ШОПЕНГАУЭР Артур

ШОПЕНГАУЭР Артур

(Schopenhauer, Arthur)
АРТУР ШОПЕНГАУЭР
АРТУР ШОПЕНГАУЭР

(1788-1860), немецкий мыслитель, представитель философии пессимизма. Родился 22 февраля 1788 в Данциге (Пруссия, ныне Гданьск, Польша). Получил среднее образование в частной школе в Гамбурге, впоследствии учился в гимназии в Готе, брал уроки по древним языкам в Веймаре. Благодаря отцу был знаком с жизнью многих европейских стран, знал несколько языков. Родители предназначали его к карьере коммерсанта, однако Шопенгауэр всегда стремился к интеллектуальным занятиям. По достижении совершеннолетия он получил наследство, позволившее ему продолжить обучение в Геттингене (вначале он изучал медицину, однако затем занялся философией) и Берлине (где слушал Фихте и Шлейермахера) и получить степень доктора в Йенском университете (1813). Зиму 1813 Шопенгауэр жил в Веймаре, где недолгое время был связан с Гете и встречался с посетителями салона, устроенного его матерью, - Виландом, Шлегелем, братьями Гримм и другими знаменитыми людьми, в том числе с ориенталистом Ф.Майером, который ввел его в курс индийской философско-религиозной мысли. Последующие годы он провел, сочиняя философские произведения и переезжая с места на место. В 1820-1831 эпизодически и без особого успеха преподавал в Берлинском университете в должности приват-доцента, пытался заниматься переводами. Впрочем, его предложения перевести Юма на немецкий язык, а Канта на английский не нашли отклика у издателей. В 1833 обосновался во Франкфурте-на-Майне, где жил в уединении до самой смерти 21 сентября 1860. В последние десять лет жизни Шопенгауэр наконец получил признание, на которое тщетно уповал все предшествующие годы. Докторская диссертация Четвероякий корень принципа достаточного основания (ber die vierfache Wurzel des Satzes vom zureichenden Grunde, 1813, второе издание 1847) заложила предпосылки главной его работы - Мир как воля и представление (Die Welt als Wille und Vorstellung, 1819, второе издание 1844, третье - 1859), первая и третья книги которой посвящены миру как идее, а вторая и четвертая - миру как воле. Критически оценивая некоторые идеи Канта, Шопенгауэр воспринял многие взгляды великого мыслителя, в частности кантовскую теорию пространства и времени как априорных субъективных форм чувственности и причинности как категории рассудка. Согласно Шопенгауэру, истина в том, что мир - это воля, а именно воля к жизни и ее продолжению. Кант утверждал, что последняя реальность (noumenon, вещь в себе) непознаваема; Шопенгауэр настаивал, что наше знание о ней является непосредственным: она есть не что иное, как наша собственная неутолимая и мучительная воля, или желание. Эта воля, существование которой мы осознаем непосредственно внутри себя, также одушевляет всю природу. Мы не только чувствуем волю в себе самих, но и воспринимаем ее в объективации, т.е. как развернутую во времени и пространстве. В неорганическом мире воля проявляется в конфликте природных стихий. Она восходит от растений и животных к человеку по все более высоким ступеням объективации и определяется множеством все более специфичных законов. Каждый организм приближается к идеям (в платоновском смысле), отражением которых он является, и чем он ближе к идеальному образцу, тем прекраснее. Царство платоновских идей представляет собой высшую объективацию воли. В отличие от феноменального мира, здесь нет времени, пространства, изменения. Вечные и бесстрастные идеи, составляющие сущность изменчивых явлений и познаваемые только в созерцании, становятся темой всего изобразительного искусства. Следующей ступенью является поэзия. Музыка же не является отражением идей, скорее она - отражение самой воли. Эстетический опыт представляет собой незаинтересованное созерцание, оставляющее в стороне все "почему", "по какой причине", "для чего". Таким образом, искусство дает возможность временной передышки от непрестанной борьбы и разочарований, присущих этому миру. Буддисты, которыми Шопенгауэр восхищался, принимали мировое зло за нечто само собой разумеющееся. Шопенгауэр искал для своего пессимизма логическое оправдание. Человеческие желания, настаивал он, бесконечны, и удовлетворить их невозможно. На место удовлетворенного желания заступают десять других, и даже если бы все желания были удовлетворены, результатом была бы лишь скука. При этом Шопенгауэр замечает, что цели часто достигают после долгих лет борьбы, а удовлетворение длится краткий миг. Боль, говорил философ, позитивна, удовольствие негативно, это всего лишь временное облегчение. Иначе говоря, наш мир - наихудший из всех возможных миров, и если бы он был еще хуже, никто не захотел бы в нем жить. От борьбы и боли можно спастись тремя способами. Первый - созерцание произведений творческого гения, в которых отражаются вечные идеи. Этот путь приносит временное облегчение. Второй - моральная жизнь, уменьшающая страдание, поскольку главной добродетелью является сострадание, т.е. отождествление собственной страдающей воли с той, что присуща другим людям и животным. Полнота спасения достигается, однако, лишь через отрицание воли, отказ от самости и желаний - через бесстрастную аскетическую жизнь. Философия Шопенгауэра оказала значительное влияние на развитие немецкой и мировой философии. Последователями мыслителя были Р.Вагнер, Э.Гартман, Ф.Ницше, П.Дейсен и др.
ЛИТЕРАТУРА
Шопенгауэр А. Полное собрание сочинений, тт. 1-4. М., 1900-1910

