ЗЕЛЕНИНСКИЙ ПОГОСТ

ЗЕЛЕНИНСКИЙ ПОГОСТ

«ЗЕЛЕНИНСКИЙ ПОГОСТ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ/ЛАДОГА, 1989, ч/б, 72 мин.
Социально-психологическая драма.
«Зеленинский погост», снятый в 1989 году на Ленфильме, провалился в черную дыру постсоветского небытия и лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств вынырнул на поверхность в Выборге (1994), на фестивале «Окно в Европу», где стал обладателем престижной премии. Документальная стилистика, в которой фильм снят, отказ от жанровой оптики, от цвета, в общем стилевом контексте многим кажется анахронизмом. Сам же материал — российская деревня, иными словами — почва, где национальное, корневое, существует в сложном конгломерате с советским, практически никого не волнует. Так, — пустая порода, давно ушедшая натура, вычерпанная до конца Шукшиным и его эпигонами. И то сказать: по нынешним временам что может быть более маргинальным и призрачным, чем деревенская жизнь? Астафьева и Стрелянного, если они про деревню заговорят, мы еще послушаем. А в общем, — мифологическая Атлантида нам и то ближе, чем российская глубинка. Мы живем, как жили в лучшие времена, — «под собою не чуя страны». Впрочем, и у Лизнева в «Зеленинском погосте» с беспределом все в порядке — то есть его много, не меньше, чем в чеховском «В овраге». И пьют, и мародерствуют на кладбище, и иконы за бесценок скупают, и сын по пьяному делу поднимает руку на мать, и работать никто не хочет. Но все эти горестные реалии смягчены лирическим авторским взглядом, растворены в классическом русском сюжете про «любовь к отеческим гробам». Внук приезжает из города в родную деревню «навестить бабуню» и везет с собой мраморную доску — надгробье деду, который умер вскоре после конца войны, совсем еще не старым, и покоится на деревенском погосте с сорок седьмого года... Фильм можно уличить в прямом подражании В. Шукшину — в нем действительно есть эпизод — один к одному знаменитой сцене из «Калины красной», где герой рыдает, пав грудью на землю... Но все же, не смотря на аллюзии и цитаты, картина Бориса Лизнева представляется мне лирической исповедью, возникшей как ответ на какую-то настойчивую внутреннюю потребность. Его завязка (закадровая) — вполне достаточная мотивация для развития действия: внук приезжает в деревню, чтобы поставить памятник деду. Но в доме, оказывается, нет ни одной годной для такого дела фотографии, и гостя направляют к местному чудику, который стаскивает в свой сарай старье и хлам со всей округи. У этого коллекционера герой отыскивает дедову фотографию, но кроме того ему попадаются на глаза еще и старинные дагерротипы. Портреты деревенских жителей, одиночные и групповые, режиссер развертывает медленной панорамой, подолгу рассматривая лица, их выражение, одежду, головные уборы... Эффект пристального вглядывания срабатывает, как надо: дагерротипы становятся эманацией прошлой жизни, а процесс их рассматривания сокровенным ритуалом погружения в историю. На этих лицах — самоуважение, печать достойно прожитой жизни. Чувствуется, что герой идентифицируется с ними, что образы старого мира ему ближе и понятнее, чем суетные лица здравствующих родственников. В них уж точно нет ничего эпического. Да и самоуважение элементарное отсутствует. Стали разбивать цветник на могиле, так двоюродный брат тут же и схалтурил, кирпичи ребром положи, кое-как, а на замечание огрызнулся: мол, каждому интеллигенту раз в год поработать охота. Потом крестная пришла, на все кладбище завопила, что цветника не потерпит, потому что все должно быть, «как у людей». Герой же наш, по всему видно, проповедует ненасилие и крестной уступает без лишних слов. Попытался было он забрать с собой в город «бабуню» — нет сил видеть, как мается старуха приживалкой в родном доме, но «бабуня» отказалась наотрез. Сюжетные скрепы максимально ослаблены, впечатление, что перед тобой струится поток жизни, и только короткие крупные планы главного героя напоминают о том, что явленная нам картина на самом деле отражается в сознании молодого человека с самоуглубленным взглядом безнадежного интраверта (эту роль сыграл И. Махров). Надо ли говорить, что поэтика фильма, соединяющая свободно, без видимых швов документально снятое и игровое, натурщиков и актеров, подлинные фактуры и полное отсутствие павильона, напоминают шедевр Кончаловского «Асино счастье». Лизневские герои, так же как и герои Кончаловского произносят монологи перед камерой и личное в них не отделить от авторского. Говорят они о вещах жестоких и говорят жестко, без всякой жалости к себе и другим. Герои «Асиного счастья» рассказывали о своих драматических судьбах с верой в то, что все страшное и несправедливое осталось в прошлом. Герои «Зеленинского погоста» говорят о чудовищном как об обыденном, и режиссер не делает на этих монологах особого акцента. Тут можно было бы расписаться в полной и окончательной победе зла... Если бы не сияние на кладбищенских крестах драгоценных лиц в простеньких оправах. Да, были люди... Случайно попав на деревенскую свадьбу, герой вглядывается в лица односельчан, будто пытаясь отыскать в них черты ушедших поколений, уловить хоть какое-то сходство. И дальше следует эпизод, возможный только в кино. Режиссер проецирует на экран один из дагерротипов — групповой снимок крестьян в праздничной одежде. И вдруг статичный снимок оживает, становится кинокадром. В его персонажах мы узнаем местных крестьян, одетых и повязанных, как на том старинном снимке. Будничные, тусклые лица расправились, осветились тайной их общего прошлого, притаившегося в сундуке деревенского коллекционера. Такое вот чудо преображения, сотворенное прямо на наших глазах. Сюжет о смерти этноса превратился в сюжет о его вечной жизни. Неожиданный катарсис финала дал философскую подсветку картине, претендующей разве только на то, чтобы ответить на вопрос, очевидно мучивший автора. Вопрос этот давно сформулирован классиком и звучит так: «Зачем живем, зачем страдаем?». Актуальный ответ на него я нахожу у другого класика: «Одна из лжей современного сознания — антиисторическое и анархическое, бунтующее отношение к историческому процессу... Свободен духом тот, кто перестал ощущать историю как внешне навязанную, а начал ощущать историю как внутреннеее событие в духовной действительности». Это написано Н. А. Бердяевым в 1919—1920.
В ролях: Игорь Махров, Елизавета Воронина, Анна Овсянникова (см. ОВСЯННИКОВА Анна), Сергей Полевой, М. Вилисов, А. Гаранина, А. Коротин, А. Сковородов, Е. Ярская.
Режиссер: Борис Лизнев.
Автор сценария: Борис Лизнев.
Операторы: Сергей Бирюк, Борис Лизнев.
Художник-постановщик: Михаил Гаврилов (см. ГАВРИЛОВ Михаил).
Композитор: Алексей Захаров.
Звукорежиссер: Галина Голубева (см. ГОЛУБЕВА Галина).
Монтаж: Галина Корнилова.
Приз за режиссерский дебют и спец. приз Госкино РФ на КФ «Золотой Витязь—92» (Москва); Приз (поддержка в прокате) на Кинорынке-фестивале «Окно в Европу—94» (Выборг);

