ОФЮЛЬС Макс

ОФЮЛЬС Макс

ОФЮЛЬС (Ophuls) Макс (06. 05. 1902 — 26. 03. 1957), немецкий и французский режиссер. Настоящие имя и фамилия — Максимилиан Оппенгеймер.
Родился в консервативной еврейской семье в Саарбрюккене (Германия). Став в 17 лет театральным актером, он сменил фамилию, чтобы не смущать семью. С 1923 ставил спектакли в Германии, а в 1926 был приглашен режиссером в венский «Бюргтеатр».
Офюльс снял свой первый фильм — среднеметражную комедию «Уж лучше рыбий жир» (Das schon lieber Lebertran) — в 1930, с приходом звука в кино. Два года спустя он нашел свою тему и свой стиль в драме «Флирт» (Liebelei; по пьесе Артура Шницлера). Ее действие, как во многих лучших картинах режиссера, происходило в Вене в начале века, а в центре сюжета был трагический роман молодой певицы и офицера, гибнущего в конце фильма на дуэли из-за другой женщины. Однако в обработке Офюльса мелодраматическая история была абсолютно лишена сентиментальности и слезливости: романтическое изящество декораций и натурных съемок придавало происходящему универсальный, безвременной характер, а отстраненный взгляд режиссера вносил иронию в фатальную предопределенность cобытий.
В 1933 после прихода к власти нацистов Офюльс уехал с семьей в Париж и в последующие несколько лет снимал в Италии, Голландии и Франции, однако ему редко удавалось добиться творческой самостоятельности. В этот же период ему предложили контракт в СССР, но двухмесячная поездка по стране разочаровала его, и он вернулся в Европу. В 1940 после падения Франции он бежал в Швейцарию, однако вскоре был выдворен из страны из-за недоразумения с его французским гражданством (которое он получил в 1938). Оказавшись в 1941 в Голливуде, он пять лет не мог найти работу. Несколько задуманных проектов провалились, и лишь в 1946 Престон Стерджес, которому понравился «Флирт», предложил Офюльсу поставить фильм «Вендетта» (Vendetta). Однако через несколько дней после начала съемок партнер Стерджеса, киномагнат Хауард Хьюз, уволил режиссера.
В 1947 Дуглас Фэрбенкс-мл. пригласил Офюльса поставить приключенческий фильм «Изгнанник» (The Exile) о молодых годах английского короля Карла II. На следующий год режиссеру удалось вновь воссоздать атмосферу Вены рубежа веков в одном из его американских шедевров, картине «Письмо незнакомки» (Letter from an Unknown Woman) по новелле Стефана Цвейга. Как всегда избегая сентиментальности, он соединил на экране иронию и трагедию, создав один из лучших образцов жанра мелодрамы в мировом кино. Поэтичность фильма достигалась во многом благодаря характерным для Офюльса сложным движениям камеры; он вызвал неудовольствие продюсеров, так как его методы съемки требовали использования кранов, рельсов для камеры и иных дорогостоящих технических средств. Лента провалилась в прокате и нашла заслуженное признание лишь много лет спустя. Следующий фильм Офюльса — «Пленница» (Caught, 1949) — был психологической драмой с элементами современной готики, где он в еще большей степени использовал стилистические возможности камеры и освещения. Тогда как в большинстве голливудских картин режиссеры удовлетворялись статичным кадром, в котором действие было сосредоточено на первом плане, Офюльс наполнил весь кадр движением, новаторски используя при этом глубину пространства. Один из центральных персонажей фильма, миллионер Смит Олриг, был почти неприкрытым портретом Хауарда Хьюза, основанным на впечатлениях самого Офюльса и рассказах одной из бывших любовниц Хьюза. Последний фильм, сделанный режиссером в Голливуде, триллер «Момент безрассудства» (The Reckless Moment, 1949) был снят в той же стилистике, что и «Пленница». В титрах американских картин Офюльса его имя было указано неправильно — Opuls.
В следующем году, уже во Франции, он поставил свой признанный шедевр — «Карусель» (La ronde; номинация на «Оскар» за сценарий), — в котором действие состояло из нескольких иронических эпизодов, каждый из которых был связан с предыдущим общим персонажем, а все целое замыкалось в круг. За этой картиной последовал фильм «Удовольствие» (Le plaisir, 1951) по трем новеллам Мопассана. Во многом итоговой для режиссера, стилистически и тематически, была следующая его лента, «Мадам де...» (Madame de..., 1953). Поэтичное, иногда головокружительное движение камеры в ней служит метафорой главной темы Офюльса — движения чувства, часто неожиданного для самих персонажей: мимолетное увлечение переходит во влюбленность, любовь перерастает в страсть, прихоть оказывается предательством, случайный каприз ведет к смерти, комедия оборачивается трагедией. Фильм «Лола Монтес» (Lola Montes, 1956) был задуман режиссером как повторение тех же коллизий в масштабе грандиозного зрелища. Однако во многом из-за навязанного продюсерами выбора актрисы на главную роль картина не стала тем шедевром, на который рассчитывал Офюльс: она провалилась в прокате, и продюсеры, надеясь вернуть хотя бы часть вложенных денег, сократили ее на 50 минут, но столь же безуспешно. Реставрированный фильм был позднее переоценен критиками, но для Офюльса эта картина оказалась последней.
Его сын — французский режиссер Марсель Офюльс.
Петр Карцев
1932 LIEBELEI режиссер
1933 UNE HISTOIRE D"AMOUR режиссер
1934 LA SIGNORA DI TUTTI режиссер, сценарист
1934 ON A VOLE UN HOMME режиссер
1936 KOMEDIE OM GELD режиссер, сценарист
1936 LA TENDRE ENNEMIE режиссер, сценарист
1937 YOSHIWARA режиссер, сценарист
1938 LE ROMAN DE WERTHER режиссер
1940 SANS LENDEMAIN режиссер
1947 ИЗГНАННИК / THE EXILE режиссер
1948 ПИСЬМО НЕЗНАКОМКИ / LETTER FROM AN UNKNOWN WOMAN режиссер
1949 ПЛЕННИЦА / CAUGHT режиссер
1949 МОМЕНТ БЕЗРАССУДСТВА / THE RECKLESS MOMENT режиссер
1950 LA RONDE режиссер, сценарист
1951 УДОВОЛЬСТВИЕ / LE PLAISIR продюсер, режиссер, экранизация
1953 МАДАМ ДЕ.. / MADAME DE… режиссер, сценарист
1956 ЛОЛА МОНТЕС / LOLA MONTES/SINS OF LOLA MONTES режиссер, сценарист
1958 MONTPARNASSE 19/MODIGLIANI сценарист
Лауреат Венецианского кинофестиваля в номинации «Сценарий» за 1950 год

