ЛИНЬ ЦЗЭСЮЙ

ЛИНЬ ЦЗЭСЮЙ

ЛИНЬ ЦЗЭСЮЙ
ЛИНЬ ЦЗЭСЮЙ

Линь Вэньчжун, китайский государственный деятель, мыслитель, ученый, литератор и каллиграф. Родился в помещичьей семье 30 августа 1785 в уезде Хоугуань провинции Фуцзянь, в 1811 получил высшую ученую степень цзиньши, был принят в академию Ханьлинь. С 1820, находясь на государственной службе, занимал высокие административные посты. В 1838, будучи наместником южных провинций Хунань и Хубэй, начал активную борьбу с практикой курения опиума в опиумной торговлей, основанной на английском импорте. После его докладов двору указом 31 декабря 1838 Линь Цзэсюй был назначен императорским комиссаром и командующим военно-морскими силами в приморскую провинцию Гуандун, где развернул успешную деятельность, в ходе которой обращался с посланиями к английской королеве Виктории, предлагая запретить наркотик на землях Британской империи (1839, 1840). После начала первой "опиумной" войны (1840-1842) он как сторонник самых решительных мер против англичан и наиболее раздражавшее их лицо был смещен со всех занимаемых им постов, а в 1842 отправлен в далекую от побережья область Синьцзян. В 1845 Линь Цзэсюй был вновь привлечен к государственной службе, а в 1850 отправлен на подавление Тайпинского восстания (1850-1864), но по дороге скончался 22 ноября 1850 в Чаочжоу провинции Гуандун. После смерти ему были оказаны высокие почести: присвоен титул Вэньчжун-гун (князь Культурности и Преданности), табличка с его именем установлена в Храме прославленных чиновников (Мин хуань цы) в Юньнани (1851) и в Цзянсу (1865), в 1852 в его честь возведен специальный храм в Сиани (провинция Шэньси) и два храма посвящены ему в Фучжоу. В постимперский период в 1929 китайское правительство установило в его честь памятный мемориал и объявило 3 июня, когда Линь Цзэсюй впервые приступил к уничтожению опиума, общенациональным Днем запрета на опиум. Будучи свидетелем нарастания кризисных явлений внутри Китайского государства и ослабления его конкурентоспособности во взаимоотношениях с внешним миром, который традиционно рассматривался как "варварский", т.е. культурно менее развитый, Линь Цзэсюй стал развивать критическое направление в интеллектуально доминировавшей неоконфуцианской мысли, сформировавшееся в 18 в. во вновь воссозданную Чжуан Цуньюем (1719-1788) и Лю Фэнлу (1776-1829) "школу текстов новых письмен" (цзинь вэнь цзин сюэ). Виднейшими представителями этого направления в первой половине 19 в. помимо самого Линь Цзэсюя явились Гун Цзычжэнь (1792-1841) и Вэй Юань (1794-1856). В 1830 они организовали Сюаньнаньское поэтическое общество, распространявшее реформаторские идеи. При всем относительном радикализме их призывов к "изменению законов" (гэн фа, гай фа, бянь фа) предполагаемые нововведения все же ограничивались сферой наличной социально-политической реальности и не распространялись на стоявшие за ней основополагающие принципы (дао). Кроме того, сторонники школы стремились связать традиционную науку, в которой господствовали философия, филология и история, с общей теорией государственного управления, которую Гун Цзычжэнь называл "наукой для востока, запада, юга и севера". Будучи активным участником первой "опиумной" войны и вызвавших ее событий, стремясь дать эффективный отпор сначала экономической, а затем военной экспансии иноземцев, Линь Цзэсюй придерживался принципа, согласно которому "необходимо всегда знать положение дел у варваров, знать их слабости и их силу, только тогда можно установить способы контроля над ними", а также "следует научиться искусству врагов, чтобы затем подавить их". Для этого он вопреки господствовавшим изоляционистским настроениям "ежедневно заставлял людей разузнавать о делах на Западе, переводить западные книги и покупать их газеты". В итоге он создал новаторский для Китая того времени труд, основанный на западных источниках, - Сы чжоу чжи (Сведения о четырех материках, 1840), в котором были приведены данные по истории, географии, политике и праву различных стран мира. Посмертно было издано обширное собрание его социально-экономических и политико-правовых произведений - Линь Вэнь-чжун гун чжэн шу (Административные документы Линя, князя Культурности и Преданности) в 37 цзюанях. В основе взглядов Линь Цзэсюя лежала традиционная для Китая концепция мироустроительной власти императора как сына Неба. Накануне столкновения с Англией в "опиумной" войне он писал в Обращении к английской королеве (1839): "Довожу до Вашего сведения, что мой император желает мира и благоденствия как своей, так и другим странам и считает гуманность единственной основой отношений со всеми. Выгоды он готов по справедливости делить со всем миром, а зло - повсеместно искоренить. В заботе о людях он подобен Небу и Земле". Вместе с тем отраженная здесь древняя конфуцианская идея "гуманного правления" (жэнь чжэн), которую отчетливо сформулировал уже Мэн-цзы (4-3 вв. до н.э.), вполне сочеталась у Линь Цзэсюя с апологетикой закона о смертной казни не только за продажу, но и за курение опиума. Следуя традиционным представлениям о вселенской юрисдикции императорской власти и ее этико-ритуальной (ли2) основе, Линь Цзэсюй писал в Секретном донесении императору (1841): "Наша династия управляет Срединной империей и чужими народами, опираясь на принципы Яо и Шуня", - т.е. на канонизированные конфуцианством моральные установки этих идеальных правителей мифической древности. Однако, исходя из приоритета этико-ритуальных норм благопристойности (ли2), Линь Цзэсюй признавал и необходимость противоположной формы социальной регуляции - законов (фа1), предполагающих карательные санкции: "Люди мудрые и добродетельные всегда карали предательство и зло, опираясь на закон, ради счастья грядущих поколений". В целом взгляды Линь Цзэсюя повлияли на формирование возобладавшей во второй половине 19 в. идеологии "самоусиления" (цзы-цян) и "движение за усвоение заморских дел" (ян-у юнь-дун), устремленной на сбалансированное сочетание достижений Китая и Запада, отказ от традиционного изоляционизма, установление общепринятых в мире дипломатических отношений с иностранными государствами и выразившейся в лозунге Чжан Чжидуна (1837-1909) "Китайские учения для фундаментальной основы (ти1), западные учения для прикладного применения (юн)" (см. ТИ - ЮН), а также реформаторские построения Кан Ювэя (1858-1927) как крупнейшего представителя школы новых письмен в конце 19 - начале 20 в.
ЛИТЕРАТУРА
Избранные произведения китайских мыслителей нового времени. М., 1961 Кобзев А.И. Китай. - История политических и правовых учений XIX в. М., 1993
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ЛИНЬ ЦЗЭСЮЙ" в других словарях:

