РИВЕТ Жак

РИВЕТ Жак

РИВЕТ (Rivette) Жак (р. 01 марта 1928), французский режиссер, сценарист, критик.
С юности выступал в различных журналах по вопросам кино, позже, в 1963—65 годах был главным редактором «Кайе дю синема». В 50-е годы начал снимать короткометражные фильмы. В 1961 году дебютировал полнометражной лентой «Париж принадлежит нам». В дальнейшем стал одним из ведущих режиссеров интеллектуального направления.
Кинематограф Жака Ривета базируется на радикальных эстетических решениях. А именно — он верит в самодостаточность мизансцен (прежде всего) и в то, что характеры, будучи строго, но незримо сформулированы, излучают самостоятельный сюжетный дух, и в этом смысле тоже самодостаточны. Оба качества доведены у Ривета до крайности и создают эффект кинематографической «сухости», к которой надо иметь вкус, и тогда архитектурного толка гармония режиссерских построений станет очевидной. Ривет любит и умеет продлевать каждую мизансцену сколь угодно долго , насыщая интонационными передвижениями внутри кадра (в этом контексте особого внимания заслуживает четырехчасовая картина «Прекрасная спорщица», 1991).
Исключительность этого режиссера — как раз в том, что внутри статичных мизансцен он манипулирует их интонациями расчетливо и решительно, даже как бы персонифицируя это на экране. Но речь идет совсем не о флюидах или импрессионистских впечатлениях — здесь становится отчетливо заметной традиция французской просветительской литературы, которая два столетия после своего расцвета находит столь полноценное продолжение в формах иного искусства. Синтетичность, свойственная просветительской литературе — философские умозаключения под видом сюжета — проявляется и в кино Ривета. Но его персонажи не философствуют — они движимы идеями, и в этом источник их сомнамбулизма (не случайно режиссер в 1966 году поставил фильм «Сюзанна Симонен, монахиня Дени Дидро», напрямую связанный с искусством Просвещения, однако и «Жанна-Дева», снятая в 1993 году — пример «просветительского кино»).
Большим же мастером кинематографа Жак Ривет оказывается благодаря умению задать своим героям пластику, таинственным образом адекватную тем мыслительным позициям или даже философским тезисам, которые он прячет меж складками одежд, под бледной пудрой действующих лиц. Впрочем, следует обратить внимание, что повествование Ривета никогда не бывает и не может быть назидательным. Его муза рациональна и в силу этого немного надменна, но точна до скрупулезности в анализе тех чувств, которые становятся предметом ее внимания (в фильме «Верх, низ, хрупко» (1995) — это особенно отчетливо). Хотя эти качества проявлялись и ранее в таких лентах Ривета, как «Безрассудная любовь» (1969), «Селина и Жюли совсем заврались» (1974), «Поверженный амур» (1984), «Банда четырех» (1988).
Марина Дроздова
1949 AUX QUATRE COINS режиссер
1950 QUADRILLE, LE режиссер
1952 DIVERTISSEMENT, LE режиссер
1956 COUP DU BERGER, LE / FOOL"S MATE режиссер, сценарий
1960 PARIS NOUS APPARTIENT / PARIS BELONGS TO US / PARIS IS OURS режиссер, сценарий
1966 JEAN RENOIR, LE PATRON режиссер
1966 RELIGIEUSE, LA / NUN, THE SUZANNE SIMONIN / LA RELIGIEUSE DE DENIS DIDEROT режиссер, сценарий
1968 AMOUR FOU, L" режиссер, сценарий
1970 OUT 1: NOLI ME TANGERE режиссер
1972 OUT 1: SPECTRE / OUT ONE режиссер, сценарий
1974 CELINE ET JULIE VONT EN BATEAU / CELINE AND JULIE GO BOATING / PHANTOM LADIES OVER PARIS режиссер, сценарий
1974 ESSAI SUR L"AGRESSION режиссер
1974 NAISSANCE ET MONT DE PROMETHEE режиссер
1976 NOROIT / NORTHWEST WIND режиссер
1976 DUELLE / TWHYLIGHT режиссер, сценарий
1981 PARIS S"EN VA режиссер
1981 PONT DU NORD, LE режиссер, сценарий
1983 MERRYo-Round — режиссер, сценарий
1984 AMOUR PAR TERRE, L" / LOVE ON THE GROUND режиссер, сценарий
1985 HURLEVENT / WUTHERING HEIGHTS режиссер, сценарий
1988 BANDE DES QUATRE, LA / GANG OF FOUR, THE режиссер, сценарий
1991 BELLE NOISEUSE, DIVERTIMENTO, LA / DIVERTIMENTO режиссер, сценарий
1991 BELLE NOISEUSE, LA / BEAUTIFUL TROUBLEMAKER, THE режиссер
1994 JEANNE LA PUCELLE 1. LES BATAILLES / JOAN THE MAID 1.: THE BATTLES режиссер, сценарий
1994 JEANNE LA PUCELLE 2. LES PRISONS / JOAN THE MAID 2.: THE PRISONS режиссер, сценарий
1995 LUMIERE ET COMPAGNIE режиссер
1995 HAUT BAS FRAGILE / UP, DOWN, FRAGILE режиссер, сценарий
1998 SECRET DEFENSE / SECRET DEFENSE режиссер, сценарий
2000 VA SAVOIR! режиссер, сценарий
2003 Marie et Julien режиссер, автор сценария

