УСКОЛЬЗАЮЩАЯ КРАСОТА

УСКОЛЬЗАЮЩАЯ КРАСОТА



«УСКОЛЬЗАЮЩАЯ КРАСОТА» (Stealing Beauty), итальянское название — «Я ТАНЦУЮ ОДНА» (Io ballo da sola) Великобритания — Франция — Италия, 1995, 118 мин.
Экзистенциальная мелодрама.
Несмотря на распространенное мнение, что итальянский киноклассик давно уже устал и не может создать нечто достойное своего великого имени, эта лента не так однозначна и легко прочитывается, как это многим показалось на первых просмотрах в фестивальной суете в Канне или Сочи. «Ускользающая красота» (таково российское прокатное название) появилась на пиратском видео под вроде бы глупым названием «Красотка-воровка». Однако в этом просторечном обороте переводчика неожиданно обнаруживается особый смысл. Конечно, автор сюжета Бернардо Бертолуччи и сценаристка Сюзан Мино невольно породили загадку для тех, кто попытается перевести англоязычное название их истории о девятнадцатилетней красивой американке Люси, которая приезжает на лето в итальянскую провинцию Тоскана — для того, чтобы найти своего настоящего отца и того идеального мужчину, кто лишит ее невинности (знаменательно, что выбранная режиссером на главную роль после долгих поисков восемнадцатилетняя американка Лив Тайлер тоже лишь в подростковом возрасте узнала, что является дочерью одного из музыкантов популярной группы Aerosmith).
Рекламируемая на видеорынке в качестве эротической мелодрамы, новая картина гениального автора «Последнего танго в Париже» кое-кем действительно воспринимается как соблазнительный рассказ все-таки немолодого постановщика (ему уже давно за пятьдесят), любующегося, словно эстет-порнократ, прелестями девственницы — Лолиты 90-х годов из Америки (забавно, что английский актер Джереми Айронс сразу же после съемок в Stealing Beauty был приглашен на роль Гумберта-Гумберта в так до сих пор и не выпущенную из-за непонятного скандала «Лолиту» Эдриана Лайна, а на каннской пресс-конференции журналисты стремились оскорбить Бертолуччи, заявляя, что он тоже пытался экранизировать «Лолиту»). Поэтому и версии переводов названия были зазывающими — «Покоряющая красота», «Подкупающая красота», «Украденная красота» и т. п. Но поскучав в течение первого часа и даже поиронизировав над «Последним танцем в Тоскане» (хотя вновь, как всегда у Бертолуччи, сцена танца, на этот раз в одном из старых итальянских замков, относится к самым ключевым в фильме), внимательный, а главное — тонко чувствующий зритель, настроенный на камертон автора, может вдруг уловить, что возвращение итальянского режиссера на родину после отсутствия в течение 15 лет не является ни случайным, ни таким уж бесхитростно наивным. А его исповедальное высказывание по поводу того, что в новой ленте он отправился внутрь самого себя, не выглядит таким уж дежурным.
Казалось бы, сам режиссер посмеивается над Италией, «нацией, которая может произносить лишь длинные монологи» и вообще над стремящейся к объединению Европой (симптоматично, что разговоры ведутся сразу на нескольких языках — английском, итальянском, французском, немецком), которая проводит время в пустопорожних псевдоинтеллектуальных беседах и в усталых забавах людей, еще пытающихся не утратить хоть какую-либо радость жизни.
«Вырождающийся рай», давно позабытое величие Римской империи (как и потерянный «золотой век» античности), существование, лишенное не только мифологического, но и телеологического (то есть целесообразного) плана, медленное умирание культуры и цивилизации от неважно какой болезни (прежде всего это относится к Алексу, одному из гипотетических отцов Люси, которому все же важнее ее присутствие в качестве напоминания о бурной молодости и временах Lucy in the Sky with the Diamonds — намек должен читаться не только любителями LSD и поклонниками The Beatles)...
Такова «сладкая жизнь» в конце 20 века разнородных обитателей поэтичных тосканских земель, на которые неумолимо вторгаются чужеродные силы, как, например, телеретрансляторы, противостоящие скульптурам Иэна, еще одного возможного родителя Люси, в свою очередь как бы повторяющей судьбу матери-американки, модельерши и поэтессы в одном лице, в августе 1975 года переспавшей с кем-то из едва знакомых мужчин. И не имеет значения, с кем именно — представительница нового «поколения Х» может быть дочерью любого из тех, кто жил в уныло-трагическую эпоху «после революции», когда на смену бунтарским настроениям шестидесятых пришли разброд и шатания семидесятых, приговор которым Бернардо Бертолуччи стремился вынести в своей самой неудачной, пожалуй, ленте со знаменательным названием «Трагедия смешного человека» об отце-промышленнике, вынужденном расплачиваться за ниспровергательские грехи родного сына.