  • Линь Цзэсюй — (кит. трад. 林則徐, упр. 林则徐, пиньинь: Lín Zéxú) (1785 …   Википедия

  • Линь Цзэсюй — (1785 1850), китайский государственный деятель. Накануне англо китайской войны 1840 42 боролся с англо американской торговлей опиумом в Китае. Во время войны руководил обороной Гуандуна. * * * ЛИНЬ ЦЗЭСЮЙ ЛИНЬ ЦЗЭСЮЙ (1785 1850), китайский… …   Энциклопедический словарь

  • ЛИНЬ ЦЗЭСЮЙ — (1785 1850) китайский государственный деятель. Накануне англо китайской войны 1840 42 боролся с англо американской торговлей опиумом в Китае. Во время войны руководил обороной Гуандуна …   Большой Энциклопедический словарь

  • Линь Цзэсюй — (Lin Zexu or Lin Tse hsu) (1785 1850), кит. гос. деятель. В 1838 г. был направлен в Гуанчжоу (Кантон) в кач ве уполномоченного с задачей пресечьнелегальную торговлю опиумом. Приказал иностр. торговцам (гл.об. англичанам) сдать имевшиеся у них… …   Всемирная история

  • Линь Цзэсюй — ЛИНЬ ЦЗЭСЮ́Й (1785–1850), кит. гос. деятель. Накануне англо кит. войны 1840–42 боролся с англо амер. торговлей опиумом в Китае. Во время войны руководил обороной Гуандуна …   Биографический словарь

  • Линь Цзэ-сюй — Линь Цзэсюй Линь Цзэсюй (кит. трад. 林則徐, упрощ. 林则徐, пиньинь Lín Zéxú) (1785 1850) китайский императорский чиновник, комиссар (с 1838 г.) провинции Гуандун. Действия по его приказу по пресечению контрабанды опиумом английскими торговцами в 1839 г …   Википедия

  • Первая опиумная война — У этого термина существуют и другие значения, см. Опиумная война. Первая опиумная война …   Википедия

  • Империя Цин — Запрос «Китайская империя» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Это статья о Цин (1644 1912), последней из императорских династий, правивших Китаем. О первой императорской династии Цинь (221 до н. э.  206… …   Википедия

  • Первая Опиумная война — Битва при Гуанчжоу Первая опиумная война 1840 1842 (кит. 第一次鸦片战争, пиньинь Dìyícì Yāpiàn Zhànzhēng, палл. Диицы япянь чжаньчжэн) война Великобритании против Кит …   Википедия

  • Император Даогуан — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»