ВЕСТЕРН

ВЕСТЕРН

ВЕСТЕРН (англ. western, букв. — западный), приключенческий фильм (обычно из жизни ковбоев) об освоении запада США в 19 веке. Вестерны на самом деле являются одной из жанровых разновидностей приключенческого фильма. Популярный американский актер К. Иствуд (см. ИСТВУД Клинт), прославившийся как раз в вестернах, заметил, что американцы придумали в искусстве три вещи: вестерны, джаз и блюз. Действительно, вестерны — чисто американское явление. Конечно, можно обнаружить перекличку вестернов с самурайскими фильмами, тем более, что авторы вестернов иногда использовали сюжеты этих лент, перенося действие в Америку второй половины 19 века. Два популярных вестерна «Великолепная семерка (см. ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЕРКА)» (1960) Дж. Стерджеса и «За пригоршню долларов (см. ЗА ПРИГОРШНЮ ДОЛЛАРОВ)» (1964) С. Леоне являются вариациями лент А. Куросавы «Семь самураев (см. СЕМЬ САМУРАЕВ)» и «Телохранитель». А английский режиссер Т. Янг включил в свой фильм «Красное солнце (см. КРАСНОЕ СОЛНЦЕ)» (1970) образ самурая, оказавшегося на Диком Западе в 1871, роль которого исполнил Т. Мифунэ (см. МИФУНЕ Тосиро) , актер А. Куросавы.
Вестерны следует определять по времени происходящего, по тематике картины. Любые другие новообразования в стиле вестерна (например, советские приключенческие фильмы историко-революционной направленности, так называемые «истерны») все-таки не могут быть отнесены к этому жанру. Непременным условием вестерна является развертывание действия на Диком Западе, который завоевывался и осваивался переселенцами, направляющимися в глубь континента по пути к Тихоокеанскому побережью и к сопредельной Мексике. Одна из эпических, масштабных лент так и называлась: «Как был завоеван Запад» (1962) Дж. Форда (см. ФОРД Джон) , Г. Хэтауэя и Дж. Маршалла.
Истоки вестерна нужно искать, разумеется, в американской литературе прошлого века, в произведениях Ф. Купера, М. Рида, Ф. Брет-Гарта. Благородные следопыты, сохраняющие достоинство последние из могикан, бесшабашные покорители прерий, лихие ковбои, вооруженные и очень опасные бандиты, невозмутимые шерифы, насаждающие закон вдали от цивилизации, веселые обитательницы салунов — все эти герои были романтизированы, овеяны мифами в вестернах. Популярность Буффало Билла, Буча Кэссиди и Санденса Кида, Пэта Гэррета и Билли Кида, Джесси и Фрэнка Джеймса, Дока Холлидея и Уайта Эрпа может сравниться, пожалуй, со славой знаменитых личностей Америки, начиная с ее первого президента Джорджа Вашингтона. Идеализируя и возвеличивая людей, которые в подлинной жизни не всегда были в ладах с законом, авторы вестернов прежде всего стремились воспеть американскую предприимчивость, авантюризм, риск, неунывающий оптимизм всех — от бродяг, странствующих по пустошам Запада, до упорных скотоводов, быстро пустивших корни на бесплодных землях вдали от Атлантического океана. Возможно, именно это помогло им выстоять в схватке с природой, а в первую очередь — в борьбе за социальное, человеческое выживание, самоутверждение, создание самих себя, своего образа жизни согласно «американской мечте».
Национальная мифология, прославление недолгой истории Соединенных Штатов оказались крайне необходимы в 20 веке, когда Америка становилась одной из первых держав мира. Вестерны появились еще до изобретения братьев Люмьер, на картинках в кинетоскопе (см. КИНЕТОСКОП) Эдисона в 1894. Но отправной точкой в развитии этого жанра считается выход на экраны фильма «Большое ограбление поезда» (1903) Э. С. Портера, который, представляет собой довольно редкое сочетание вестерна и гангстерского фильма. В те годы бандит с Запада был еще современником авторов вестернов. Спустя десятилетия в 1969 Дж. Р. Хилл иронически воспроизвел стиль первых вестернов в прологе своей картины «Буч Кэссиди и Санденс Кид (см. БУЧ КЕССИДИ И САНДЕНС КИД) », чтобы затем рассказать трагическую историю двух отщепенцев, индивидуальностей-одиночек, вытесняемых на рубеже веков с авансцены истории, уничтоженных безжалостной системой власти, цивилизацией, хорошо отлаженным механизмом коллективного подавления.
Эпоха одиноких героев вестерна заканчивалась, хотя была искусственно продолжена до периода мексиканской революции 1910—1917, когда на окраинах США, на задворках складывающейся сверхдержавы последние американские идеалисты, изрядно изуверившиеся, потрепанные жизнью, превратившиеся в циников, пытались использовать шанс свободного существования, пребывания «вне»: вне цивилизации, вне закона, вне всего. Крах этих иллюзий запечатлен в известных вестернах «Дикая банда (см. ДИКАЯ БАНДА)» (1968) С. Пекинпа и «Ложись, ублюдок!» / «Пригоршня динамита (см. ЛОЖИСЬ, УБЛЮДОК)» (1971) С. Леоне. Они созданы в тот момент, когда жанр, пришедший в конце 50—60-х годов в упадок (а ведь было славное прошлое — фильмы «Железный конь», 1924; «Дилижанс (см. ДИЛИЖАНС)», 1939; «Моя дорогая Клементина», 1946; «Отправившиеся на поиски», 1956 — все Дж. Форда (см. ФОРД Джон), «Человек с Запада» У. Хайлера, 1940; «Красная река» Х. Хоукса, 1948; «Ровно в полдень (см. РОВНО В ПОЛДЕНЬ) » Ф. Циннемана, 1952; «Шейн» Дж. Стивенса, 1953, и многие другие), переосмысливался, наполнялся реальным содержанием, часто горько и беспристрастно развенчивался, выворачивался наизнанку.
