СЮАНЬ СЮЭ

СЮАНЬ СЮЭ

"Учение о таинственном", "учение о сокровенном" - философское течение 3-4 вв., в западной литературе часто называемое "неодаосизмом" и представляющее собой своеобразный синтез даосизма и конфуцианства, испытавшей также влияние протологической методологии "школы имен" (мин цзя) и буддийской метафизики. Один из его основоположников Хэ Янь (190-249) предлагал "опираясь на Лао[[-цзы]] проникать в конфуцианство". Специфику учения определила разработка онтологической проблематики, выделявшейся из традиционной для китайской философии погруженности в космологию с одной стороны и антропологию - с другой, что иногда квалифицируется как уход в "метафизику и мистику", а бином "сюань сюэ" понимается как "таинственное учение". Осуществлялось это главным образом в форме комментариев к конфуцианской и даосской классике: Чжоу и, Лунь юй, Дао дэ цзин, Чжуан-цзы, которые впоследствии сами стали классическими. Трактаты Чжоу и, Дао дэ цзин и Чжуан-цзы в эту эпоху назывались "Тремя Таинственными" (сань сюань). Давшая название "учению о таинственном" категория "сюань" ("тайна, таинственное, сокровенное, непостижимое") восходит к первому параграфу Дао дэ цзина, в котором она означает сверхъестественное "единение" (тун) "отсутствия/небытия" (у) и "наличия/бытия" (ю, см. Ю - У). В связанном с даосизмом древнейшем медицинском трактате Хуан-ди нэй цзин ("Канон Желтого императора о внутреннем", 3-1 вв. до н.э.) подчеркнута процессуальность, входящая в понятие "сюань": "Изменения и превращения суть деятельное проявление
(юн, см. ТИ-ЮН).
В [[сфере]] небесного - это таинственное (сюань), в [[сфере]] человеческого - это дао, в [[сфере]] земного - это превращение (хуа). Превращение рождает пять вкусов, дао рождает разумность (чжи), таинственное рождает дух (шэнь)". В центр философской авансцены категорию "сюань" выдвинул Ян Сюн (53 до н.э. - 18 н.э.), посвятивший ей свой главный труд Тай сюань цзин (Канон Великой тайны), который представляет собой альтернативное продолжение Чжоу и, то есть универсальную теорию мировых процессов, и трактует дао, "пустое по форме и определяющее путь (дао) вещей", в качестве ипостаси "тайны", понимаемой как "предел деятельного проявления" (юн чжи чжи). Как показывает история категории "сюань", знаменуемая ею "тайна" общемирового взаимодействия вещей конкретизируется в диалектике "наличия/бытия" и "отсутствия/небытия", "телесной сущности" (ти) и "деятельного проявления" (юн). Именно эти понятийные антиномии и оказались в центре внимания "учения о таинственном", в котором, в свою очередь, произошла внутренняя поляризация, обусловленная контроверзой "теории превознесения отсутствия/небытия" (гуй у лунь) и "теории почитания наличия/бытия" (чун ю лунь). Хэ Янь и Ван Би (226-249), исходя из определений дао и тезиса "наличие/бытие рождается из отсутствия/небытия" в Дао дэ цзине (§ 40), осуществили прямое отождествление дао с "отсутствием/небытием", трактуемым как "единая" (и, гуа2), "центральная" (чжун), "предельная" (цзи) и "главенствующая" (чжу, цзун) "первосущность" (бэнь ти), в которой совпадают друг с другом "телесная сущность" и ее "деятельное проявление". Развивая тезис Дао дэ цзина (§ 11) об "отсутствии/небытии" как основе "деятельного проявления", то есть "использования", всякого предмета, крупнейший представитель "учения о таинственном" Ван Би признал возможность для отсутствия/небытия выступать не только в качестве юн, но и в качестве ти, таким образом в комментарии к § 38 Дао дэ цзина он первым ввел в философский оборот прямую категориальную оппозицию "ти - юн". Его последователь Хань Канбо (332-380) в комментарии к Чжоу и достроил до конца эту понятийную конструкцию из двух пар коррелятивных категорий соотнесением наличия/бытия с юн. Главенство универсального дао Ван Би понимал как законосообразное, а не фаталистическое, истолковывая и дао, и "предопределение/судьбу" (мин1) с помощью категории "принцип" (ли1). "Принципы" он считал конститутивными компонентами "вещей" (у3) и противопоставлял "делам/событиям" (ши3). Многообразие непредсказуемых явлений, по Ван Би, обусловлено также противоположностью (фань, см. ГУА) между их телесной сущностью и чувственными свойствами (цин2), природной основой (чжи4, см. ВЭНЬ) и устремлениями, реализуясь прежде всего во времени. Ван Би интерпретировал учение Чжоу и как теорию временных процессов и изменений, определив, что главные элементы трактата - символические категории гуа - суть "времена" (ши1). Однако зафиксированные в гуа общепроцессуальные закономерности не сводимы к конкретным образам и не могут служить основой для однозначных предсказаний - "вычислений жребия" (суань шу). Это философское истолкование учения Чжоу и было направлено против его мантической интерпретации в предшествующей нумерологической (сян шу чжи сюэ) традиции и получило дальнейшее развитие у неоконфуцианца Чэн И (11 в.). В неоконфуцианстве была развита также предложенная Ван Би трактовка категории ли1, а положение о дихотомии ли1 и ши3 - в учении буддийской школы хуаянь. Главный теоретический оппонент Ван Би - Пэй Вэй (267-300), в трактате Чун ю лунь (О почитании наличия/бытия) утверждавший онтологический примат наличия/бытия над отсутствием/небытием настаивал на том, что именно первое представляет собой ти и все в мире возникает благодаря "самопорождению" (цзы шэн) из этой телесной сущности. Сян Сю (227-300) и Го Сян (252-312) заняли компромиссную позицию признания тождественности дао с отсутствием/небытием: "Дао везде и везде оно ничто", но отрицания исходного порождения наличия/бытия из отсутствия/небытия. Более того, "не только отсутствие/небытие не может стать наличием/бытием, но и наличие/бытие не может стать отсутствием/небытием". Подобная позиция устраняла возможность креационно-деистической трактовки дао. Согласно Го Сяну, вечно и постоянно существующее наличие/бытие представляет собой естественно и спонтанно гармонизированное множество "самодовлеющих" (цзы дэ) вещей (у1), которые, обладая "собственной природой" (цзы син, см. СИН), "самопорождаются" и "самостоятельно превращаются" (ду хуа). В зависимости от признания всепроникающей мощи отсутствия/небытия в "теориии превознесения отсутствия/небытия" ли трактовки порождения им наличия/бытия лишь как самопорождения вещей в "теории почитания наличия/бытия" "совершенномудрие" сводилось к воплощению в его носителе (желательно государе) отсутствия/небытия в качестве своей телесной сущности (ти у) или к "недеянному" (у вэй), т.е. безынициативному, и "непреднамеренному" (у синь), т.е. безустановочному, следованию вещам в согласии с их "естественным" (цзы жань) самодвижением. "Учение о таинственном", развивавшееся в аристократических кругах, было связано с диалогической традицией умозрительных спекуляций - "чистых бесед" (цин тань) и эстетизированным культурным стилем "ветра и потока" (фэн лю), оказавшим значительное влияние на поэзию и живопись. В области философии "учение о таинственном" сыграло роль понятийно-терминологического моста, по которому буддизм проник в недра традиционной китайской культуры. Это взаимодействие привело к упадку "учения о таинственном" и расцвету буддизма, который также мог называться "сюань сюэ". В дальнейшем "учение о таинственном" оказало существенное влияние и на неоконфуцианство.
ЛИТЕРАТУРА
Петров А.А. Ван Би (226-249). - Из истории китайской философии. М. - Л., 1936
Малявин В.В. Даосизм как философия и поэзия в раннесредневековом Китае. - Государство и общество в Китае. М., 1978 Малявин В.В. Жуань Цзи. М., 1978 Бежин Л.Е. Се Линъюань. М., 1980 Бежин Л.Е. Под знаком "ветра и потока". М., 1983 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб, 1998 Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "СЮАНЬ СЮЭ" в других словарях:

