АНИМАЦИОННОЕ КИНО это:

АНИМАЦИОННОЕ КИНО

АНИМАЦИОННОЕ КИНО (англ., франц. animation, итал. animazione от лат. animatus — одушевленный), особый вид киноискусства, в основе которого лежит оживление на экране различных неодушевленных объектов. Ранее более распространенным был термин мультипликация (multiplicatio — умножение). Это название соответствовало двум наиболее распространенным методам получения изображения — рисованному и объемному. Рисованная анимация может быть выполнена покадровой съемки графической, теневой (силуэтной), основанной на плоских марионетках и перекладках, включая коллажи. Объемная анимация делается покадровой съемкой кукол или барельефов. Изображения проецируются на экран со скоростью 24 кадра в секунду, что создает иллюзию оживления персонажей. Этими двумя способами до сих пор делается подавляющее большинство фильмов. Но художник может использовать и необычную технику: изображения могут выцарапываться или рисоваться непосредственно на пленке, аппарат может мазок за мазком фиксировать рождение живописного образа, лепку фигур из пластилина или другого пластичного материала, у художника могут оживать спички, камушки, листики и другие обычные предметы.
Особый изобразительный эффект создается с помощью игольчатого экрана, стержни которого по-разному выдвигаются и освещаются, что создает особый изобразительный эффект (см. Алексей Алексеев (см. АЛЕКСЕЕВ Алексей (мультипликатор)) ).
Использование компьютерных технологий позволяет упростить процесс создания анимаций, включения анимационных элементов в ткань игрового кино, способствует созданию спецэффектов (см. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ В КИНО). В 2001 году на экраны вышел первый фильм, полностью созданный способами компьютерной графики, — «Последняя фантазия» (США, реж. Хиронобу Сакагучи), где актеры с виду практически не отличаются от живых людей.
История анимационного кино началась задолго до опытов братьев Люмьер. Различного вида приспособления, оживлявшие рисунки, создававшие иллюзию движения у нарисованных изображений или скульптур, барельефов, видимо, были открыты в глубокой древности. Как пример можно привести древних ассирийских крылатых быков с человеческими головами, охранявших входы в царский дворец — благодаря дополнительной ноге прохожим казалось, что быки шагают. Игра света оживляла изображения в древнеегипетских храмах. Некоторые свидетельства позволяют судить, что египтянам был известен и волшебный фонарь (см. ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ) , использовавшийся жрецами и магами.
В средние века в Европе были известны книжечки с картинками, изображавшими последовательное движение. Быстрое перелистывание книжечек оживляло картинки. С развитием технических средств, прежде всего, с появлением волшебного фонаря, многие ученые и изобретатели придумывали приспособления в виде вращающихся дисков или ленты с рисунками, системы зеркал. В 1877 французским ученым Э. Рейно был запатентован праксиноскоп, который позволял показывать движущиеся рисунки. Изображение было цветным, представления «Оптического театра» сопровождались музыкой и пением.
С появлением изобретения Люмьеров и развитием кино появились первые рисованные ленты, снятые методом покадровой съемки (1906—08, Франция, режиссер Э. Коль, «Фантасмагория»; США, режиссер Э. Блэктон, «Магическая авторучка»). Первые ленты были веселыми непритязательными комедиями. Американские художники при создании анимационных лент использовали опыт комиксов, гораздо более популярных за океаном, чем в Европе.
Первых движущихся кукол (их двигали кукловоды) показал неистощимый на выдумки Жорж Мельес (см. МЕЛЬЕС Жорж), но создал объемную мультипликацию наш соотечественник В. А. Старевич (см. СТАРЕВИЧ Владислав Александрович) . Ему же принадлежит и соединение в кадре живого актера и кукольной анимации.
Из комиксов в анимацию пришли постоянные герои, сразу же завоевавшие популярность — Кот Феликс (впервые у П. Салливена и О Месмера, 1913), морячок Папай (братья М. и Д. Флейшеры, сериал финансировался производителями консервированного шпината, откуда и любовь к нему персонажа).
В 1928 Уолт Дисней (см. ДИСНЕЙ Уолт) и Ю. Айверикс создали самого знаменитого персонажа — мышонка Микки Мауса («Пароход Вилли»). Персонажи Диснея впервые заговорили, причем их голоса прекрасно дополняли образ, усиливая иллюзию достоверности. Коммерческий успех фильмов с Микки, утенком Дональдом, псом Плуто и другими персонажами позволил Диснею создать крупнейшую студию. Здесь наряду с сериалами были созданы первые полнометражные фильмы: «Белоснежка и семь гномов» (1938), «Пиноккио» (1939), «Бэмби» (1942). Создал Дисней и особый жанр «наивных симфоний» — воплощение средствами анимации музыкальных произведений. Успех диснеевских сериалов повторила студия У. Ханна и Дж. Барбера, создав парочку кота и мышонка Том и Джерри.
В послевоенный период в развитии анимации можно выделить два основных направления — создание полнометражных лент и сериалов, рассчитанных на коммерческий успех, и экспериментальные авторские работы. Советская школа анимации пошла в основном по второму пути. Среди мастеров можно назвать А. Г. Снежко-Блоцкая, Л. К. Атаманова, сестер Брумберг, И. П. Иванова-Вано, Р. А. Качанова, В. М. Котеночкина (см. КОТЕНОЧКИН Вячеслав Михайлович), Ф. С. Хитрука, А. М. Татарского (см. ТАТАРСКИЙ Александр Михайлович), А. Ю. Хржановского (см. ХРЖАНОВСКИЙ Андрей Юрьевич), Э. В. Назарова и многих других. Юрий Норштейн (см. НОРШТЕЙН Юрий) развивает тотальную мультипликацию, когда действие происходит на 8 слоях-планах. Гарри Бардин (см. БАРДИН Гарри Яковлевич) вводит необычных «героев». Александр Петров («Оскар» за лучший анимационный фильм за 1999) использует новаторскую технику живописного мазка.
Несмотря на успехи компьютерных анимаций (особенно поставлено их производство на поток в Японии), зритель всегда с энтузиазмом воспринимает ленты, сделанные вручную. Например, лента «Побег из курятника (см. ПОБЕГ ИЗ КУРЯТНИКА) » (режиссер Питер Лорд, 2000), сделанная абсолютно старомодно, имела большой кассовый успех.