Кстати, именно после съемок этого фильма 1981 года Бертолуччи покинул Италию, поселившись в Лондоне, а за поисками новой духовности отправился на Дальний и Ближний Восток, сняв свою «ориентальную трилогию» — «Последний император», «Под покровом небес» (буквально в скобках отметим перекличку этой ленты с «Ускользающей красотой» прежде всего благодаря мотиву «губительной силы большой и красивой любви») и «Маленький Будда».
Но немаловажно и то, что в промежутке между эпической фреской «Двадцатый век» (в которой автор в середине 70-х годов пытался прорваться от камерной монологичной драмы к романной диалогичной структуре) и уже упомянутой «Трагедией смешного человека» итальянский постановщик снял наиболее психоаналитичную картину в своем творчестве — «Луна» (1979). Она тоже стала своеобразной жертвой непонимания со стороны критиков и зрителей, не пожелавших не увидеть ничего, кроме темы скандального инцеста между оперной певицей-американкой и ее пятнадцатилетним наркотизирующимся сыном, который тяжело переживает смерть отца, а в финале узнает, что его настоящий отец — итальянский учитель. Кстати, мотив идентификации отца, словно «эдипов комплекс», попутно связанный и с идеей поисков дома и вообще своего не столько географического, сколько духовно понятого отечества, присутствует не только в этой ленте, но практически почти в каждой работе Бернардо Бертолуччи, теперь по-новому отозвавшись в Stealing Beauty.
Люси из «Ускользающей красоты» появилась на свет в мае 1976 года (забавно, но это дата премьеры «Двадцатого века» на фестивале в Канне), то есть она — Телец и Дракон. И внезапно возникшая во время просмотра «Красотки-воровки» (или не так упрощенно — «Обкрадывающей красоты») аналогия со знаменитой живописной картиной «Похищение Европы» на античный сюжет о Зевсе в облике быка, укравшего одно из исконно хтонических божеств (связанных одновременно с производительной силой земли или воды и умерщвляющей потенцией преисподней) отнюдь не парадоксальна.
Конечно, и саму «широкоглазую» (эпитет луны) девушку, испытывающую странное томление в момент полнолуния, можно принять за страдательную фигуру — аналог похищаемой богини Европы, нередко отождествляемой с Луной. Но согласно Мифологическому словарю, Европа является также коррелятом (то есть соотнесенной персоной) древнего Зевса Евриопа («широкогласного»), восходящего к догреческим культам Северной Греции и Малой Азии. В этом смысле ритуал похищения Европы Зевсом начинает напоминать обряд самособлазнения, автоэротики, чем, собственно говоря, и занята юная Люси, выбирающая себе сексуального партнера как жертву для своей же инициации, самопожертвованного расставания с невинностью.
Странный персонаж в исполнении очень старого и седого Жана Маре (романтического кумира, героя костюмно-приключенческих лент, но и сыгравшего Орфея в фильмах Жана Кокто) бубнит по-французски о том, что теперь никто уже не помнит о дьяволе. И ангелоподобная девушка Люси — почти как искушающий всю буржуазную семью незнакомец (то ли Агнец Божий, то ли Ангел Тьмы) в пазолиниевском шедевре «Теорема», пророчески снятом в критический для европейского самосознания 1968 год. Бертолуччи как непосредственный ученик и творческий наследник Пазолини создал 27 лет спустя свою трагическую притчу о Зловещении (в противовес Благовещению), явлении персонифицированного соблазняющего начала (интересно, что и двойное грехопадение Люси и Освальдо, словно Евы и Адама, происходит под величественным древом) в тот анемичный и растерянный мир современной Европы, которая готова и к тонкому искушению, и к грубому похищению. Финальные кадры с видами городов Италии с птичьего полета тоже как бы рифмуются со снятыми чуть сверху сценами в пустыне из «Теоремы», куда удалился владелец фабрики, по-библейски познавший загадочного посланника.
«Теорема» успела получить премию экуменического жюри в Венеции—68 и удостоиться анафемы римского папы. Ныне метафизическим богохульством никого не удивишь и не возмутишь. Тем не менее обидно, что в Канне—96 жюри во главе с Фрэнсисом Копполой отметило скучно-бытовые «Тайны и ложь», провинциально-кровавый «Фарго», дерзко провокационную «Автокатастрофу» и даже «Рассекая волны» мыслящего как бы «по касательной» датчанина Ларса фон Трира, другого певца «заката Европы». А ускользающе («как в зеркале, гадательно, а не лицом к лицу») умная и исподволь трогательная лента Бернардо Бертолуччи вообще осталась без наград. Впрочем, на кинофестивалях он их никогда и не имел.
Сергей Кудрявцев
В ролях: Лив Тайлер, Джереми Айронс (см. АЙРОНС Джереми), Донал Маганн, Шинед Кьюсак, Стефания Сандрелли (см. САНДРЕЛЛИ Стефания), Жан Маре (см. МАРЕ Жан), Рейчел Уэлш.
Режиссер Бернардо Бертолуччи (см. БЕРТОЛУЧЧИ Бернардо).

