КУРОСАВА Акира

КУРОСАВА Акира

(1910-1998), японский кинорежиссер, чей фильм Расемон, удостоенный гран-при Венецианского фестиваля 1951, открыл западному зрителю послевоенное японское кино. Новаторство Куросавы, применившего синтез русского эпического полотна, западного гангстерского фильма и вестерна, вдохновило многих на подражание. Критики нередко относят его к числу лучших режиссеров мира. Родился в Токио 23 марта 1910 в семье бывшего офицера самурайского происхождения. В 1927, решив стать художником, поступил в школу западной живописи Досюся. О кинокарьере задумался после того, как стал ассистентом режиссера Кадзиро Ямамото, научившего его основам кинематографа. Свой первый сценарий Куросава написал в 1941, первый фильм поставил в 1943. Принимал участие в создании сценариев всех своих фильмов. Умер он в Токио 6 сентября 1998. Куросава снимал картины на историческую и современную тематику, гангстерские фильмы, экранизации западной литературы и пьес и психологические этюды. В основе его творчества лежит конфликт между объективной реальностью и иллюзиями человека. Примером психологического исследования может служить Расемон, повествующий о том, как на суде жена убитого самурая, грабитель, единственный свидетель и сам убитый (через медиума) дают противоречивые показания о происшедшем, причем решения этой загадке так и не дается. В 1952 Куросава поставил очень значительный, затрагивающий проблемы современности фильм Жить (Икиру) - о мелком служащем, который, узнав, что умирает, решил наполнить смыслом свои последние дни на земле. Первая историческая эпопея Семь самураев (Ситинин-но самураи, 1954) повествует о том, как деревенские жители наняли семерых потерявших хозяев самураев защищать их урожай от бандитов. Комедия 1961 Телохранитель (Едзимбо) - сатира на условности японского исторического фильма. Стиль Куросавы эклектичен и гибок, тематика диктует использование того или иного кинематографического приема. Впечатление, которое производит ключевое сражение в Семи самураях, является результатом не столько самих событий, сколько набора технических приемов. Здесь Куросава использует одновременно три подвижные камеры с телеобъективами, чем достигается ощущение постоянного энергичного движения, что характерно для его стиля. Нередко сцены, снятые в традициях простой, но динамичной японской пейзажной живописи, соседствуют со сценами действия, тишину вдруг разрывают бурные эпизоды насилия. Большое значение Куросава придавал монтажу. Умер Куросава в Токио 6 сентября 1998.
ЛИТЕРАТУРА
Акира Куросава. Сборник статей. М., 1977

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "КУРОСАВА Акира" в других словарях:

  • Куросава, Акира — Акира Куросава 黒澤明 …   Википедия

  • КУРОСАВА Акира — (23. 03. 1910 06. 09. 1998), японский режиссер. Учился в Академии изящных искусств. С 1936 в кино, ассистент режиссера Кадзиро Ямамото, писал сценарии. Режиссерский дебют «Сугата Сансиро» (1943) о событиях, связанных с развитием дзюдо в конце 19… …   Энциклопедия кино

  • КУРОСАВА Акира — (р. 1910) японский кинорежиссер, сценарист. Фильмы: Расемон (1950), Идиот (1951), Семь самураев (1954), Дерсу Узала (1976, совместный советско японский фильм), Тень воина 1980), Ран ( Смута , 1985), Августовская Рапсодия (1991). По сценариям… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Куросава Акира — (родился 23.3.1910, Токио), японский кинорежиссёр. В 1928≈35 учился в Академии искусств (Токио). С 1936 работал как сценарист, ассистент режиссёра. В 1943 начал режиссёрскую деятельность. Мировую известность получил фильм К. «Расёмон» (1950, по… …   Большая советская энциклопедия

  • КУРОСАВА Акира — (р. 23.3.1910), японский режиссёр. Учился в Академии изящных искусств. В 1929 участвовал в работе Ассоциации пролет, искусства Японии, Увлекался русской литературой: Л. Н. Толстым, И. С. Тургеневым, особенно Ф. М. Достоевским. В 1936 начал… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Куросава Акира — (1910 1998), японский кинорежиссёр, сценарист. Фильмы: «Расёмон» (1950), «Идиот» (1951), «Семь самураев» (1954), «Дерсу Узала» (1976, совместный советско японский фильм), «Тень воина» (1980), «Ран» («Смута», 1985), «Августовская рапсодия» (1991) …   Энциклопедический словарь

  • Куросава, Акира — А. Куросава. Кадр из фильма Расемон . КУРОСАВА Акира (родился в 1910), японский кинорежиссер, сценарист. Мировую известность получили фильмы Куросавы: Расемон (1950), Идиот (1951), Семь самураев (1954), Замок паутины ( Трон в крови ), На дне (оба …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Куросава Акира — Акира Куросава 黒澤明 Акира Куросава на съёмках фильма «Тень воина» в 1980 году Дата рождения: 23 марта 1910(19100323) …   Википедия

  • Куросава Акира — (1910–1998) кинорежиссер. Первоначально художник, участвовал в работе Ассоциации пролетарского искусства Японии. В кино с 1936 г. Дебютировал фильмом Сугата Сансиро (1943). После войны вместе с К. Ямамото и X. Сэкигава поставил фильм Люди,… …   Вся Япония

  • Куросава, Акира — (Kurosawa, Akira, 1910 1998) японский кинорежиссер, известный на Западе киноверсиями Макбета ( Трон в крови ; The Throne of Blood, 1957) и Короля Лира ( Смута ; Ran, 1985). Он также снял свою версию Гамлета ( Плохие спят спокойно ; The Bad Sleep… …   Шекспировская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»