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ШОПЕНГАУЭР Артур" в других словарях:

  • Шопенгауэр, Артур — Артур Шопенгауэр Arthur Schopenhauer Дата рождения …   Википедия

  • Шопенгауэр Артур — Артур Шопенгауэр Arthur Schopenhauer Философ иррационалист Дата рождения: 22 февраля 1788 …   Википедия

  • Шопенгауэр, Артур — Артур Шопенгауэр. ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур (1788 1860), немецкий философ, представитель волюнтаризма. В главном сочинении “Мир как воля и представление” (тома 1 2, 1819 44) сущность мира (“вещь в себе” И. Канта) предстает у Шопенгауэра как …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Шопенгауэр Артур — (Schopenhauer) (1788 1860), немецкий философ, представитель волюнтаризма. В главном сочинении «Мир как воля и представление» (т. 1 2, 1819 44) сущность мира («вещь в себе» И. Канта) предстаёт у Шопенгауэра как неразумная воля, слепое, бесцельное… …   Энциклопедический словарь

  • Шопенгауэр Артур — Шопенгауэр (Schopenhauer) Артур (22.2.1788, Данциг, ныне Гданьск, ‒ 21.9. 1860, Франкфурт на Майне), немецкий философ идеалист. С 1820 приват доцент Берлинского университета, с 1831 жил во Франкфурте на Майне. Основные сочинения ‒ «Мир как воля и …   Большая советская энциклопедия

  • Шопенгауэр Артур — Против Гегеля, «убийцы истины»     «После Канта, вернувшего уважение к философии, она вновь пала до роли служанки чужих интересов, государственных сверху и частных снизу», так решительно осудил Шопенгауэр Гегеля и всех тех «крикунов», для которых …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Шопенгауэр Артур — (Schopenha uer) знаменитый немецкий философ; род. 22 февраля 1788 г., умер 21 сентября 1860 г. Его отец был довольно богатый данцигский купец. Желая дать сыну хорошее образование и познакомить его с жизнью, но в то же время отнюдь не мечтая… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Шопенгауэр, Артур — (Schopenhauer) знаменитый немецкий философ; род. 22 февраля 1788 г., умер 21 сентября 1860 г. Его отец был довольно богатый данцигский купец. Желая дать сыну хорошее образование и познакомить его с жизнью, но в то же время отнюдь не мечтая… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ШОПЕНГАУЭР (Артур) — немецкий философ (Данциг, 1788 Франкфурт на Майне, 1860). Демонстративно отказывался от приверженности к какой либо школе (разве что к традиции индийской философии) и открыто противостоял посткантианской школе (Фихте, Гегель). В действительности… …   Философский словарь

  • Шопенгауэр Артур / Schopenhauer, Arthur — (1788 1860). Шопенгауэр подчеркивал важность освобождения души от чувственных оков. Согласно Шопенгауэру, в жизни люди по необходимости связаны с чувственными вещами, однако конечная цель состоит в том, чтобы возвыситься над чувствами и… …   Психологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»