ДВАДЦАТЫЙ ВЕК

ДВАДЦАТЫЙ ВЕК

ДВАДЦАТЫЙ ВЕК (Novecento) Италия — Франция — Западный Берлин — США, 1976, 320 мин. Исторический фильм, приключенческий фильм.
Гигантская фреска Бернардо Бертолуччи повествует о судьбе двух итальянских семей — Далько и Берлингьери, крестьян и помещиков — на фоне бурных событий 20 века.
Многие зрители и критики восприняли картину молодого итальянского маэстро (ему было только тридцать пять лет) как политически ангажированное произведение. Подчас мнение о фильме складывалось на основе того или иного отношения к его идеологическим, социальным аспектам — грубо говоря, зависело от реакции на красные флаги, развевающиеся в ленте тут и там. Грех буквалистского подхода к фильмам Бертолуччи проявился в оценке его предыдущей работы «Последнее танго в Париже», в которой видели только эротическую, скандальную историю, не замечая общественно-политического смысла поведанной режиссером философской притчи. С «Двадцатым веком» все случилось наоборот. Картину анализировали с политической точки зрения, не желая обращать внимание на метафорический стиль повествования, не соответствующий ни традициям итальянского веризма и его кинематографическому эквиваленту в двух лентах Лукино Висконти («Чувство», «Леопард»), ни тем более канонам социалистического реализма. Бертолуччи отнюдь не изменился в угоду критикам-коммунистам, осудившим его за «Последнее танго в Париже». Он остается самим собой в этой иносказательной, порой лукавой эпопее, напоминающей басню о превратностях человеческой судьбы в круговороте истории.
То, что в монологичной, сжатой, лаконичной форме выражалось им в фильмах «Стратегия паука», «Конформист», «Последнее танго в Париже», запечатлено в диалогичной, романной структуре в «Двадцатом веке» и позже в «Последнем императоре». Человек — кто он? Личность или винтик? Строитель собственной судьбы или марионетка в руках невидимого демиурга — как бы он ни назывался: История, Вечность или Бог? В самом последнем кадре постаревший Альфредо, отпрыск хозяйского рода Берлингьери, вновь становится ребенком, лежащим между рельсами, по которым, как в 1908 году, проходит поезд с красными флагами. Цикл замыкается — все может начаться сначала. И от самого человека зависит: как на этот раз сложится его судьба, сможет ли он найти себя, выстоять в противоборстве с бесконечным потоком времени, символом которого является роющий землю крот? Название имеет двойной смысл — не только «Двадцатый век», но и «1900», то есть исходная точка, отправной пункт, начало века. Все-таки эта картина отражает субъективный, психологический подход Бернардо Бертолуччи к концепции исторического времени, представляет собой как бы вариант прустовского романа-интроспекции «В поисках утраченного времени». Поэтому рекордная продолжительность ленты (в США она была сокращена на 80 мин., эта же англоязычная версия выпущена и в нашем прокате) — не прихоть, а художественная необходимость.
Сергей Кудрявцев
В ролях: Роберт Де Ниро (см. ДЕ НИРО Роберт), Жерар Депардье (см. ДЕПАРДЬЕ Жерар), Берт Ланкастер (см. ЛАНКАСТЕР Берт), Доналд Сазерленд (см. САЗЕРЛЕНД Доналд), Доминик Санда (см. САНДА Доминик), Стефания Сандрелли (см. САНДРЕЛЛИ Стефания), Стерлинг Хейден.
Режиссер Бернардо Бертолуччи (см. БЕРТОЛУЧЧИ Бернардо).

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ДВАДЦАТЫЙ ВЕК" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»