ЧЖУ СИ

ЧЖУ СИ

ЧЖУ СИ
ЧЖУ СИ

Чжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй, Чжу Хуэйань (1130-1200), выдающийся китайский философ, ученый-энциклопедист, литератор, текстолог и комментатор конфуцианских канонических произведений, педагог, главный представитель неоконфуцианства, придавший этому учению универсальную и систематизированную форму (Чэн [[братьев]] - Чжу [[Си]] школа, или "ли сюэ" - "учение о принципе"), в которой оно обрело статус ортодоксальной идеологии и культурного трандартав Китае и ряде сопредельных стран, особенно в Японии и Корее. Родился 18 октября 1130 в Юси провинции Фуцзянь. Происходил из семьи ученого-чиновника, в 18 лет получил высшую ученую степень цзиньши, затем в течение 20 лет занимался главным образом научным и литературным трудом. С 1178, находясь на государственной службе, Чжу Си неоднократно, но не надолго назначался на высокие административные посты. В 1196 за критические настроения в отношении социальной действительности и реформаторскую деятельность лишен всех чинов и званий, его учение подверглось запрету. В 1199 реабилитирован, посмертно получил титул го-гун ("державный князь"), в 1241 причислен к величайшим конфуцианским авторитетам, а с 1313 при правлении инородной (монгольской) династии Юань его учение официально включено в систему государственных экзаменов на ученые степени и чиновничьи должности (кэ цзюй). Умер он 23 апреля 1200 в Каотине провинции Фуцзянь. Литературное наследие Чжу Си чрезвычайно велико. Многие его основополагающие идеи выражены в комментариях к конфуцианской классике (прежде всего Пятиканонию и Четверокнижию, см. ШИ САНЬ ЦЗИН) и беседах, записанных учениками (юй лу). Чжу Си публиковал, комментировал и интерпретировал произведения своих непосредственных предшественников - четырех корифеев неоконфуцианства эпохи Сун (960-1279): Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао и Чэн И, в частности, составив из них первую и ставшую образцовой неоконфуцианскую антологию Цзинь сы лу ("Записи размышлений о близком", 14 глав, в соавторстве с Люй Цзуцяном, 1173). Наиболее полные собрания различных видов сочинений Чжу Си - Чжу-цзы юй лэй (Классифицированные беседы учителя Чжу [[Си]], 140 глав, 1270), Чжу-цзы вэнь цзи (Собрание письмен учителя Чжу [[Си]], 121 глава, 1532, серия СББЯ), Чжу-цзы цюань шу (Полное [[собрание]] произведений учителя Чжу [[Си]], издано по императорскому указу, 66 глав, 1714, т. 1-25). Чжу Си в противовес своему другу и оппоненту Лу Цзююаню истолковал связь описанных Чжоу Дуньи "Великого предела" (тай цзи) и "Беспредельного / предела отсутствия" (у цзи, см. ТАЙ ЦЗИ; Ю - У) как их сущностное тождество, использовав для этого разработанную Чэн И концепцию универсального общемирового "принципа/резона" (ли1). Тай цзи, по Чжу Си, - это совокупность всех ли1, тотальное единство структур, упорядочивающих начал, закономерностей всей "тьмы вещей" (вань у). В каждой конкретной "вещи" (у3), то есть предмете, явлении или деле, тай цзи присутствует сполна, как образ луны - в любом ее отражении. Поэтому, не отделяясь от реального мира в качестве идеальной сущности, "Великий предел" определялся как "бесформенный и безместный", т.е. нигде не локализованный в виде самостоятельной формы. Полнота его присутствия в "вещах" делает основной задачей человека их "выверение", или "классифицирующее постижение" (гэ у), которое состоит в "совершенном [[раскрытии]] принципов" (цюн ли). Эта процедура "доведения знания до конца" (чжи чжи) своим результатом должна иметь "искренность помыслов", "выправленность сердца", "усовершенствованность личности", а затем - "выправленность семьи", "упорядоченность государства" и "уравновешенность [[всей]] Поднебесной" (формулы Да сюэ), поскольку ли1 совмещает в себе признаки рационального принципа и моральной нормы: "настоящий принцип не имеет недоброго", "принцип - это гуманность (жэнь2), должная справедливость (и1), благопристойность (ли2), разумность (чжи1)". Каждая "вещь" есть сочетание двух начал: структурно-дискретного, рационально-морального "принципа" (ли1) и субстратно-континуальной, витально-чувственной, психичной, морально индифферентной пневмы (ци1). Физически они неразделимы, но логически ли1 имеет приоритет над ци1. Восприняв проведенное Чэн И различение "предельно коренной, совершенно изначальной природы" (цзи бэнь цюн юань чжи син) и "природы пневменной материи" (ци чжи чжи син), связав их с ли1 и ци1 соответственно, Чжу Си окончательно сформировал концепцию изначально-общей "доброй" человеческой "природы", обладающей вторичными и конкр. модусами, которым в разной степени присущи "добро" и "зло". В 16 - первой половине 17 в. в Китае идейно возобладало второе важнейшее течение в неоконфуцианстве - Лу [[Цзююаня]] - Ван [[Янмина]] школа ("синь сюэ" - "учение о сердце"), сформулировавшая основные тезисы античжусианской критики. Учение Чжу Си поддерживалось правившей затем в Китае инородной маньчжурской династией Цин (1644-1911). В 1930-е годы оно было модернизировано Фэн Юланем в "новом учении о принципе" (синь ли сюэ). Аналогичные попытки ныне активно предпринимает ряд китайских философов, проживающих за пределами КНР и представляющих так называемое постконфуцианство, или постнеоконфуцианство.
ЛИТЕРАТУРА
Чжу Си. Натурфилософия; Природа человека, его сознание, воля и чувства; О воспитании и знании. Перевод М.Л.Титаренко. - В кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 1. М., 1969 Алексеев В.М. Китайская литература. М., 1978 Зайцев В.В. О формировании филоского учения Чжу Си. - В кн.: Из истории китайской философии: становление и основные направления. М., 1978 Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982 Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. М., 1982 История китайской философии. М., 1989 Чжу Си. Син. Жэнь у чжи син (Природа-син. Природа-син человека и вещей). Перевод В.В.Зайцева. - В кн.: Человек как филоская проблема: Восток - Запад. М., 1991 Тиллман Х.К. Сознание Неба (Тянь) в системе воззрений Чжу Си. - В кн.: Ретроспективная и сравнительная политология, вып. 1. М., 1991 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Голыгина К.И. "Великий предел". Китайская модель мира в литературе и культуре (I-XIII вв.). М., 1995

