ЗАПАДНАЯ САХАРА. ПОЛИТИКА это:

ЗАПАДНАЯ САХАРА. ПОЛИТИКА

Самым влиятельным органом местного самоуправления в Испанской Сахаре было собрание старейшин племен (шейхов) - Джемаа, который назначал верховного главу, судей (кади), главу Джемаа, а в военное время и командующего объединенными силами (дахман). В 1967 испанцы добились формального созыва Джемаа, участниками которого были назначены представители племен регейбат ас-сахель (23 места), регейбат аш-шарк (22 места), уладделим (12 мест), изаргиен (9 мест), арусийин (2 мест), улад-тидарин (7 мест) и прочих (7 мест). Несмотря на консервативный характер, Джемаа определил сообщество испанской Западной Сахары как надплеменное образование, такой взгляд нашел поддержку у националистического движения "Харакат тахрир" (Освободительного движения Сегиет и Вади аль-Дахаб), сформированного выходцем из племени регейбат Мохаммедом Сиди Ибрахимом Бассири. В отличие от умеренных консервативных движений, организация Бассири собрала в своих рядах молодежь, относившуюся критически к соглашательской позиции старейшин по отношению к колониальной администрации. В 1970 испанцы силой подавили массовые митинги "Харакат тахрир", на которых выдвигались требования о предоставлении Испанской Сахаре независимости, а сам Бассири бесследно исчез. Первостепенную роль в военной организации сахравийских племен играла Освободительная армия (основанная в середине 1950-х годов), которая располагала сетью ячеек, рассеянных от побережья Средиземного моря до Суса. Бойцы Освободительной армии, действовавшие в южных районах, в том числе и находившийся в Тизните командующий Бенхаму Месфиуи, поддерживали как сахравийцев, так и алжирцев, которые продолжали борьбу за независимость своей страны. В 1956-1958 Освободительная армия предприняла ряд вооруженных нападений на испанские посты в Сахаре и на французские - на юге Алжира и в северной Мавритании. Однако в 1957 французы и испанцы разработали совместную военную операцию "Ураган", направленную на ликвидацию организованного сахравийского сопротивления, связанного с Освободительной армией. Одновременно марокканская армия готовилась к установлению контроля над районом Вади-Нун. В основном эта операция достигла своей цели. Вскоре после кровавой бойни у города Земла и исчезновения Бассири сахравийские студенты, обучавшиеся в Марокко, создали свою организацию. К 1973 уже действовал Фронт ПОЛИСАРИО (Народный фронт за освобождение Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро), который совершил ряд нападений на позиции испанских войск. Поскольку создание партизанских баз Фронта ПОЛИСАРИО на территории Марокко было небезопасно, они обосновались на севере Мавритании в городе Зуэрат. С 1973 испанский диктатор генерал Франко стал предпринимать шаги по передаче власти Джемаа. Испанцы разрабатывали Автономный статут, в котором предусматривались меры и процедуры по трансформации Джемаа в региональный законодательный орган. В 1974-1975 старейшинам было предоставлено право сформировать Партию сахарского национального союза (ПСНС), куда вошли большинство шейхов. Франко дал понять, что Испания поддержит референдум по вопросу о самоопределении, который, как полагали, одобрит передачу власти Джемаа и проводимые испанцами политические реформы. В 1974 поиски путей к независимости приняли новый оборот. Король Марокко Хасан II обратился в Международный суд в Гааге с просьбой вынести заключение о правах Марокко на территорию Западной Сахары. В период ожидания решения Международного суда Испания согласилась отсрочить проведение референдума, что привело к возникновению напряженности между руководством Фронта ПОЛИСАРИО и ПСНС. В спор ввязалось и Марокко, которое в начале 1975 сформировало промарокканское освободительное движение - Фронт за освобождение и единство (ФОЕ). Росту напряженности способствовала концентрация на юге Марокко 25 тыс. марокканских солдат. Официальный Рабат не испытывал ни малейших сомнений в том, что территория Западной Сахары по праву принадлежит Марокко. Еще в 1956, в год провозглашения независимости Марокко, его правящие круги выдвинули тройственное обоснование своих прав на соседнюю территорию. Во-первых, концепция воссоздания "Великого Марокко" базировалась на том, что в ее состав должны войти земли, которые еще в 12 в. находились под управлением правителей из династии Альморавидов. Во-вторых, клятва на верность (бай'а) местных племен султану Марокко как главе мусульман фактически означала, что территория проживания этих племен входит в состав владений султана, ибо не существует формального разделения духовных институтов, общины (умма) и государства. В-третьих, в пользу Рабата свидетельствовало