СКОВОРОДА Григорий Саввич

СКОВОРОДА Григорий Саввич

(1722-1794), русский и украинский философ, поэт, педагог. Родился в с.Чернухи Полтавской губернии 22 ноября 1722. Сын простого казака. Учился в Киево-Могилянской академии, много путешествовал (побывал в Польше, Венгрии, Австрии, Италии, Германии), овладел несколькими языками (в том числе греческим и древнееврейским), знал как древнюю, так и новоевропейскую философию. В 1759-1769 преподавал в Харьковском коллегиуме. При жизни Сковороды его сочинения были известны только в списках. Он был автором философских диалогов: Асхань, Наркисс, Беседа, нареченная двое, Разглагол о древнем мире, Разговор пяти путников о истинном щастии в жизни, Кольцо и др., а также трактатов и разнообразных поэтических сочинений, переводов греческих и латинских текстов (в том числе трудов Плутарха, Теренция, Цицерона). Большая часть жизни философа прошла в странничестве. Широко известна эпитафия на могиле мыслителя-странника, написанная им самим: "Мир ловил меня, но не поймал". В.В.Зеньковский в своей Истории русской философии писал о религиозном чувстве отчуждения от мира как важнейшем в мироощущении Сковороды. Речь шла о мистическом переживании двойственности мирового бытия и об отчуждении именно от того, что воспринималось религиозным мыслителем как внешняя, "суетная", не-бытийственная сторона жизни. Этим "миром" Сковорода и не желал быть "пойманным". В то же время ему было присуще переживание реальности иного, высшего уровня бытия, к познанию которого, по его убеждению, человек может и должен стремиться: "Если хочешь что-либо узнать в истине, усмотри сначала во плоти, т.е. в наружности, и увидишь в ней следы Божии, обличающие безвестную и тайную премудрость". К познанию "следов Божиих" в мире можно придти, только храня верность древнему философскому завету: познай самого себя. "Не измерив себя прежде всего, - писал мыслитель, - какую пользу извлечешь из знания меры в прочих существах?" В обосновании исключительного значения философской рефлексии Сковорода не останавливался и перед отождествлением процесса самопознания с богопознанием: "Познать себя и уразуметь Бога - один труд". В антропологии Сковороды присутствуют мотивы, характерные для русской средневековой мысли. Это, в частности, относится к его учению о сердце как средоточии духовного и телесного бытия человека. Влияние платонизма проявляется в обосновании им роли эроса в эстетических переживаниях человека и в том, что сама любовь предполагает определенное "сродство" с ее предметом - изначальную, метафизическую предрасположенность сердца. В учении о "таящемся в человеке Духе Божием", о том, что каждый человек в своем земном существовании есть лишь "сон и тень истинного человека", Сковорода близок к построениям европейских мистиков, в частности к Майстеру Экхарту с его учением о "сокровенной глубине" в Боге и человеке. Присутствуют у мыслителя и мистико-пантеистические мотивы: "Бог всю тварь проницает и содержит...", "Бог есть основание и вечный план нашей плоти...", "Тайна пружина всему..." и т.п. "О, Отче мой! Трудно вырвать сердце из клейкой стихийности мира!" - восклицает Сковорода уже в конце жизни. В его понимании этическая задача человека состоит в том, чтобы осознать и обрести мистическое начало в себе, и в этом смысле стать наконец самим собой. Но превращению эмпирического субъекта в "истинного человека" препятствует воля, влекущая личность в мир борьбы и страданий. "Всяк обоживший свою волю, враг есть Божией воле, не может войти в Царствие Божие", - писал Сковорода. Мотив "безвольности" в самых разнообразных вариантах характерен для мистических традиций как Запада, так и Востока. Присутствует он и в творчестве Сковороды: отчасти как результат определенных идейных влияний, но в гораздо большей мере как отражение личного духовного опыта, опыта постоянной и мучительной борьбы с "клейкой стихийностью мира", с "эмпирическим человеком" в себе самом. В конце жизни Сковорода, как и многие мистики до него, склонялся к тому, чтобы признать эмпирическую действительность уже непосредственным воплощением зла. Уходя в мистических прозрениях из этого мира в "мир первородный", человек тем самым оказывается и "по ту сторону добра и зла". Умер Сковорода в с. Ивановка Харьковской губернии 29 октября 1794.
ЛИТЕРАТУРА
Эрн В.Ф. Г.С.Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912 Сковорода Г.С. Сочинения, тт. 1-2. М., 1973