Среди антимифотворцев, разрушавших ложные грезы о прекрасном Диком Западе, раскрывавших обратную сторону легендарного облика любимых героев, помимо названных Дж. Р. Хилла, С. Пекинпа и С. Леоне, были также А. Пенн (см. ПЕНН Артур) («Маленький Большой Человек», 1970), Р. Нелсон («Солдат в синем», 1970), и, безусловно, Р. Олтмен (см. ОЛТМЕН Роберт) («Маккейб и миссис Миллер», 1971, «Буффало Билл и индейцы, или Урок истории Сидящего Быка», 1976). Кстати, С. Пекинпа ставил и другие вестерны («Скачи по горам», 1962; «Майор Данди», 1964, «Баллада о Кейбле Хоге», 1970, «Пэт Гаррет и Билли Кид», 1973), превратившись в одного из крупных мастеров жанра. В число известных вестернов этого периода входят «Профессионалы» (1966) и «Прикуси пулю» (1975) Р. Брукса (см. БРУКС Ричард), «Иеремия Джонсон» (1971) С. Поллака (см. ПОЛЛАК Сидни) , «Ковбои» (1971) М. Райделла, «Жизнь и времена судьи Роя Бина» (1972) Дж. Хьюстона.
Особое место занимает творчество уже упоминавшегося итальянского режиссера С. Леоне (см. ЛЕОНЕ Серджо), первого из европейцев покусившегося на типично американское изобретение. Его трилогия с участием К. Иствуда («За пригоршню долларов», 1964, «За несколько лишних долларов (см. ЗА НЕСКОЛЬКО ЛИШНИХ ДОЛЛАРОВ)», 1965, «Хороший, Плохой, Злой (см. ХОРОШИЙ, ПЛОХОЙ, ЗЛОЙ)», 1967), а также лента «Однажды на Диком Западе (см. ОДНАЖДЫ НА ДИКОМ ЗАПАДЕ)» (1968), признанная классикой вестерна даже американцами, и фильм «Ложись, ублюдок! (см. ЛОЖИСЬ, УБЛЮДОК) » (1971) составили целую главу в истории этого жанра, вызвали массу подражаний. Именно подделки, а не замечательные картины Леоне, иронически взглянувшего на стереотипы вестерна, следовало бы назвать презрительно «спагетти-вестернами». Разнообразные «Джанго», «Они называют меня Троица», «Мое имя — Никто» и т. п. заслуживают такого определения. Не лучше этих лент многочисленные вестерны, снимавшиеся в ФРГ, ГДР, Югославии, Румынии.
Сам Леоне в начале 70-х годов оставил жанр вестерна и вообще режиссерскую деятельность, как бы предугадав новый кризис, наступивший несколькими годами позже. Но эстетика вестерна была своеобразно переплавлена в космических и полуфантастических феериях Дж. Лукаса (см. ЛУКАС Джордж) и С. Спилберга, (см. СПИЛБЕРГ Стивен) порой пародийно представивших образ ковбоя в неведомых ему ранее ситуациях. Комедийная интонация проявляется и в целом ряде вестернов на рубеже 70—80-х годов: «звездный» ковбой Х. Форд (см. ФОРД Харрисон) снялся в ленте «Парень из Сан-Франциско» (1979) опытного знатока жанра Р. Олдрича (см. ОЛДРИЧ Ричард); соавтор сценариев об Индиане Джонсе (см. ИНДИАНА ДЖОНС И ПОСЛЕДНИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД) и сериала «Звездные войны» Л. Кэздан создал иронический вестерн «Силверадо» (1985); мастер абсурдного юмора Дж. Лэндис высмеял штампы жанра в картине «Три амигос!» (1986). Правда, всех опередил главный специалист по пародиям в американском кино М. Брукс (см. БРУКС Мел), еще в 1973 поставивший забавную ленту «Сверкающие седла». На этом фоне обошедшаяся в 36 млн. долларов ностальгическая сага «Врата рая» (1980) М. Чимино (см. ЧИМИНО Майкл) казалась американским зрителям анахроничной, выморочной, лишенной основного — занимательного сюжета. Потому что более-менее увлекательные вестерны с полюбившимся К. Иствудом (включая его режиссерские работы «Бродяга с равнин», 1973, «Джоузи Уэйлз вне закона», 1976, «Бронко Билли», 1980, «Бледнолицый всадник», 1985) или с семейными актерскими династиями («Давно в седле» У. Хилла, 1980, играют братья Кэрредин, Кич и Куэйд, «Молодые стрелки» К. Кейна, 1988, в главных ролях — братья Ч. Шин и Э. Эстевес, сын Д. Сазерленда — К. Сазерленд) еще пользовались относительным успехом.
Тем не менее на исходе 80-х годов жанр вестерна утратил свою особую популярность. По иронии судьбы это произошло в период правления администрации Р. Рейгана, который, конечно, не был ковбоем N1, как Дж. Уэйн, но любил сниматься в вестернах. Несмотря на то, что особые, почти радужные надежды возникли после появления своеобразных вестернов-драм «Танцы с волками (см. ТАНЦЫ С ВОЛКАМИ)» (1990) К. Костнера и «Нет прощения» / «Непрощенный (см. НЕТ ПРОЩЕНИЯ)» (1992) К. Иствуда , которые, после очень большого перерыва (первым лауреатом «Оскара» среди вестернов был «Симаррон» У. Рагглза, 1931) удостоились главных наград Американской киноакадемии, все-таки в 90-е годы возрождения вестерна не произошло. Может быть, правы Лукас и Спилберг, что современной компьютерной Америке нужна прежняя мифология в супермодной упаковке, необходимы «электронные вестерны» с тем же неунывающим героем, который теперь покоряет Дальний и Средний Восток, как в фильмах об Индиане Джонсе, или Дикий Космос в фантастических лентах.
Сергей Кудрявцев