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ЗЕЛЕНИНСКИЙ ПОГОСТ" в других словарях:

  • ЗЕЛЕНИНСКИЙ ПОГОСТ —   1989, 71 мин., ч/б, студия “Ладога”. жанр: драма.   реж. Борис Лизнев, сц. Борис Лизнев, опер. Сергей Бирюк, худ. Михаил Гаврилов, комп. Алексей Захаров, зв. Галина Голубева.   В ролях: Игорь Махров, Анна Овсянникова, Сергей Полевой, Елизавета… …   Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

  • ГАВРИЛОВ Михаил — ГАВРИЛОВ Михаил, российский художник. 1987 Башня (см. БАШНЯ) 1988 ЧП районного масштаба (см. ЧП РАЙОННОГО МАСШТАБА) 1989 Зеленинский погост (см. ЗЕЛЕНИНСКИЙ ПОГОСТ) 1989 Кома (см. КОМА) 1991 Меченые (см. МЕЧЕНЫЕ) 1992 На Иртыше («На берегу… …   Энциклопедия кино

  • ГОЛУБЕВА Галина — ГОЛУБЕВА Галина, российский звукорежиссер. 1961 Иду к вам (см. ИДУ К ВАМ) 1969 Новенький (см. НОВЕНЬКИЙ) 1970 Африканыч (см. АФРИКАНЫЧ) 1971 Ночь на четырнадцатой параллели (см. НОЧЬ НА ЧЕТЫРНАДЦАТОЙ ПАРАЛЛЕЛИ) 1972 Красные пчелы (см. КРАСНЫЕ… …   Энциклопедия кино

  • ОВСЯННИКОВА Анна — актриса. 1988 Трудно первые сто лет (см. ТРУДНО ПЕРВЫЕ СТО ЛЕТ) 1989 Зеленинский погост (см. ЗЕЛЕНИНСКИЙ ПОГОСТ) 1989 Софья Петровна (см. СОФЬЯ ПЕТРОВНА) 1990 Искушение Б. (см. ИСКУШЕНИЕ Б.) 1990 Облако рай (см. ОБЛАКО РАЙ) 1990 Тело (см. ТЕЛО) …   Энциклопедия кино

  • Список фильмов СССР и СНГ на З —   Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии …   Википедия

  • Овсянникова, Анна — Анна Овсянникова Имя при рождении: Анна Георгиевна Овсянникова Дата рождения: 24 февраля 1947 Место рождения: Ставрополь, СССР Гражданство: Россия Профессия …   Википедия

  • Овсянникова, Анна Георгиевна — Анна Овсянникова Имя при рождении: Анна Георгиевна Овсянникова Дата рождения: 24 февраля 1947(1947 02 24) (65 лет) Место рождения: Ставрополь, СССР …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»