Энциклопедия кино. 2010.

Смотреть что такое "АНИМАЦИОННОЕ КИНО" в других словарях:

  • АНИМАЦИОННОЕ КИНО — (англ. animation от лат. animatus живой, одушевленный), то же, что мультипликационное кино (см. МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЕ КИНО) …   Энциклопедический словарь

  • АНИМАЦИОННОЕ КИНО — (анимация) (англ. animation от лат. animatus живой одушевленный), то же, что мультипликационное кино …   Большой Энциклопедический словарь

  • Анимационное кино — …   Википедия

  • мультипликационное кино — (анимационное кино), вид киноискусства, произведения которого создаются путём съёмки последовательных фаз движения рисованных (графическая мультипликация) или объёмных (объёмная мультипликация) объектов. Первые рисованные фильмы выпущены в 1908… …   Энциклопедический словарь

  • МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЕ КИНО — МУЛЬИПЛИКАЦИОННОЕ КИНО, см. Анимационное кино (см. АНИМАЦИОННОЕ КИНО) …   Энциклопедия кино

  • МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЕ КИНО — (анимационное кино) вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая мультипликация) или объемных (объемная мультипликация) объектов. Первые рисованные фильмы выпущены в 1908… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Детско-юношеское анимационное творчество — Детско юношеское анимационное творчество  род художественной, игровой и педагогической деятельности, получивший распространение по мере развития кино и анимаци. Существует на стыке профессиональной анимации и педагогики, открыт для… …   Википедия

  • Жанры игрового кино — Жанры игрового кино  группы кинопроизведений игрового кино, выделяемые на основе сходных черт их внутреннего строения[Кн 1]. Жанры игрового кино не имеют четких границ, которые обычно расплывчаты, и различные жанры могут непрерывно… …   Википедия

  • КОМИКСЫ В КИНО — (от англ. сomics, сокращение от comic strip юмористический рассказ в картинках), кинокомиксы значительно оторвались от первоначального значения слова комиксы, но связующим между ними элементом по прежнему остается развлекательность неотъемлемая… …   Энциклопедия кино

  • Лучезарный ангел (кинофестиваль) — Лучезарный ангел  международный благотворительный кинофестиваль, является приоритетным проектом национальной программы «Духовно нравственная культура подрастающего поколения России». Девиз  «Доброе кино возвращается!». Кинофестиваль… …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»