этническое сходство сахарского и марокканского населения. Фронт ПОЛИСАРИО, а также его главный союзник, Алжир, категорически отрицали все аргументы марокканского правительства. Фронт утверждал, что Западная Сахара не имеет ничего общего с Марокко, что духовная верность не равнозначна политической. Кроме того, отмечалось, что культура и образ жизни сахарцев-кочевников радикально отличаются от культуры и образа жизни оседлого населения Марокко. Международный суд 16 октября 1975 вынес консультативное решение не в пользу Марокко, отметив, однако, что в прошлом между султаном Марокко и некоторыми племенами, населявшими Западную Сахару, существовали юридические связи, носившие характер вассальной зависимости. Несмотря на решение Международного суда, в ноябре 1975 король Хасан II возглавил т.н. "зеленый марш" 350 тыс. безоружных марокканцев на территорию Западной Сахары (зеленый цвет символизирует цвет знамени ислама). Решение короля Хасана сплотить народ Марокко вокруг проблемы Западной Сахары получило поддержку у марокканских националистов, которые приняли активное участие в этом мероприятии. Не желая быть вовлеченной в затяжной вооруженный конфликт, Испания приняла решение вывести свои войска с территории Западной Сахары и к концу февраля 1976 передать ее Марокко и Мавритании. Марокко получил примерно 2/3 площади Западной Сахары на севере, в том числе и месторождения фосфоритов в Бу-Краа, а Мавритания - южную треть ее территории (Тирис эль-Гарбия). В пределы Западной Сахары были немедленно введены марокканские и мавританские войска. Тем не менее Испания сохранила свою долю в разработке залежей фосфоритов, получила права на лов рыбы у побережья и сохранила контроль над северными анклавами (Сеута и Мелилья) (от которых придется отказаться в случае передачи ей Гибралтара Великобританией). На ввод марокканских и мавританских войск Фронт ПОЛИСАРИО отреагировал провозглашением 27 февраля 1976 независимой Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР) и усилением вооруженной партизанской борьбы с захватчиками. Алжир, основной соперник Марокко за влияние в Северной Африке, предоставил Фронту ПОЛИСАРИО оружие и базы на своей территории. В июне 1976 бойцы Фронта ПОЛИСАРИО совершили крупномасштабный рейд на столицу Мавритании Нуакшот. После минометного обстрела президентского дворца участники налета отступили к северу от столицы, надеясь незаметно пересечь границу с Западной Сахарой. Однако в ходе отступления мавританская армия настигла сахарских партизан и нанесла им серьезный урон. Военные успехи, достигнутые Фронтом ПОЛИСАРИО к 1979, вынудили Мавританию вывести войска со своей части территории Западной Сахары, которую незамедлительно заняли марокканские войска. В результате Мавритания отказалась от претензий на Западную Сахару. В 1986, стремясь реализовать свое военное превосходство, марокканцы предприняли попытку соорудить систему песчаных валов вдоль восточной границы Западной Сахары с Алжиром и Марокко. Эти валы были оборудованы сенсорными устройствами и препятствовали массовому проникновению бойцов Фронта ПОЛИСАРИО за пределы Западной Сахары. В 1991 правительство Марокко и руководство Фронта ПОЛИСАРИО достигли соглашения о прекращении огня, которое в пределах плана ООН по урегулированию кризиса в этом регионе должно было вступить в действие с сентября этого года. Стремясь до вступления соглашения в силу упрочить контроль над спорной территорией, в августе-сентябре 1991 марокканская армия предприняла ряд военных акций. Хотя 6 августа соглашение о прекращении огня формально вступило в силу, продолжались многочисленные нарушения договоренности. Дипломатические усилия по разрешению кризиса. В 1980 половина государств-членов Организации африканского единства (ОАЕ) проголосовала за представительство САДР в этой организации, а в 1982 она стала ее полноправным членом. Когда в 1984 представитель САДР принял участие во встрече руководителей стран и правительств Африки, Марокко вышла из ОАЕ, затруднив тем самым усилия этой организации по проведению референдума. Поскольку в результате этого демарша ОАЕ не могла эффективно выступать посредником между САДР и Марокко, ее роль в разрешении конфликта уменьшилась. В декабре 1985 Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию, которая в целом одобрила предложение ОАЕ о проведении референдума, свободного от вмешательства других сторон, которое могло бы заблокировать или помешать процессу нормализации обстановки. Генеральный секретарь ООН Хавьер Перес де Куэльяр предпринял попытку выступить посредником в достижении договоренностей по вопросу о референдуме и пригласил дипломатов Марокко и представителей Фронта ПОЛИСАРИО