ЛИВАН. ЭКОНОМИКА

ЛИВАН. ЭКОНОМИКА

Национальный доход. Ливан относится к немногочисленной группе государств мира, в которых в сфере обслуживания и торговли создается более половины годового национального дохода. Бейрут исторически развивался как международный финансовый центр, куда стекались средства, вырученные от экспорта нефти со всего Среднего Востока. Длительные торговые и культурные связи как с европейскими, так и с арабскими государствами позволили Ливану превратить торговлю в один из важнейших секторов экономики. С 1950 по 1975 национальный доход Ливана увеличивался в среднем более, чем на 8% в год. После 1975 этот показатель снизился приблизительно до 4%. В 1993 валовый внутренний продукт (ВВП) исчислялся в 7,6 млрд. долларов а в 1995 достиг 11,7 млрд. долларов. Среднегодовой рост ВВП на душу населения с 1986 по 1995 составлял 8,4%. Валютные запасы страны, включая золотой запас, в 1996 оценивались в 8,1 млрд. долл. Общий внешний долг Ливана в 1996 приблизительно равнялся 1,4 млрд. долл., а внутренний долг - 5,8 млрд. долл.
Занятость. В 1994 32,2% всего населения, или 938 тыс. человек принадлежало к экономически активной группе общества. Из них в секторе услуг было занято ок. 39%. Соответствующие показатели для промышленности равнялись 23% и 24%, а для сельского хозяйства 38% и 19%. В 1993 уровень безработицы, по данным Всеобщей конфедерации трудящихся Ливана, составлял 35%.
Транспорт. Внутренние перевозки в основном осуществляются автомобильным транспортом. Особенно важное значение имеют прибрежное шоссе, проложенное с севера на юг от границы с Сирией, через города Триполи, Бейрут и Сайду, до границы с Израилем, и шоссе, проходящее с востока на запад, от Бейрута до столицы Сирии Дамаска, и пересекающее горы Ливана. Протяженность железнодорожных путей составляет ок. 400 км. Железные дороги используются эпизодически для транспортировки грузов. Перевозки из Ливана за пределы ближневосточного региона осуществляются по воздуху и морем. Бейрутский международный аэропорт функционирует с конца 1940-х годов, с тех пор он был значительно расширен, особенно после реконструкции в 1992. Компания "Мидл ист эйрлайнз", основанная в 1945, осуществляет регулярные рейсы из Бейрута в другие страны Ближнего Востока и в Европу. Расширен и модернизирован также Бейрутский морской порт.
Сельское хозяйство. На побережье выращивают бананы и цитрусовые (апельсины, лимоны и др.), в предгорьях маслины и виноград, выше в горах - яблоки, персики, груши и вишня. Основные плодовые культуры - апельсины и яблоки, а также виноград. Важное товарное значение имеют также овощи и табак. Отмечается рост производства пшеницы и ячменя, но потребности в них не удовлетворяются полностью за счет внутренних ресурсов. Животноводство не играет в Ливане той роли, которую оно приобрело в других странах Ближнего Востока. В 1995 в стране насчитывалось 420 тыс. голов коз, 245 тыс. голов овец, 79 тыс. голов крупного рогатого скота.
Промышленность. Ливанская промышленность получила мощный импульс к развитию во время Второй мировой войны в результате сокращения импорта и блокады торговых путей Средиземноморья. Послевоенный экономический бум значительно расширил внутренний рынок, что дало возможность многим ливанским предприятиям выжить, несмотря на конкуренцию с зарубежными производителями. Крупными рынками сбыта для продукции промышленности Ливана стали арабские нефтедобывающие государства. Рост индустриального производства сохранялся, несмотря на трудности, вызванные нехваткой топлива и электроэнергии, а также хаосом, царившим в стране после начала гражданской войны в 1975. По данным на середину 1990-х годов, в промышленности создавалось ок. 18% валового национального продукта. Основой ливанского промышленного сектора являются крупные нефтеперерабатывающие и цементные заводы. Первые, расположенные в Триполи и Сайде, получают нефть по трубопроводам из Ирака и Саудовской Аравии. Серьезные позиции удерживает также пищевая (включая сахарную) и текстильная промышленность. В стране развито производство одежды, обуви, бумаги и бумажных изделий, мебели и других товаров из дерева, химических продуктов, медикаментов, электроприборов, печатной продукции и метизов. За исключением нефтеперерабатывающих и цементных заводов, большинство местных фабричных предприятий относится к числу мелких. Ведущий индустриальный центр - Бейрут, среди прочих выделяются Триполи и Захла.
Внешняя торговля. Внешняя торговля играет важную роль в экономике Ливана. В 1995 стоимость импорта товаров составила ок. 7,3 млрд. долларов, экспорта - 824 млн. долларов. Общий приток капитала достиг 6,7 млрд. долларов, и в итоге положительное сальдо в 1995 составило 259 млн. долларов. Основными статьями ввоза были электрооборудование, транспортные средства, металлы, полезные ископаемые и продукты питания. Почти треть импорта приходится на западноевропейские страны; крупными поставщиками товаров в Ливан также являются США, Япония и соседние арабские государства. Основные статьи экспорта - бумага и бумажные изделия, текстиль, фрукты и овощи, а также ювелирные изделия. Более 60% экспорта направляется в нефтедобывающие государства Персидского залива, главным образом в Саудовскую Аравию. Большой внешнеторговый дефицит с избытком перекрывается поступлениями финансовых средств из-за рубежа. Вооруженная борьба, начавшаяся в Ливане в 1975 и продолжавшаяся до 1983, лишь незначительно повлияла на ввоз капитала. Доверие к ливанской валюте, опыт и компетентность ливанских банкиров, гарантированная законом тайна вкладов, а также политика свободной торговли и денежного обращения делали страну привлекательной для инвесторов из нефтедобывающих арабских государств. Стремление Сирии поставить под свой контроль Ливан кардинально изменило ситуацию: упал курс ливанского фунта, промышленная инфраструктура страны была разрушена, начался отток капитала. Ситуация частично изменилась после назначения в октябре 1992 на пост премьер-министра страны миллиардера Рафика Харири и начавшегося активного восстановления центрального делового района Бейрута. Восстановительные работы финансировались за счет продажи казначейских обязательств, что привело к возникновению внутреннего долга, возросшего к концу 1995 до 7,1 млрд. долл.
Туризм. До второй мировой войны туризм в Ливане ограничивался несколькими горными курортами, привлекавшими небольшое число отдыхающих в летнее время. Значительное расширение сети гостиниц, ресторанов и ночных клубов произошло после 1950. Развитию отрасли способствовали свободный обмен валюты, упрощенные таможенные правила, а также надежное регулярное сообщение с соседними странами. Вследствие этих мер доходы от туризма с 1950 по 1975 увеличились более чем в 10 раз, но в последующие годы на них негативно сказались вооруженные столкновения в стране и разрушение крупнейших гостиниц. В середине 1990-х годов позиции туристического сектора в ливанской экономике были частично восстановлены, и в 1994 в Ливане побывало 332 тыс. туристов.
Валюта и банковская система. Денежной единицей Ливана является ливанский фунт, состоящий из 100 пиастров. Денежная эмиссия осуществляется государственным Банком Ливана. По закону фунт должен быть обеспечен золотом как минимум на 30%. В 1996 золотой запас страны составлял 3,4 млрд. долларов. После банкротства в 1966 крупнейшего из частных банков Ливана, "Интрабанка", правительство ужесточило контроль над финансовой системой. После начала в 1975 военных действий государственный надзор за банками ослаб, но доверие к ним сохранилось, поэтому в 1975-1990 разорилось лишь несколько ливанских банков. В начале 1990-х годов в Бейруте действовали 79 банков, общие активы которых только за 1993-1995 возросли с 10,9 млрд. до 18,2 млрд. долл. В настоящее время движение капитала на Ближнем Востоке по большей части контролируется ливанскими финансистами.
Государственный бюджет. Финансовая система Ливана в целом консервативна. Налоги в Ливане традиционно низкие, и в 1993 были в очередной раз уменьшены: максимальная ставка подоходного налога составила 10%, налога на прибыль - 10% и на дивиденды - 5%. В 1994 государственные доходы равнялись 1 млрд. долл. при расходах 2,4 млрд. долл. Основными затратными статьями бюджета были обслуживание государственного долга (35%), зарплата государственным служащим (32%), оборона (22%) и образование (10%).

