ЧЕРНЫЙ ФИЛЬМ

ЧЕРНЫЙ ФИЛЬМ

ЧЕРНЫЙ ФИЛЬМ, термин «черный фильм» или «фильм нуар» (франц. film noir) был введен французскими критиками для обозначения стиля, приобретшего популярность в американском кино в середине 40-х годов. Для него были характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антагонистом, относительная реалистичность действия, темное освещением сцен, как правило, ночных и значительная степень женоненавистничества. Несмотря на узкие рамки этой стилистики, «черный фильм» достаточно разнообразен в своих лучших образцах.
Одним из предшественников этого направления был детектив Д. Хьюстона «Мальтийский сокол (см. МАЛЬТИЙСКИЙ СОКОЛ)» (The Maltese Falcon, 1941), который ввел в американское кино тип жесткого, циничного героя и образ расчетливой, корыстной женщины, предающей его. И то, и другое резко контрастировало с жизнерадостными героями 30-х годов. К концу войны появился один из первых и лучших «черных фильмов» — «Двойная страховка» (Double Indemnity, 1944, Б. Уайлдера (см. УАЙЛДЕР Билли) ). Это был фильм «без всяких следов любви или жалости». Сюжет о женщине, обманывающей любовника, чтобы избавиться от богатого мужа, соединял героя и антигероя в одном лице, и был весьма жестким для того времени. Новая стилистика соответствовала настроениям времени: конец войны и возвращение солдат с фронта заставляли американцев посмотреть в лицо реальности.
«Черные фильмы» использовали, как правило, детективные сюжеты, заимствуя их у таких авторов, как Р. Чандлер («Убийство, моя милая», Murder, My Sweet; 1944), Д. Хэмметт («Стеклянный ключ», The Glass Key; 1942), Д. М. Кейн («Почтальон всегда звонит дважды», The Postman Always Rings Twice; 1946), Э. Хэмингуэй («Убийцы», The Killers; 1946) и др. Их стилистика оказалась выгодной для мелких студий, выпускавших малобюджетные ленты категории «Б» (см. КИНО КЛАССА «Б») , так как снимать можно было ночью, используя минимальное освещение, часто на натуре. Наиболее успешно справлялись с ограничениями бюджета такие режиссеры, как Э. Дж. Улмер («Автостоп», Detour; 1945) и Э. Дмитрик («Перекрестный огонь», Crossfire, 1947). Их картины, так же как и работы Ж. Дассена, Г. Хэтэуэя и др, приблизили Голливуд к реальной жизни.
В ряде случаев «черный фильм» обращался к канонам психологической драмы, отходя от условностей детектива: лучшие образцы такого рода — «Пленница» (Caught, 1948, М. Офюльса), «Двойная жизнь» (A Double Life, 1948, Д. Кьюкора), «В уединенном месте» (In a Lonely Place, 1950, Н. Рей). Изредка стилистика «черного фильма» проникала и в другие жанры, как в вестерне «Преследуемый» (Pursued, 1947, Р. Уолша).
Элементы этой стилистики перерабатывались американскими режиссерами более позднего периода («Печать зла», Touch of Evil, 1958, О. Уэллса (см. УЭЛЛС Орсон), «Блейд-раннер (см. БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ)», Blade Runner, 1982, Р. Скотт (см. СКОТТ Ридли)). Ее использовали французские режиссеры, такие, как Ф. Трюффо (см. ТРЮФФО Франсуа) («Стреляйте в пианиста», Tirez sur le pianiste, 1960), Ж.-П. Мельвиль («Самурай», Samourai, 1967), и др. Среди лучших современных образцов «черного фильма» в США — фильмы Д. Дала «Убей меня снова» (Kill Me Again, 1989), «К западу от Ред-Рока» (Red Rock West, 1992), «Последнее соблазнение» (The Last Seduction, 1993).
Петр Карцев

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ЧЕРНЫЙ ФИЛЬМ" в других словарях:

  • Черный фильм — У этого термина есть другие значения: см. Нуар (значения) Нуар (фр. noir  «чёрный»)  направление в американском кинематографе 1940 х  1950 х годов, позднее распространившееся в ряде европейских стран, а также в Японии. Единого общепринятого… …   Википедия

  • фильм нуар — film noir. Коэны опять выдали публике свое форменное блюдо: черный фильм, фильм нуар о простом человеке (в данном случае парикмахере), который пытается вырваться из обыденности, идет на шантаж.. нечаянно губит себя, жену и всех, кто попадется на… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ЧЕРНЫЙ КОРИДОР — «ЧЕРНЫЙ КОРИДОР», СССР, Мосфильм, 1988, цв., 83 мин. Социально психологическая драма. По повести В. Тендрякова «Шестьдесят свечей». Учитель истории Ечевин Николай Иванович в день своего шестидесятилетия получает анонимное письмо, в котором его… …   Энциклопедия кино

  • ЧЕРНЫЙ МОНАХ — «ЧЕРНЫЙ МОНАХ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1988, цв., 88 мин. Драма. По мотивам одноименной повести А.П.Чехова. В ролях: Татьяна Друбич (см. ДРУБИЧ Татьяна Люсьеновна), Станислав Любшин (см. ЛЮБШИН Станислав Андреевич), Петр Фоменко (см. ФОМЕНКО Петр… …   Энциклопедия кино

  • ЧЕРНЫЙ КАПИТАН — «ЧЕРНЫЙ КАПИТАН», СССР, киностудия ИМ. А.ДОВЖЕНКО, 1973, ч/б, 90 мин. Приключенческий фильм. 1919 год. В одном из портовых городов на юге России сосредоточил свои войска генерал Деникин. Но Черный Капитан, командир отряда красно зеленых партизан …   Энциклопедия кино

  • ЧЕРНЫЙ КАРАВАН — «ЧЕРНЫЙ КАРАВАН», СССР, ТУРКМЕНФИЛЬМ, 1975, цв., 86 мин. Приключенческий фильм. По одноименному роману Клыча Кулиева. О провале опытного английского разведчика, действовавшего в 1918 году на территории Туркестана. В ролях: Борис Зайденберг (см.… …   Энциклопедия кино

  • ЧЕРНЫЙ ОРФЕЙ — «ЧЕРНЫЙ ОРФЕЙ» (Orfeu Negro), Франция Бразилия, 1959, 100 мин. Драма. Французский кинорежиссер Марсель Камю перенес древнегреческий миф об Орфее и Эвридике в современный Рио де Жанейро, где бушевал яркий неугомонный карнавал. Получился волшебный… …   Энциклопедия кино

  • ЧЕРНЫЙ ПРИНЦ АДЖУБА — «ЧЕРНЫЙ ПРИНЦ АДЖУБА», СССР Индия, ФИЛЬМ ВАЛАСС (Индия)/МИР, 1989 1992, цв., 141 мин. Музыкальная сказка. У правителя сказочной страны Бахаристан родился долгожданный наследник. Добрый волшебник Амир Баба подарил новорожденному меч, способный… …   Энциклопедия кино

  • Черный пират (фильм) — Чёрный пират The Black Pirate Жанр приключения Режиссёр Альберт Паркер Продюсер Дуглас Фэрбенкс …   Википедия

  • Черный (цвет) — Чёрный Цветовые координаты RGB HEX #000000 (r, g, b) (0, 0, 0) (c, m, y, k) (0, 0, 0, 100 †) (h, s …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»