ЮВЕНАЛ Децим Юний

ЮВЕНАЛ Децим Юний

(Decimus Iunius Iuvenalis) (ок. 55-60 - ум. после 127), величайший римский сатирический поэт. Даты рождения и смерти Ювенала устанавливаются лишь приблизительно. В III сатире он называет себя уроженцем Аквина (на юго-востоке Лация). Сохранились поздние биографии Ювенала, которые не внушают особого доверия. В частности, в Жизнеописании сообщается, что он был то ли сыном, то ли воспитанником богатого вольноотпущенника и до зрелого возраста упражнялся в риторике, делая это по склонности души, а не с целью подготовки к общественной деятельности. За осмеяние актера Париса, фаворита императора Домициана, Ювенала (которому было уже 80 лет) в должности младшего офицера направили в южный Египет, где он в скором времени скончался. Некоторые детали этой истории со ссылкой заведомо неверны (Домициан был убит в 96, когда Ювеналу было около 40 лет). В XV сатире имеется упоминание о пребывании поэта в Египте, а в IV он дает выход своей ненависти к Домициану. До нас дошли 15 написанных гекзаметром сатир Ювенала (еще от одной, последней в сборнике, уцелело лишь начало, 60 строк), которые собраны в 5 книг. I книга вышла вскоре после 100, следующие появлялись с перерывами вплоть до 127. Судя по всему, пока был жив Домициан, к серьезным литературным опытам Ювенал не приступал, а когда тот умер, сам поэт был уже немолод. В I сатире Ювенал представляет свою поэтическую программу. Пороки и преступления (поэт тут же набрасывает соответствующие яркие картины) просто вынуждают писать сатиры. Однако у врагов свободного слова чуткий слух, они опасны, а потому речь пойдет лишь об умерших. II сатира - это обличение гомосексуализма, выродившемуся Риму здесь противополагаются суровые, полулегендарные герои ранней республики. Обстановка, в которой разыгрывается действие III сатиры, намечается в нескольких строках: Ювенал сожалеет об отъезде своего друга Умбриция и в то же время сочувствует его замыслу покинуть Рим и поселиться в обезлюдевших Кумах. В пространной инвективе, вложенной в уста Умбриция, разоблачается убожество столичной жизни. Замечательны нападки, с которыми поэт обрушивается на ставших частью римского быта ловких греков, которые, по его мнению, внесли сюда лицемерие и непотребство. IV сатира начинается с нападок на Криспина, выскочку-египтянина, вошедшего в совет Домициана, однако истинный объект сатиры - порочные нравы самого Домициана. В V сатире описываются унижения, которым подвергается за столом богатого покровителя бедный и раболепный клиент: ему подают отвратительные кушанья и напитки, между тем как хозяин наслаждается деликатесами и лучшими винами. VI сатира - самое пространное (661 строка) и прославленное произведение Ювенала. Поэт в ужасе: его друг Постум собирается жениться. Но ведь все женщины распутны, заносчивы, несносны, тираничны, порочны, пошлы, навязчивы, любят выпить, тщеславны, жестоки, суеверны и склонны к убийству. VII сатира посвящена безразличию богачей к таланту и учености. В нужде и бедности старится поэт; ничуть не лучше приходится историку; адвокат, чтобы привлечь клиентов, вынужден обставлять себя фальшивой роскошью; преподавателей и учителей третируют и обсчитывают. В VIII сатире Ювенал утверждает, что благороден лишь тот, кто добродетелен: благородство не передается по наследству, и в сиянии древнего имени порок и изнеженность еще более постыдны. IX сатира - это диалог, ироничный, непристойный, а временами вдруг лиричный, Ювенала и его приятеля-бедолаги, который зарабатывает на жизнь близостью с гнусным и прижимистым, хотя и богатым извращенцем, а заодно исполняет его супружеские обязанности и делает его отцом. Х сатира - пожалуй, наиболее риторическое произведение из всего, что написано Ювеналом. Основная тема (то, что человеческие влечения вредят самим же людям) объявлена в начале и иллюстрируется яркими примерами из истории. С.Джонсону принадлежит знаменитое переложение этой сатиры, которое он назвал О тщете человеческих желаний. В XI сатире Ювенал превозносит простую жизнь. Он порицает роскошь и приглашает друга Персика на незамысловатый обед, все припасы для которого найдутся тут же, в имении поэта и в его саду. XII сатира начинается с описания жертвоприношения по случаю возвращения друга, который насилу спасся от кораблекрушения. Чтобы отвлечь от себя подозрение в личной заинтересованности в этой дружбе, Ювенал упоминает, что у друга есть три сына, законных наследника. Завершается сатира описанием фантастических приношений богам. В XIII сатире Ювенал пытается утешить друга, которому не возвращают долг. Поэт иронизирует по поводу испорченности нравов и утверждает, что понесенный ущерб можно считать в этот ужасный век минимальным. XIV сатира показывает силу родительского примера: дети с легкостью усваивают все пороки, кроме корыстности, которой их надо учить специально. Наученные, они будут готовы ради корысти лгать и даже убивать. В XV сатире описано побоище между жителями двух городишек в южном Египте, в результате которого одного человека разорвали на куски и съели. Этим Ювенал доказывает, что жестокостью и безумием человек превосходит животных. От XVI сатиры остался отрывок, где излагаются преимущества, которыми пользуются военные в сравнении с штатскими: они могут безнаказанно их бить и ими помыкать, а когда необходимо обратиться к правосудию, к их услугам ускоренное судопроизводство. В сатирах Ювенала перед нами предстает римское общество, прежде всего такое, каким оно было в его юности и ранней молодости. Хотя Ювенал писал в сравнительно благополучную эпоху Траяна и Адриана, им владеет едва ли не навязчивая страсть к куда более мрачным временам Нерона и Домициана. Ювенал наделен страстным поэтическим воображением. От прежних сатириков, Горация и Луцилия, его отличают пламенное негодование и постоянная склонность замечать мерзость и порок. Сильные стороны Ювенала - чеканный стиль и способность рисовать незабываемые сцены, его слабость - в хаотичности изложения и пустой риторике. Некоторые его меткие выражения, такие, как panem et circenses ("хлеба и зрелищ"), mens sana in corpore sano ("в здоровом теле здоровый дух"), знакомы всем и каждому. Впрочем, последнее чаще всего понимают неверно, как прославление телесного здоровья, в дополнение к которому как бы само собой является здоровье душевное. На самом же деле поэт говорит в конце X сатиры, что человеку следует просить богов лишь о даровании "здорового духа в здоровом теле".
Посмертная слава. Примерно в течение 250 лет после своей смерти Ювенал пребывал в забвении. Его сатиры приобрели популярность в 4 в., при общем оживлении интереса к языческой литературе. На протяжении всего следующего столетия он был едва ли не самым читаемым писателем в Италии, Галлии, Испании и Северной Африке. Сатиры Ювенала были заново открыты в 9 в., и он стал одним из "золотых поэтов" Средних веков. Особенно сильное влияние он оказал на английскую литературу. Без Ювенала немыслимы как бичующие интонации Попа, Гиббона и Свифта, так и сама манера их письма.
ЛИТЕРАТУРА
Дуров В.С. Жанр сатиры в римской литературе. Л., 1987 Римская сатира. М., 1989 Ювенал. Сатиры. СПб, 1994