  • СЮАНЬ СЮЭ —     СЮАНЬ СЮЭ (“учение о сокровенном”) течение в китайском умозрении, возникшее под влиянием знакомства с буддизмом и приобретшее влияние в эпоху Вэй Цзинь (3 5 вв. н. э.). В это время буддизм все еще рассматривали в “даосском” контексте, в… …   Философская энциклопедия

  • Сюань-сюэ — Даосизм История Люди Школы Храмы Терминология …   Википедия

  • сюань сюэ — см. учение о сокровенном …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Вэнь Сюань-ди (Северная Ци) — (Бэй) Ци Вэнь Сюань ди ((北)齊文宣帝) Фамилия: Гао (高, gāo) Имя: Ян (洋, yáng) Храмовое имя: Сяньцзу (顯祖, xiǎn zǔ), кратко Вэйцзун (威宗, wēi zōng) (565 570) Посмертное имя …   Википедия

  • СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ —     СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ (кит. учение о символах и числах, нумерология), в широком смысле универсальная теоретическая система, генетически производная от архаических познавательных структур, прежде всего мантического классификационизма, игравшая в… …   Философская энциклопедия

  • СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ — Учение о символах и числах , зап. нумерология . В широком смысле универсальная теоретическая система, генетически производная от архаических познавательных структур, прежде всего мантического классификационизма; играла в традиционном Китае роль… …   Энциклопедия Кольера

  • учение о сокровенном — СЮАНЬ СЮЭ Учение о сокровенном . Филос. школа, получившая распространение в Китае раннего средневековья (3 4 вв.). В совр. синологии С.с. часто называют неодасизмом (neo taoism(e)), что обусловлено вниманием философов этого направления к даос,… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — возникла примерно в то же время, что и древнегреческая и древнеиндийская философия, в середине I тысячелетия до н.э. Отдельные философские идеи и темы, а также многие термины, образовавшие потом основной состав лексикона традиционной китайской… …   Энциклопедия Кольера

  • КОНФУЦИАНСТВО — (кит. жу цзя, жу цзяо школа ученых интеллектуалов, учение ученых интеллектуалов) кит. классическая философия. К, возникло в 6 в. до н.э., впоследствии распространилось в странах Дальнего Востока (Япония, Корея, Вьетнам), наряду с даосизмом и… …   Философская энциклопедия

  • ДАОСИЗМ — (кит. дао цзя, дао цзяо школа дао, учение дао) одно из основных направлений китайской философии. Родоначальником Д. считается Лао цзы, которому традиция приписывает авторство основополагающего даоского трактата «Дао дэ цзин» (первоначально «Лао… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»