ФЕРРАРА Эйбл

ФЕРРАРА Эйбл

ФЕРРАРА (Ferrara) Эйбл (р. 19. 07. 1951), американский режиссер.
Pодился в Нью-Йорке. В середине 1970-х годов Феррара познакомился с начинающим литератором Николасом Сент-Джоном, который был за редким исключением неизменным сценаристом Феррары, и закрепил за режиссером статус одного из маниакальных исследователей многоликого зла, таящегося в утробе американской империи. Причем в отличие от других режиссеров, Феррара исследует межличностное зло, которое совершается сознающими собственную порочность индивидууами по отношению к себе подобным в мире, распадающемся на безжалостные экзистенциальные элементы: секс, насилие, наркотическая зависимость, смерть, власть — одним словом, пространство Каина, а не Авеля.
В 1975 Феррара и Сент-Джон создают на ими же основанной «Navaron Films» свой дебют под двусмысленным названием «Девять жизней мокрощелки» (Nine Lives of Wet Pussy). В 1979 появляется столь же неоднозначный «Сверлильщик-киллер» (The Driller Killer) — манифестация авторского стиля Феррары, продукт субкультуры жестокого триллера серии В. В 1980-е годы Феррара продолжает наполнять рынок культового кино образчиками грубых фильмов, вдохновляясь «Убойной силой пистолета Магнум» в ленте «Мисс 45»/«Ангел мести» (Ms. 45/Angel Of Vengeance, 1981), «Таксистом» Скорсезе и «М» Ланга в «Городе страха» (Fear City, 1984), наконец, самим Шекспиром, снимая в 1987 модерновую историю Ромео из маленькой Италии и Джульетты из Чайнатауна в «Китаянке» (China Girl — по песне Боуи/Игги Попа). Чтобы подзаработать, снимает по несколько серий для популярных телесериалов «Криминальная история» (Crime Story) и «Полиция Майами, отдел нравов» (Miami Vice).
1990-е годы, ставшие временем бурного расцвета и экспансии внеголливудского альтернативного кино на широкие экраны, окончательно оформляют жесткую стилистику Феррары в эталонных экземплярах «канона» этого режиссера. «Король Нью-Йорка» (King Of New York, 1990) — история вышедшего после отсидки на свободу харизматического гангстера, словно прогрызающего себе путь на криминальные вершины. Засев в роскошном отеле Plaza, охраняемый безмолвными телохранительницами разного цвета кожи, «король Нью-Йорка» расправляется со своими итальянскими, латиноамериканскими и китайскими врагами, пока сам не гибнет «богартовской» смертью от раны в живот на заднем сиденье такси. Уже в этом фильме Феррара проводит четкую, принципиальную для себя параллель: гангстер-вампир в сцене, когда в темных очках сидящих в кинозале гангстеров отражается Носферату из фильма Мурнау. Рифмуя два экзистенциальных состояния в одной связке, Феррара интерпретирует их как разновидности фатального пристрастия, губительной привычки падшей натуры, от которой невозможно избавиться и которая в конце концов приводит героя к неизбежной гибели.
Прогрессирующая «addiction» (наркотики, пьянство, огромные ставки на тотализаторе) руководит саморазрушительным поведением другого харизматического протагониста Феррары — Плохого лейтенанта из его одноименного фильма (Bad Lieutenant, 1992). Пережив апоплексический катарсис, раскаявшийся грешник в гениальном исполнении Харви Кaйтелa погибает подобно «королю Нью-Йорка» — за рулем машины посреди суеты большого города. В 1993 Феррара делает вслед за Доном Сигелом и Филом Кауфманом собственную версию апокалиптических «Похитителей тел» (Body Snatchers), создавая мрачнейшую метафору зомбированного современного социума.
В 1994 режиссер углубился в «Опасной игре» (Dangerous Game) в исследование наиболее автобиографической «пагубной привязанности» — не знающей границ тотальной одержимости кино, приводящей к реально-«киношной» смерти героини Мадонны, находящейся в нерасторжимо-кровной связке с персонажами безумного Джеймса Руссо и яростного Харви Кaйтелa. Именно фатальная связанность персонажей Феррары пагубной привычкой и создает трагическую подоплеку фильмов зрелого Феррары. В этом смысле картина «Зависимость» (Addiction, 1995) представляет наиболее разветвленную паутину затягивающих в себя привязанностей: гангстеризм-вампиризм-наркомания-философия-телемания. Все эти занятия, по мысли Феррары, как черные дыры затягивают и опустошают душу подпавшей под их авторитарное очарование жертвы, повязывая ее кровавыми узами «addiction».
«Похороны» (Funeral, 1996) — обращение режиссера к типологии семейно-гангстерского кино, снятое постоянным оператором Кеном Келшем в некоем подобии стиля «cinema-verite», исследует фамильные привязанности невротических гангстеров и приводит их сквозь цепочку предательств к смертоубийственному катарсису финала. «Отключка» (Blackout, 1997) — история шизофренического раздвоения голливудской звезды и его взаимоотношений с двумя ипостасями женского начала — классическое для Феррары погружение в темные бездны зараженного пороком человеческого прозябания в мире бесконечных проекций собственного безумия и несовершенства.
Леонид Александровский
1979 СВЕРЛИЛЬЩИК-КИЛЛЕР / THE DRILLER KILLER режиссер, монтажер, песня, исполнитель
1981 МИСС 45/АНГЕЛ МЕСТИ / MS. 45/ANGEL OF VENGEANCE режиссер, исполнитель
1984 ГОРОД СТРАХА / FEAR CITY режиссер
1986 THE GLADIATOR режиссер
1987 КИТАЯНКА / CHINA GIRL режиссер, песни
1989 CAT CHASER режиссер
1990 КОРОЛЬ НЬЮ-ЙОРКА / KING OF NEW YORK режиссер
1992 ПЛОХОЙ ЛЕЙТЕНАНТ / BAD LIEUTENANT сценарий
1993 ОПАСНАЯ ИГРА / DANGEROUS GAME сценарий
1993 ПОХИТИТЕЛИ ТЕЛ / BODY SNATCHERS режиссер
1995 ЗАВИСИМОСТЬ / THE ADDICTION режиссер
1996 CALIFORNIA режиссер, оператор, музыка
1996 FUNERAL, THE режиссер, оператор, музыка
1997 SUBWAY STORIES: TALES FROM THE UNDERGROUND (TV) режиссер
1997 BLACKOUT, THE режиссер
1998 NEW ROSE HOTEL режиссер, сценарий
2001 R Xmas режиссер, сценарий