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "СКОВОРОДА Григорий Саввич" в других словарях:

  • Сковорода, Григорий Саввич — Григорий Сковорода Сковорода Григорій Савич …   Википедия

  • Сковорода Григорий Саввич — Сковорода (Григорий Саввич, 1722 1794) украинский философ, сын простого казака; учился в киевской духовной академии, а потом был отправлен в Санкт Петербург в придворную певческую капеллу; в 1744 г. получил увольнение от должности певчего, с… …   Биографический словарь

  • Сковорода Григорий Саввич — (1722 1794), украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70 х гг. вёл жизнь странствующего нищего философа; сочинения Сковороды распространялись в рукописях. Продолжал традиции демократической украинской культуры. В философских диалогах и… …   Энциклопедический словарь

  • Сковорода Григорий Саввич — [22.11(3.12).1722, с. Чернухи Полтавской губернии, ‒ 29.10(9.11).1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской области], украинский философ, поэт, педагог. Учился в Киево Могилянской академии. В 1750‒53 (по др. данным, 1747‒1750) был за… …   Большая советская энциклопедия

  • СКОВОРОДА Григорий Саввич — (1722 1794) укр. философ, поэт, педагог. Учился в Киево Могилянской академии, где слушал лекции М. Козачинского, Г. Конисского, С. Тодорского. Преподавал в коллегиумах Переяславля и Харькова. С 1769 вел жизнь странствующего философа. Сочинения С …   Философская энциклопедия

  • СКОВОРОДА Григорий Саввич — (1722—94), украинский философ, поэт, педагог. С 70 х гг. вел жизнь странствующего нищего философа. Сб. стихов «Сад божественных песней» (написаны между 1757 и 1785), прозаич. цикл «Басни харьковские»; филос. диалоги и трактаты. Соч.… …   Литературный энциклопедический словарь

  • СКОВОРОДА Григорий Саввич — (1722 94) украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70 х гг. вел жизнь странствующего нищего философа; сочинения Сковороды распространялись в рукописях. Продолжал традиции демократической украинской культуры. В философских диалогах и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Сковорода Григорий Саввич — (1722–1794) украинский мыслитель. Бытие человека истолковывал в учении о трех мирах. Первый из них большой всеобщий обительный мир, в к ром живет все рожденное. Второй микрокосмос, малый мир, или человек. Третий символический мир. Он выражен в… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Сковорода, Григорий Саввич — СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722 – 1794), украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70–х гг. вел жизнь странствующего нищего–философа; сочинения Сковороды распространялись в рукописях. В философских диалогах и трактатах библейская… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Сковорода, Григорий Саввич — сын казака, род. в 1722 г. в Киевском наместничестве, Лубенском округе, селе Чернухах (нынешней Полтавской губ.). С ранних лет обнаруживал хорошие способности, любовь к музыке и благочестие. Воспитывался в киевском училище, где считался одним из… …   Большая биографическая энциклопедия

  • СКОВОРОДА Григорий Саввич — (22.11 (3.12). 1722, с. Чернухи Полтавской губ. 29.10(9.11). 1794, с. Пан Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской обл.)    философ, поэт, музыкант и педагог. В 1738 г. поступил в Киево Могилян скую академию, но в 1742 г. призван в императорскую …   Русская Философия. Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»