РАДИЩЕВ Александр Николаевич

РАДИЩЕВ Александр Николаевич

(1749-1802) писатель, философ. Родился в Москве в дворянской семье 20 августа 1749. Учился в Германии, в Лейпцигском университете (1766-1770). В эти годы началось увлечение Радищева философией. Он изучал труды представителей европейского Просвещения, рационалистической и эмпирической философии. После возвращения в Россию поступил на службу в Сенат, а позднее - в Коммерц-коллегию. Радищев активно участвовал в литературной жизни: опубликовал перевод книги Г.Мабли Размышления о греческой истории (1773), собственные литературные произведения Слово о Ломоносове (1780), Письма к другу, жительствующему в Тобольске (1782), оду Вольность (1783) и др. Все изменилось после публикации в 1790 Путешествия из Петербурга в Москву. Радищев был арестован и объявлен государственным преступником за свои "богомерзкие сочинения". Суд приговорил его к смертной казни, замененной ссылкой "в Сибирь, в Илимский острог на десятилетнее безысходное пребывание". В ссылке Радищев занимался научными изысканиями, писал Сокращенное повествование о приобретении Сибири, Письмо о Китайском торге, философский трактат О человеке, о его смертности и бессмертии (1790-1792). В 1796 император Павел I разрешил Радищеву вернуться из Сибири и поселиться в своем калужском имении. В 1801 император Александр I разрешил ему переезд в столицу. В последний год жизни Радищев готовил ряд проектов ("О законоположении", "Проект гражданского уложения" и др.), в которых обосновывал необходимость ликвидации крепостных отношений и гражданских реформ. Умер Радищев в Петербурге 12 сентября 1802. Философские воззрения Радищева несут не себе следы влияния различных направлений европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что "бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе". Согласно его гносеологическим воззрениям, "основанием всего естественного познания является опыт". При этом чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с "опытом разумным". В мире, в котором нет ничего "опричь телесности", свое место занимает и человек, существо столь же телесное, как и вся природа. У человека особая роль, он, по Радищеву, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром. "Мы не унижаем человека, - утверждал Радищев, - находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?" Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот "имеет силу о вещах сведому". Но еще более важное отличие заключается в способности человека к моральным действиям и оценкам. "Человек - единственное существо на земле, ведающее худое, злое", "особое свойство человека - беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться". Как моралист Радищев не принимал моральную концепцию "разумного эгоизма", считая, что отнюдь не "себялюбие" является источником нравственного чувства: "человек есть существо сочувствующее". Будучи сторонником идеи "естественного права" и всегда отстаивая представления о естественной природе человека ("в человеке никогда не иссякают права природы"), Радищев в то же время не разделял намеченное Руссо противопоставление общества и природы, культурного и природного начал в человеке. Для него общественное бытие человека столь же естественно, как и природное. По сути дела, между ними нет никакой принципиальной границы: "Природа, люди и вещи суть воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов". Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального "естественного" жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание. Такого рода "болезни" он находил не только в России. Так, оценивая положение дел в рабовладельческих США, он писал, что "сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мрака укрова". В трактате О человеке, о его смертности и бессмертии Радищев, рассматривая проблемы метафизические, остался верен своему натуралистическому гуманизму, признавая неразрывность связи природного и духовного начал в человеке, единство тела и души: "Не с телом ли растет душа, не с ним ли мужает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет?". Одновременно он не без сочувствия цитировал мыслителей, признававших бессмертие души (И.Гердера, М.Мендельсона и др.). Позиция Радищева - это позиция не атеиста, а скорее агностика, что вполне отвечало общим принципам его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на "естественность" миропорядка, но чуждого богоборчеству и нигилизму.
ЛИТЕРАТУРА
Лапшин И.И. Философские воззрения А.Н. Радищева. Пг., 1922 Радищев А.Н. Сочинения, тт. 1-2. М. - Л., 1941 Радищев А.Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. М., 1952

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "РАДИЩЕВ Александр Николаевич" в других словарях:

  • Радищев Александр Николаевич — Александр Радищев Дата рождения: 31 августа 1749 Место рождения: Москва Дата смерти: 24 сентября 1802 Место смерти: Санкт Петербург Род деятельности: русский писатель …   Википедия

  • Радищев Александр Николаевич — Радищев (Александр Николаевич) известный писатель, один из главных представителей у нас просветительной философии . Дед его, Афанасий Прокофьевич Радищев, один из потешных Петра Великого , дослужился до бригадирского чина и дал своему сыну… …   Биографический словарь

  • Радищев, Александр Николаевич — Александр Николаевич Радищев. РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749 1802), русский мыслитель, писатель. Ода “Вольность” (1783), повесть “Житие Ф.В. Ушакова” (1789), философские сочинения. В главном произведении Радищева ”Путешествие из Петербурга в… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Радищев Александр Николаевич — [20(31).8.1749, Москва, ≈ 12(24).9.1802, Петербург], русский писатель, философ, революционер. Сын богатого помещика, Р. получил общее образование в Пажеском корпусе (1762≈66); для изучения юридических наук был отправлен в Лейпцигский университет… …   Большая советская энциклопедия

  • РАДИЩЕВ Александр Николаевич — (1749 1802) русский мыслитель, писатель. Ода Вольность (1783), повесть Житие Ф. В. Ушакова (1789), философские сочинения. В главном произведении Радищева Путешествие из Петербурга в Москву (1790) широкий круг идей русского Просвещения, правдивое …   Большой Энциклопедический словарь

  • Радищев Александр Николаевич —       (1749 1802), мыслитель, писатель. С 1764 в Петербурге, окончил Пажеский корпус (1766); жил за границей, в 1771 вернулся в Петербург, служил в 1 м департаменте Сената, в 1773 75 на военной службе, с 1777 на службе в Коммерц коллегии, с 1780… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • РАДИЩЕВ Александр Николаевич — (1749 1802) рус. писатель, филос. В 1766 1771 учился на юридическом факультете Лейпцигского ун та. В 1790 издал кн. «Путешествие из Петербурга в Москву» (в личной типографии, небольшим тиражом). В ней критически описывалось «чудище» социально… …   Философская энциклопедия

  • Радищев Александр Николаевич — (1749–1802) русский писатель, философ. Система психологических воззрений Р. изложена в трактате «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792). В первой части работы давалась монистическая трактовка психического как свойства материального… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Радищев, Александр Николаевич — Запрос «Радищев» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Александр Радищев Дата рождения …   Википедия

  • Радищев, Александр Николаевич — писатель; род. 20 го августа 1749 года. Дворянский род Радищевых, по семейному преданию, происходит от татарского князя Куная, добровольно сдавшегося России при взятии Казани Иваном Грозным. Мурза Кунай крестился, назван был при крещении… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Радищев Александр Николаевич — (1749 1802), мыслитель, писатель. Ода «Вольность» (1783), повесть «Житие Ф. В. Ушакова» (1789), философские сочинения. В главном произведении Радищева  «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790)  широкий круг идей русского Просвещения, правдивое …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»