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ЮВЕНАЛ Децим Юний" в других словарях:

  • Ювенал Децим Юний — Ювенал, Децим Юний Ювенал (лат. Decimus Junius Juvenalis) (ок. 60  ок.127)  римский поэт сатирик. Родился в в юго восточной части Лация в первые годы правления Нерона (около 55 56 г.). Судя по литературной деятельности Ювенала, можно предположить …   Википедия

  • Ювенал Децим Юний — (Decimus Junius Juvenalis) [(около 60, Аквинум, близ Рима, ‒ около 127, Египет (?)], римский поэт сатирик. Написал 16 сатир в 5 книгах (последняя не закончена). Сатиры 1‒3 й книг носят резко обличит, характер, сатиры 4‒5 й книг представляют собой …   Большая советская энциклопедия

  • ЮВЕНАЛ Децим Юний Ювенал — (Decimus Junius Juvenalis) (ок. 60 ок. 127) римский поэт сатирик. Известен как классик суровой сатиры . Проникнутые обвинительным пафосом сатиры Ювенала, написанные в форме философской диатрибы, направлены против различных слоев римского общества …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ювенал, Децим Юний — ЮВЕНАЛ (Juvenalis) Децим Юний (около 60 около 127), римский поэт сатирик. Профессиональный ритор декламатор. Известен как классик “суровой сатиры”. Проникнутые обвинительным пафосом сатиры Ювенала, в духе стоической морали, направлены против… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Ювенал Децим Юний — Ювенал (Decimus Junius Juvenalis) (около 60  около 127), римский поэт сатирик. Известен как классик «суровой сатиры». Проникнутые обвинительным пафосом сатиры Ювенала, написанные в форме философской диатрибы, направлены против различных слоёв… …   Энциклопедический словарь

  • ЮВЕНАЛ Децим Юний — ЮВЕНАЛ (Juvenalis) Децим Юний (ок. 60 — ок. 127), римский поэт сатирик. Был профессиональным ритором декламатором. Резко обличит. (в духе стоич. морали) сатиры: 16 сатир в 5 кн. (96 — ок. 127).■ Сатиры, М.—Л., 1937 …   Литературный энциклопедический словарь

  • Ювенал, Децим Юний Ювенал (Decimus Junius Juvenalis) — (около 60 — около 127), римский поэт сатирик, профессиональный ритор декламатор. Известен как классик «суровой сатиры». Проникнутые обвинительным пафосом сатиры Ювенала, отмеченные духом стоической морали, написанные в форме философской… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ювенал, Децим Юний — (лат. Decimus Junius Juvenalis) (ок 60 ок. 127 н.э.)    рим. поэт сатирик, занимался политической деятельностью, будучи воен. трибуном; автор сборника сатир в духе стоицизма в 5 кн., обличающих пороки римского общества.    Ювенал. Сатиры: В 2 т.… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • Децим Юний Ювенал — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • Децим Юний Ювенал — (ок. 60 ок. 127 гг.) поэт сатирик Посвяти жизнь служению истине. Познай самого себя. Мудрый соблюдает меру и в достойных делах. Мудрость не скажет того, что противно природе. Высказать слова своей души. Тому возмездием за преступление был крест,… …   Сводная энциклопедия афоризмов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»