в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке. Однако переговоры не увенчались успехом и были прерваны в середине 1986. В конце 1987 ООН направила свою миссию в Западную Сахару, чтобы определить, что мешает проведению референдума. Восстановление в 1988 дипломатических отношений между Алжиром и Марокко позволило канцелярии Генерального секретаря ООН разработать план проведения референдума, который предусматривал частичный отвод войск Марокко и Фронта ПОЛИСАРИО, размещение в стране миротворческих сил ООН и установление членами миссии ООН круга лиц, имеющих право на участие в референдуме. Процесс идентификации включал выявление жителей Западной Сахары, зафиксированных во время проведенной в 1974 испанской колониальной администрацией переписи населения (73,5 тыс. человек), а также их потомков. В 1990 была сформирована Миссия ООН по референдуму в Западной Сахаре (МИНУРСО). В задачу специального представителя ООН в Западной Сахаре швейцарского дипломата Йоханеса Манца входил контроль за деятельностью комиссии по идентификации, которой предстояло интенсивно работать в пределах 24-недельной программы, предшествовавшей референдуму. После вынужденной паузы во время войны в районе Персидского залива (1990-1991) в апреле 1991 ООН одобрила резолюцию, которая призывала миссию ООН завершить свою работу не позже декабря. Однако референдум так и не был проведен. Из-за противодействия марокканской стороны численность представителей ООН была настолько ограничена, что наблюдателей хватило лишь на обслуживание 10 наблюдательных пунктов, контролирующих прекращение боевых действий. Более того, марокканцы ввели ограничения на передвижение сотрудников МИНУРСО. Когда комиссия по идентификации представила список из приблизительно 70 тыс. жителей Западной Сахары, которые имели право участвовать в референдуме, марокканцы отказались его признать и в свою очередь представили дополнительный список людей, которые, по их мнению, должны быть рассмотрены сотрудниками ООН для включения в основной список голосующих. Фронт ПОЛИСАРИО выступил против этого демарша, напомнив, что марокканцы незаконно получили подготовленные идентификационной комиссией списки, и не исключено, что они смогут подменить имена умерших лиц на имена нужных им избирателей. В свою очередь, Генеральный секретарь ООН предложил, чтобы к участию в референдуме были допущены лица, сумевшие доказать, что ко времени проведения переписи населения 1974 они проживали на территории Западной Сахары либо безвыездно в течение 6 лет, либо 12 лет с перерывами. В знак протеста против отношения Переса де Куэльяра к проблеме Западной Сахары и бездействия ООН специальный представитель ООН Йоханес Манц подал в отставку. Его протест совпал по времени с приходом на пост Генерального секретаря ООН Бутроса Бутроса Гали. Новый руководитель ООН и его специальный представитель в Западной Сахаре пакистанец Якуб Хан не сумели добиться существенного прогресса в подготовке референдума. После нескольких месяцев активных дипломатических действий в июне 1993 вновь появилась надежда на выход из тупика, что было связано с принятием руководителями Фронта ПОЛИСАРИО критериев по определению участников референдума, которые в свое время выдвинул еще Перес де Куэльяр. В 1994 Совет безопасности ООН вновь обратился к Бутросу Гали с рекомендацией ускорить разрешение кризиса дипломатическими мерами. В августе 1994 регистрация участников референдума шла полным ходом во всех районах Западной Сахары, на территории южного Алжира и северной Мавритании. Однако после того, как Австралия, Канада и Швейцария вывели свои воинские подразделения из контингента миротворческих сил миссии ООН в Западной Сахаре, ООН столкнулась с проблемой нехватки кадров. Запланированное на начало февраля 1995 проведение референдума было перенесено на январь 1996. Руководство ПОЛИСАРИО высказало ряд критических замечаний в адрес ООН в отношении работы Комиссии по идентификации. Кроме того, оно обвинило Марокко в стремлении увеличить число своих сторонников за счет относительно недавно поселившихся на территории Западной Сахары жителей, причем для этого марокканцы выкрадывали и исправляли в свою пользу материалы переписи населения 1974. Обвинение это в большей части было признано справедливым. Уже в 1995 ООН прогнозировала дальнейшую отсрочку даты проведения референдума и приняла решение о продлении сроков пребывания своей миссии в Западной Сахаре до конца января 1996. В декабре 1995 был прекращен процесс регистрации избирателей, однако затем он был продлен до конца мая 1996. Несмотря на все усилия ООН, достичь успехов в урегулировании проблемы Западной Сахары так и не удалось. В феврале 1997 генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос Гали назначил своим представителем в Западной Сахаре бывшего государственного секретаря США Джеймса Бейкера. Свою деятельность на новом поприще он начал с выяснения вопроса о реальности проведения референдума. Бейкер и другие американские дипломаты стали выдвигать идею о проведении переговоров уже не по вопросу самоопределения Западной Сахары, а скорее о предоставлении ей автономного статуса. Однако и руководство ПОЛИСАРИО, и правительство Марокко заявили Бейкеру о своем нежелании рассматривать какие-либо другие варианты будущего обустройства спорной территории. На протяжении июля - сентября 1997 Бейкер организовал в Лондоне, Лиссабоне и Хьюстоне несколько встреч представителей противоборствующих сторон. На встрече в Хьюстоне Марокко и ПОЛИСАРИО согласовали "Кодекс поведения", который определял правила репатриации, обмена военнопленными, идентификации лиц, допущенных к участию в референдуме, порядок дислокации войск и содержал гарантии свободного ознакомления представителей ООН с материалами Хьюстонского соглашения. Несмотря на нерешенность ряда проблем, в декабре 1997 возобновилась работа по определению участников референдума. Основным камнем преткновения был вопрос о регистрации ок. 65 тыс. представителей трех племен, которые утверждали, что проживали на территории Западной Сахары до 1974. В целом же список лиц, допущенных к участию в референдуме, на декабрь 1998 включал 147,2 тыс. человек. При активном участии нового генерального секретаря ООН Кофи Аннана, его специального посланника Джеймса Бейкера и специального представителя Чарлза Данбара процесс подготовки референдума оживился. В ноябре 1998 Кофи Аннан прибег к методам "челночной" дипломатии с целью добиться разрешения кризисной ситуации. Проведение референдума в очередной раз было перенесено на декабрь 1999. В ответ на последнюю миссию Кофи Аннана Алжир и ПОЛИСАРИО выступили в поддержку инициатив ООН, Марокко предпочло воздержаться от комментариев. Марокканцы выступили против принятой процедуры как в отношении регистрации, так и идентификации желающих принять участие в референдуме, считая, что в данном случае она не позволяет точно установить права отдельных лиц. В настоящее время из общего числа 165 тыс. беженцев из Западной Сахары, проживающих на территории Алжира, ок. 80 тыс. получают гуманитарную помощь от Комиссии по делам беженцев при ООН. Сахарские беженцы населяют четыре лагеря на территории приграничного района Тиндуф (Алжир). 75 государств мира к 1994 официально признали правительство Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР) в изгнании. В 1995 в САДР были проведены выборы на высшие государственные посты. Результаты выборов породили много споров, из-за которых один из лидеров сахарцев Омар Хадрами вышел из ПОЛИСАРИО и руководства САДР и поддержал политику Марокко на территории Западной Сахары. Вскоре Омар Хадрами начал новую карьеру в качестве губернатора и помощника министра внутренних дел Марокко по делам Сахары. Действия Омара Хадрами для многих наблюдателей стали показателем внутренних конфликтов в руководстве ПОЛИСАРИО. Сам Омар Хадрами неоднократно подчеркивал, что одной из причин смены им политической позиции стал факт господства в руководстве ПОЛИСАРИО представителей племени регейбат и проводимая ими политика "племенного фаворитизма". Кроме того, он объявил идеи ПОЛИСАРИО устаревшими. В Марокко все действия, связанные с развитием событий в Западной Сахаре, находились под непосредственным контролем короля Хасана II. Среди государственных деятелей Марокко, определявших политику в отношении Западной Сахары, выделяются министр внутренних дел Дрисс Басри и генерал Беннани, входившие в ближайшее окружение короля. Многие иностранные наблюдатели обвиняли марокканские власти в нарушении прав местного населения в Западной Сахаре. В 1992-1993 правительство Марокко приказало арестовать группу сторонников независимости Сахары, протестовавших против проведения выборов в марокканский парламент на территории Западной Сахары. Все они были приговорены к длительным срокам заключения без проведения судебной процедуры. В 1993 Международная организация по правам человека "Эмнести интернэшнл" представила правительству Марокко список из 485 сахарцев и 79 марокканцев, исчезнувших в марокканских тюрьмах, куда они были брошены за политические выступления в поддержку независимости Западной Сахары. После проведенных в Марокко выборов 1993 в Западной Сахаре формально имеются муниципальные и парламентские структуры. Вместе с тем управление территорией в целом возложено на министерство внутренних дел Марокко и подчиняющихся ему губернаторов.