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ЛИВАН. ЭКОНОМИКА" в других словарях:

  • Ливан — Ливанская Республика الجمهورية اللبنانية‎ аль Джумхурийя аль Любнанийя …   Википедия

  • ЛИВАН — Ливанская Республика, государство в Западной Азии на восточном побережье Средиземного моря. Граничит на севере и востоке с Сирией, а на юге с Израилем. Большую часть Ливана занимает одноименный хребет, от которого и произошло название страны.… …   Энциклопедия Кольера

  • Ливан — 1) Ливанская Республика, гос во в Зап. Азии. Название присвоено по хребту Ливан, который проходит по территории этого гос ва вдоль берега Средиземного моря. 2) хребет, Ливан. Название от др. семит, laban белый , его сравнительно высокие вершины в …   Географическая энциклопедия

  • Ливан (государство) — Ливан, Ливанская Республика (Аль Джумхурия аль Лубнания). 1. Общие сведения Л. государство в Западной Азии, на восточном побережье Средиземного моря. Граничит на С. и В. с Сирией, на Ю. В. с Израилем, на Ю. к Л. прилегает часть территории,… …   Большая советская энциклопедия

  • Экономика КНДР — Экономические показатели Валюта …   Википедия

  • Экономика Камбоджи — Экономические показатели Валюта риель Международные организации ВТО Статистика ВВП (номинальный) $11.63 млрд (2010) ВВП на душу населения по ППС 2100 …   Википедия

  • Экономика Гонконга — Экономические показатели …   Википедия

  • Экономика Израиля — Экономические показатели Деловой квартал в Рамат Гане …   Википедия

  • Экономика Грузии — Экономические показатели Валюта Грузинский лари (GEL) Международные организации ВТО, МБРР, МВФ Статистика ВВП (номинальный) $14,35 млрд[1] (2011) …   Википедия

  • Экономика Республики Корея — Экономика Южной Кореи …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»