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ОФЮЛЬС Макс" в других словарях:

  • Офюльс, Макс — Макс Офюльс Max Ophüls Имя при рождении: Максимилиан Оппенхаймер Дата рождения: 6 мая 1902 Место рождения …   Википедия

  • ОФЮЛЬС Макс — (Ophüls), настоящие имя и фамилия Максимилиан Оппенхеймер (Oppenheimer) (6.5.1902—26.3.1957), немецкий режиссёр. Был актёром и режиссёром в театрах Германии, Австрии и Швейцарии. В 1930 на студии УФА поставил комедию «Тогда уж лучше рыбий… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Офюльс Макс — (Ophüls), настоящие имя и фамилия Максимилиан Оппенхеймер (Oppenheimer) (1902 1957), австрийский и французский режиссёр. Был актёром и режиссёром в театрах Европы и США. Снял фильмы: «Флирт» (1932), «От Мейерлинга до Сараево» (1939), «Карусель»… …   Энциклопедический словарь

  • Макс Офюльс — Max Ophüls Имя при рождении: Максимилиан Оппенхаймер Дата рождения: 6 мая 1902 …   Википедия

  • Макс Оппенхаймер — Макс Офюльс Max Ophüls Имя при рождении: Максимилиан Оппенхаймер Дата рождения: 6 мая 1902 Место рождения …   Википедия

  • Офюльс (Ophüls) Макс — (настоящие имя и фамилия Максимилиан Оппенхеймер, Oppenheimer) (1902—1957), режиссёр, актёр. Работал в театрах Германии, Австрии и Швейцарии. В 1933 эмигрировал из Германии, жил во Франции и других странах Европы, в 1940—50 — в США …   Большой Энциклопедический словарь

  • Офюльс М. — ÓФЮЛЬС (Ophüls) Макс (наст. имя и фам. Максимилиан Оппенхеймер, Oppenheimer) (1902–57), режиссёр, актёр. Работал в театрах Германии, Австрии и Швейцарии. В 1933 эмигрировал из Германии, жил во Франции и др. странах Европы, в 1940–50… …   Биографический словарь

  • ЛОЛА МОНТЕС — «ЛОЛА МОНТЕС» (Lola Montes) Франция ФРГ, 1955, 110 мин. (полный вариант 142 минуты). Историческая трагикомедия. Макс Офюльс (настоящая фамилия Оппенгеймер), немецкий режиссер еврейского происхождения, работавший также в самых разных странах… …   Энциклопедия кино

  • МАДАМ ДЕ — «МАДАМ ДЕ...» (Madame de...) Франция Италия, 1953, 105 мин. (полный вариант 192 минуты). Эстетская ироническая историческая мелодрама. В этой ленте тоже изобретательна сюжетная конструкция, впервые примененная Максом Офюльсом еще в «Карусели»… …   Энциклопедия кино

  • Список кинорежиссёров —   Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не ус …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»