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "РИВЕТ Жак" в других словарях:

  • РИВЕТ Жак — (Rivette) (р. 1.3.1928), французский режиссёр. Начал деятельность как критик, теоретик «новой волны», выступал в журнале «L’art», «La gazette du cinéma» и «Cahiers du cinéma» (в 1963—1965 главный редактор). В 1950 снял несколько… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Ривет Жак — (Rivette) (р. 1928), французский кинорежиссёр. Начинал как кинокритик. Фильмы: «Париж принадлежит нам» (1961), «Безрассудная любовь» (1969), «Селина и Жюли совсем заврались» (1974), «Красавица, собирающая орехи» (1991), «Жанна Девственница»… …   Энциклопедический словарь

  • Ривет (Rivette) Жак — (р. 1928), французский кинорежиссёр. Начинал как кинокритик. В 1950 снял несколько короткометражных фильмов, работал ассистентом режиссёра. Снял фильмы: «Париж принадлежит нам» (1961), «Безрассудная любовь» (1969), «Селина и Жюли совсем… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ривет Ж. — РИВÉТ (Rivette) Жак (р. 1928), франц. кинорежиссёр. Начинал как кинокритик. В 1950 снял неск. короткометраж. фильмов, работал ассистентом режиссёра. Снял ф.: Париж принадлежит нам (1961), Безрассудная любовь (1969), Селина и Жюли совсем заврались …   Биографический словарь

  • КАЙЕ ДЮ СИНЕМА — (Cahier du cinema), французский журнал, посвященный вопросам киноискусства. Был основан в 1951 кинокритиком А. Базеном и Ж. Даниоль Валькрозом. В работе журнала принимали участие молодые реформаторы, будущие кинорежиссеры «новой волны» Ж. Л.… …   Энциклопедия кино

  • КИНОИСКУССТВО — КИНОИСКУССТВО, это вид художественного творчества, которое является синтезом литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Технологические истоки указывают на две принципиальные составляющие кинематографа: фотография (фиксация световых …   Энциклопедия кино

  • Франция — (France) Французская Республика, физико географическая характеристика Франции, история Французской республики Символика Франции, государственно политическое устройство Франции, вооружённые силы и полиция Франции, деятельность Франции в НАТО,… …   Энциклопедия инвестора

  • Fallout 3 — Обложка русскоязычного издания Разработчик Bethesda Game Studios Издатели Америка …   Википедия

  • ФРАНЦИЯ. КУЛЬТУРА — Образование. В послевоенных конституциях подтверждается принцип, что нация должна гарантировать равный доступ детей и взрослых к образованию, профессиональному обучению и культуре; предоставление бесплатного светского общедоступного образования… …   Энциклопедия Кольера

  • БИРКИН Джейн — БИРКИН (Беркин) Джейн (Birkin) (р. 14 декабря 1946, Лондон), французская актриса. По происхождению англичанка. Дебютировала в Англии, где в 1965 г. снялась у Р. Лестера в «Сноровке», а через год у М. Антониони (см. АНТОНИОНИ Микеланджело) в… …   Энциклопедия кино


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»