников Земли. Создание воздушно-космической транспортной системы "Шаттл" должно было удешевить это обслуживание.
Воздушный транспорт. Люди активно пользуются воздушными путями сообщения; потребность в крупных пассажирских самолетах в настоящее время продолжает возрастать. Производство гражданских авиалайнеров осуществляется параллельно производству военных транспортов. Выпуск гражданских самолетов - своеобразная защитная реакция самолетостроительных компаний на капризы неустойчивых рынков военной и космической техники. Авиалайнеры различаются по конструкции и размерам в зависимости от расчетного количества пассажиров и дальности полета. Обычно на более протяженных маршрутах используются более крупные машины. Небольшой самолет весит АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ10 т и берет на борт до 10 пассажиров. "Боинг-747" берет от 331 до 550 человек и весит от 300 до 400 т. Дальность полета "Боинга-747-400" равна почти 13 000 км. Многие транспортные самолеты перевозят только грузы. Англо-французским консорциумом и Советским Союзом в свое время выпускались сверхзвуковые авиалайнеры. Англо-французский лайнер "Конкорд" до сих пор совершает полеты на линиях регулярного воздушного сообщения.
ПАССАЖИРСКИЙ ЛАЙНЕР Боинг-747 в сборочном цеху самолетостроительного завода Сиэтла.
ПАССАЖИРСКИЙ ЛАЙНЕР "Боинг-747" в сборочном цеху самолетостроительного завода Сиэтла.

Малые самолеты гражданской авиации. К этой категории относятся самолеты, используемые в деловых и личных целях. Деловые самолеты - как правило, реактивные или турбовинтовые - имеют вместимость до 40 человек (вместе с экипажем) и грузоподъемность от 3 до 35 т. Личные самолеты меньше, и на них обычно устанавливаются поршневые двигатели. Полеты в личных целях дороги и приводят, в конечном счете, к потере времени; на больших расстояниях личные самолеты не выдерживают конкуренции с авиалайнерами, а на малых - с автомобилями.
ОСОБЕННОСТИ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Производственное оборудование авиационно-космической промышленности соответствует сложности ее продукции. В ней широко применяются и новейшие станки, и ручной труд искусных мастеров. Многим узлам ракет и космической техники необходима прецизионная обработка, они должны функционировать даже более надежно, чем самолетные изделия; производственные площади таких предприятий похожи скорее на лаборатории, нежели на заводские цеха. Напротив, производству личных самолетов до сих пор присущи те же способы работы с листовым металлом, что применялись в самолетостроении 1930-х годов. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы предшествуют выпуску всех новых типов продукции авиационно-космической промышленности, кроме малых самолетов гражданской авиации (их производство часто заимствует результаты изысканий из других областей техники). Для успеха фирмы на рынке авиационно-космической техники необходимы определенные условия, а именно: 1) техническая компетенция и постоянство кадрового состава; 2) достаточный опыт выпуска продукции по своим конструкторским разработкам; 3) умелая организация сбыта готовых изделий; 4) диверсификация производства; 5) эффективность затрат; 6) устойчивость финансового положения. Перспективными для долгосрочного развития промышленности представляются авиалайнеры и космическая техника. Сокращение рынка вооружений, похоже, может быть скомпенсировано объемом продаж на других секторах рынка, достаточных для получения приемлемых прибылей. По темпам развития авиационно-космическая промышленность превзошла другие отрасли и приобрела определяющее значение для современной цивилизации.
См. также
АЭРОКОСМИЧЕСКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ КОНСТРУИРОВАНИЕ;
АЭРОНАВИГАЦИЯ;
АВИАЦИОННЫЕ БОРТОВЫЕ ПРИБОРЫ;
АВИАЦИОННАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА;
АВИАЦИЯ ГРАЖДАНСКАЯ;
АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ;
РАКЕТА;
КОСМОСА ИССЛЕДОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ;
КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ "ШАТТЛ".
ЛИТЕРАТУРА
Гиммельфарб А.Д. Основы конструирования в самолетостроении. М., 1980 Технология самолетостроения. М., 1982 Гэтланд К. и др. Космическая техника: иллюстрированная энциклопедия. М., 1985 Глушко В.П. Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР. М., 1987 Свищев Г.П. Авиация: энциклопедия. М., 1994

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ" в других словарях:

  • АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ — Здесь рассматриваются основные (силовые) элементы конструкций самолетов и воздушно космических летательных аппаратов, современные материалы и важные конструктивные особенности авиационно космической техники. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКТИВНЫХ… …   Энциклопедия Кольера

  • Промышленность России — Динамика индекса промышленного производства в России в 1991 2009 годах, в процентах от уровня 1991 года …   Википедия

  • Международная космическая станция — Запрос «МКС» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Международная космическая станция …   Википедия

  • Авиационная промышленность — отрасль промышленности, осуществляющая научные исследования, разработки, опытное строительство, испытания и серийное производство летательных аппаратов, авиационных двигателей, бортовых систем и оборудования. Поставщиками многих комплектующих… …   Энциклопедия техники

  • АЭРОКОСМИЧЕСКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ КОНСТРУИРОВАНИЕ — область научно исследовательских и опытно конструкторских работ, которая первоначально ограничивалась проектированием, разработкой и производством самолетов, а затем включила в круг своих интересов все средства передвижения над поверхностью земли …   Энциклопедия Кольера

  • Экономика Германии — Экономические показатели …   Википедия

  • Спирты — Отличительная особенность спиртов  гидроксильная группа при насыщенном атоме углерода  на рисунке выделена красным (кислород) и серым цветом (водород). Спирты (от лат.  …   Википедия

  • Гидроабразивная резка — В этой статье слишком короткое вступление. Пожалуйста, дополните вводную секцию, кратко раскрывающую тему статьи и обобщающую её содержимое …   Википедия

  • ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА — научная организация труда, задача оптимального использования ресурсов на большом предприятии. Здесь под термином ресурсы понимаются персонал и материалы, необходимые для планирования, проектирования и управления сложными процессами. Хотя… …   Энциклопедия Кольера

  • АВИАЦИЯ ВОЕННАЯ — Историю военной авиации можно отсчитывать с первого успешного полета воздушного шара во Франции в 1783. Признанием военного значения этого перелета стало принятое в 1794 решение французского правительства об организации воздухоплавательной службы …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»