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ВЕСТЕРН" в других словарях:

  • ВЕСТЕРН — ВЕСТЕРН, жанр приключенческого кино, возникший в США в начале 1900 х гг. Тематику вестерна составляют события, связанные с освоением американского Запада во 2 й половине 19 в. Вестерн предполагает динамичный сюжет, развертывающийся на обширных… …   Современная энциклопедия

  • Вестерн — ВЕСТЕРН, жанр приключенческого кино, возникший в США в начале 1900 х гг. Тематику вестерна составляют события, связанные с освоением американского Запада во 2 й половине 19 в. Вестерн предполагает динамичный сюжет, развертывающийся на обширных… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ВЕСТЕРН — [< англ. west западный] приключенческий роман, фильм, теле или радиопостановка, действие которых разыгрывается на так называемом Диком Западе США (гл. обр. в конце XIX в.). Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. вестерн (англ. west запад)… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ВЕСТЕРН — (от англ. western западный) жанр американского кино, получивший распространение также за пределами США. Сюжет вестерна черпается, как правило, из истории освоения дальнего Запада. Термин вестерн употребляется также применительно к американской… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ВЕСТЕРН — [тэ ], а, муж. Приключенческий фильм из жизни первых поселенцев американского Запада. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • вестерн — сущ., кол во синонимов: 2 • фильм (86) • хорс опера (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • вестерн — вестерн. Произносится [вестэрн] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Вестерн — У этого термина существуют и другие значения, см. Вестерн (музыка). Джон Уэйн …   Википедия

  • Вестерн — Western Фильм (или литературное произведение) о героях освоения американского Запада. Жанр вестерна неразрывно связан с историей Соединенных Штатов. С конца VIII в. и до начала XXв. Соединенные Штаты были страной движения. Поток переселенцев… …   Словарь дикого запада

  • Вестерн — вестерн, одна из жанровых форм приключенческого кино, возникшая в кинематографии США. Тематику вестерна составляют события, связанные с освоением американского Запада во второй половине XIX в. Хотя в основе многих вестернах лежали исторические… …   Кино: Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»