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ФЕРРАРА Эйбл" в других словарях:

  • Феррара, Эйбл — Абель Феррара (Abel Ferrara) американский режиссёр, сценарист и клипмейкер. Родился 19 июля 1951 года в Бронксе, Нью Йорк, США. Ещё в юности Абель Феррара серьезно увлекался кино и снимал собственные любительские фильмы. Первый успех пришел в… …   Википедия

  • Феррара Эйбл — Абель Феррара (Abel Ferrara) американский режиссёр, сценарист и клипмейкер. Родился 19 июля 1951 года в Бронксе, Нью Йорк, США. Ещё в юности Абель Феррара серьезно увлекался кино и снимал собственные любительские фильмы. Первый успех пришел в… …   Википедия

  • Эйбл Феррара — Абель Феррара (Abel Ferrara) американский режиссёр, сценарист и клипмейкер. Родился 19 июля 1951 года в Бронксе, Нью Йорк, США. Ещё в юности Абель Феррара серьезно увлекался кино и снимал собственные любительские фильмы. Первый успех пришел в… …   Википедия

  • ЗАВИСИМОСТЬ — «ЗАВИСИМОСТЬ» (The Addiction) США, 1994, 82 мин. Эстетский фильм ужасов. Эйбл Феррара мог бы вообще считать себя неудачником проката, если бы придавал этому хоть какое то значение. Будучи film addict (как гласит престижная киноэнциклопедия… …   Энциклопедия кино

  • ОПАСНАЯ ИГРА — «ОПАСНАЯ ИГРА» (Dangerous Game) США, 1993, 105 мин. Эстетская драма. Эта лента нередко понимается буквально, согласно банальному названию, сменившему более многозначное «Глаза змеи» (Snake Eyes) после показа на фестивале в Венеции. В сюжетно… …   Энциклопедия кино

  • ПОХИТИТЕЛИ ТЕЛ — «ПОХИТИТЕЛИ ТЕЛ» (Body Snatchers) США, 1993, 87 мин. Фантастика, фильм ужасов. Этот фильм третья по счету экранизация истории вторжения инопланетных существ, которые, проникая в человека во время сна, завладевают им и превращают в биоробота.… …   Энциклопедия кино

  • АРДЖЕНТО Ася — (Asia Argento) (р. 20 сентября 1975, Рим), итальянская актриса и режиссер, дочь Дарио Ардженто (см. АРДЖЕНТО Дарио) и актрисы Дарьи Николоди. В одиннадцать лет Ася Ардженто впервые появилась на съемочной площадке. Ее отец известный мастер жанра… …   Энциклопедия кино

  • КОРОЛЬ НЬЮ-ЙОРКА — «КОРОЛЬ НЬЮ ЙОРКА» (King of New York) США Италия, 1990, 103 мин. Боевик, приключенческий фильм. Гангстер Фрэнк Уайт, выйдя из тюрьмы, вступает в конфликт с другими мафиози, отстаивая право называться «королем Нью Йорка». А также он борется с… …   Энциклопедия кино

  • ГАНГСТЕРСКИЙ ФИЛЬМ — (от англ. gangster гангстер, бандит), гангстерский фильм, как и вестерн (см. ВЕСТЕРН) или боевик (см. БОЕВИК), разновидность приключенческого жанра. Из названия ясно, что героями гангстерских картин является банда преступников для совершения… …   Энциклопедия кино

  • УОКЕН Кристофер — УОКЕН (Walken) Кристофер (р. 31. 03. 1943), американский актер кино и театра. Родился в Нью Йорке в семье булочника и с юных лет увлекся волшебным миром театра, мюзик холла. Уже в 10 лет он выступал вместе с двумя братьями в телешоу и параллельно …   Энциклопедия кино


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»