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ЧЖУ СИ" в других словарях:

  • Чжу Дэ — 朱德 Дата рождения 1&# …   Википедия

  • Чжу Ди — 朱棣 Чжу Ди …   Википедия

  • Чжу Си — Дата рождения: 18 октября 1130(1130 10 18) Место рождения: Фуцзянь Дата смерти: 23 апреля …   Википедия

  • ЧЖУ СИ —         Чжу Юаньхуэй, Чжу цзы (учитель Чжу) (18.10.1130, Юци, пров. Фуцзянь, 23.4. 1200, Каотин, пров. Фуцзянь), кит. философ, представитель неоконфуцианства, завершивший процесс его формирования. Был талантливым и энергичным администратором,… …   Философская энциклопедия

  • чжу си — Чжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй, Чжу Хуэйань. 18.10 (15.9). ИЗО, Юси пров. Фуцзянь, 23.4 (9.3). 1200, Каотин пров. Фуцзянь. Философ, ученый энциклопедист, литератор, текстолог и комментатор конф. канонич. произведений, педагог, гл. представитель… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Чжу Си — (Чжу цзы) (1130 1200), китайский философ и историк; один из основоположников неоконфуцианства. * * * ЧЖУ СИ ЧЖУ СИ (Чжу цзы) (1130 1200), китайский философ и историк; один из основоположников неоконфуцианства …   Энциклопедический словарь

  • Чжу Ю — (кит. трад. 朱朱, упрощ. 昱昱, пиньинь Zhu Yu; р. 1971[1]) китайский художник из Пекина, работающий в жанре перформанса и концептуального искусства. Его наиболее известная работа Eating People была представлена на Шанхайском фестивале искусств в 2000 …   Википедия

  • Чжу Да — (кит. 朱耷, 1626, Наньчан  1705)  китайский художник, поэт и каллиграф династии Цин, известен под псевдонимом Бада Шаньжэнь (кит. 八大山人), человек с горы Бада. Содержание …   Википедия

  • Чжу Юй — (кит. 朱昱; р. 1971(1971))  скандальный китайский художник из Пекина, работающий в жанре перформанса и концептуального искусства. Его наиболее известная работа «Eating People» была представлена на Шанхайском фестивале искусств в 2000 году. На… …   Википедия

  • Чжу Дэ — (1886 1976), председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей с 1959. В руководстве КП Китая (КПК) с 1934, в 1956 66 заместитель председателя ЦК КПК. В 1931 37 главнокомандующий китайской Красной армией. В 1937 45… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»