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "УСКОЛЬЗАЮЩАЯ КРАСОТА" в других словарях:

  • Ускользающая красота — Io ballo da sola / Stealing Beauty Жанр …   Википедия

  • Ускользающая красота (фильм) — Ускользающая красота Io ballo da sola / Stealing Beauty Жанр драма Режиссёр Бернардо Бертолуччи Продюсер Джер …   Википедия

  • АЙРОНС Джереми — (Irons) (р. 19 сентября 1948, Каус, остров Уайт, Южная Англия), британский актер театра и кино. Сын бухгалтера, Джереми хотел стать ветеринаром, но не сдал вступительных экзаменов в колледж. Тогда он стал работать в театре, был помощником… …   Энциклопедия кино

  • Бертолуччи, Бернардо — Бернардо Бертолуччи Bernardo Bertolucci Дата рождения: 16 марта 1941( …   Википедия

  • Бертолуччи Бернардо — (Bertolucci) (р. 1941), итальянский режиссёр. В кино с 1962. Фильмы: «Двойник» (1968), «Конформист» (1970), «Последнее танго в Париже» (1972), «Двадцатый век» (1976), «Трагедия смешного человека» (1981), «Последний император» (1987), «Под… …   Энциклопедический словарь

  • Вайс, Рэйчел — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вайс. Рэйчел Вайс Rachel Weisz …   Википедия

  • Тайлер, Лив — Лив Тайлер Liv Tyler …   Википедия

  • Бернардо Бертолуччи — Bernardo Bertolucci Бернардо Бертолуччи Имя при рождении: Bernardo Bertolucci Дата рождения …   Википедия

  • Берталуччи — Бернардо Бертолуччи Bernardo Bertolucci Бернардо Бертолуччи Имя при рождении: Bernardo Bertolucci Дата рождения …   Википедия

  • Бертолучи — Бернардо Бертолуччи Bernardo Bertolucci Бернардо Бертолуччи Имя при рождении: Bernardo Bertolucci Дата рождения …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»