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Смотреть что такое "ЗАПАДНАЯ САХАРА. ПОЛИТИКА" в других словарях:

  • ЗАПАДНАЯ САХАРА — в прошлом т.н. Испанская Сахара, территория в Северо Западной Африке. Площадь ок. 266 тыс. кв. км, границы четко не определены. Граничит на севере с Марокко, на северо востоке с Алжиром, на юге и востоке с Мавританией. На западе омывается водами… …   Энциклопедия Кольера

  • Западная Сахара — Эта статья о регионе; о частично признанном государстве см.: Сахарская Арабская Демократическая Республика …   Википедия

  • Западная Сахара — (Western Sahara, Sahara Occidental), спорная территория на СЗ. Африки, на побережье Атлантического океана. Пл. 252,1 тыс. км², делится на Сев. (Сегиет эль Хамра, 82 тыс. км²) и Юж. (Рио де Оро, или Уади Дахаб, 184 тыс. км²) области. Адм. центр… …   Географическая энциклопедия

  • План урегулирования (Западная Сахара) — Эта статья является частью серии: Конфликт в Западной Сахаре Западная Сахара Историческая справка История З …   Википедия

  • Сахара Западная — Сахарская Арабская Демократическая республика الجمهورية العربية الصحراوية الديمقراطية‎ (Al Jumhūrīyya al Arabīyya as Saharāwīyya ad Dīmuqrātīyya) República Árabe Saharaui Democrática …   Википедия

  • Западная Африка — Страны, относящиеся к Западной Африке Западная Африка  часть африканского континента, расположенная к югу от центральной Сахары и омывающаяся с запада и юга Атлантиче …   Википедия

  • Визовая политика Алжира —      Алжир …   Википедия

  • Внешняя политика Южного Судана — Республика Южный Судан провозгласила свою независимость 9 июля 2011 года на основании результатов референдума 9 16 января 2011 года о независимости от Судана, правительство которого приветствовало итоги голосования и заявило, что планирует… …   Википедия

  • Внешняя политика России — Политика  Портал:Политика Россия …   Википедия

  • Внешняя политика Белоруссии — Внешняя политика Республики Беларусь  совокупность отношений с другими государствами и международными структурами. Содержание 1 Основные принципы, цели и задачи 2 Член …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»