МЕЧТА

МЕЧТА

«МЕЧТА», СССР, МОСФИЛЬМ, 1941, ч/б, 100 мин.
Историческая социально-психологическая драма.
После работы над двумя политическими; ангажированными картинами о Ленине Михаил Ромм обращается к близкой ему по теме и жанру — социальной трагикомедии о маленьких людях. Правда, ему вновь приходится работать с острым социальным материалом, связанным с воссоединением западно-украинских земель с советской Украиной в 1939 году. Сегодня, когда мы можем свободно говорить о насильственном характере этой акции, о сговоре Сталина и Гитлера по разделу Польши, окончательно уходит на обочину одна из сюжетных линий картины — история крестьянской девушки Анки, забитой прислуги, которая бежит в Советский Союз и возвращается с Красной Армией уже, как крупный общественный деятель. Но по-прежнему тревожит и бередит душу все, что связано с судьбами обитателей жалких меблированных комнат, некого пансионата под гордым названием «Мечта» где-то в большом западно-украинском городе на излете 30-х годов. Люди эти, сломанные жизнью, тщетно пытающиеся выпрямиться, но, несмотря на все усилия, так или иначе тонут в схватке с безжалостным миром.
Ромм вместе с кинодраматургом Евгением Габриловичем побывал в Западной Украине после воссоединения земель. В дальних кварталах старого Львова видел запущенные, грязные комнатки, которые полунищие хозяева сдавали внаем еще более нищим. Общался с хозяевами и жильцами. Все это сконцентрировалось в судьбах обитателей пансионата «Мечта», сыгранных блистательным актерским ансамблем: Фаиной Раневской, Адой Войцик, Михаилом Астанговым, Ростиславом Пляттом. Поразительная жизненная убедительность сочеталась в их работах с углубленным «душевным реализмом», когда в течение будней разворачивались драмы чувств, характеров.
Роль хозяйки меблированных комнат, мадам Розы Скороход открыла огромное трагическое начало в таланте Фаины Раневской. Вместе с режиссером актриса и ее партнеры шли к результату не прямо, а сложным путем, через точно разгаданную драматическую типичность образов. В кое-как выбившейся «в люди» — по крайней мере, так ей кажется — Розе Скороход парадоксально смешивались сострадание и жесточайшая беспощадность к тем, кто ниже ее по социальному статусу, всепоглощающая скупость и такая же безмерная любовь к сыну-неудачнику, ради которого она живет, трудится, совершает низости, понимая в глубине души всю бесполезность этих усилий. Горькую мелодию подхватывали и другие герои. «Вечная невеста» пани Ванда, переживающая одно за другим крушение в любой попытке как-то устроить свою жизнь, найти того, кто даст ей хотя бы как-то устроить свою жизнь, найти того, кто даст ей возможность более менее нормального существования. Причем она изначально знает, что обречена и единственное, что принесет ей покой — добровольный уход из жизни. Такой же нелепый, избитый жизнью и ее мнимый жених — пан Коморовский, исполненный жалкой спеси, за которой пытается скрыть все ту же нищету и убожество своих дней.
Оператор Борис Волчек снял «Мечту» в основном, в густой, черно-белой гамме, в резкой игре светотени, почти лишив происходящие на экране события света, солнечных лучей. Им нет места в этой безнадежной пустоте будней, как нет места в другом. богатом, счастливом мире жителям пансионата — этого скопища людских горестей и тоски.
Михаил Ромм — психолог, аналитик, иронист и мастер — в поиске точных черт эпохи нашел свою нишу и в фильме «Мечта». Пропагандистская задача отступила перед способностью талантливого художника рассказать об обыкновенных, ничем не примечательных людях из пансионата, саркастически названного авторами «Мечта».
В ролях: Елена Кузьмина (см. КУЗЬМИНА Елена Александровна), Владимир Соловьев (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Романович), Виктор Щеглов (см. ЩЕГЛОВ Виктор), Фаина Раневская (см. РАНЕВСКАЯ Фаина Григорьевна), Аркадий Кисляков, Ада Войцик (см. ВОЙЦИК Ада Игнатьевна), Михаил Астангов (см. АСТАНГОВ Михаил Федорович), Михаил Болдуман (см. БОЛДУМАН Михаил Пантелеймонович), Ростислав Плятт (см. ПЛЯТТ Ростислав Янович), П. Орлов, Виктор Лазарев (см. ЛАЗАРЕВ Виктор Андреевич).
Режиссер: Михаил Ромм (см. РОММ Михаил Ильич).
Авторы сценария: Евгений Габрилович (см. ГАБРИЛОВИЧ Евгений Иосифович), Михаил Ромм (см. РОММ Михаил Ильич).
Оператор: Борис Волчек (см. ВОЛЧЕК Борис Израилевич).
Художник-постановщик: Владимир Каплуновский (см. КАПЛУНОВСКИЙ Владимир Павлович).
Композитор: Генрик Варс.
Звукорежиссеры: Вячеслав Лещев (см. ЛЕЩЕВ Вячеслав), Евгений Кашкевич (см. КАШКЕВИЧ Евгений).
Монтаж: Ева Ладыженская.

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Антонимы:

Полезное


Смотреть что такое "МЕЧТА" в других словарях:

  • мечта — Мечта …   Словарь синонимов русского языка

  • мечта — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? мечты, чему? мечте, (вижу) что? мечту, чем? мечтой, о чём? о мечте; мн. что? мечты, чему? мечтам, (вижу) что? мечты, чем? мечтами, о чём? о мечтах 1. Мечта это желание, чтобы то, что вы себе… …   Толковый словарь Дмитриева

  • МЕЧТА — МЕЧТА, мечты, род. мн. не употр., жен. 1. Создание воображения, что нибудь воображаемое, мысленно представляемое. «Мечты кипят, в уме, подавленном тоской, теснится тяжких дум избыток.» Пушкин. || первонач. Призрак, видение. «Я видел страшные… …   Толковый словарь Ушакова

  • Мечта — Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Падение * Память * Победа * Поражение * Слава * Совесть * Страсть * Суеверие * Уважение * …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • мечта — Мечтание, бредни, греза, дума, видение, привидение, иллюзия, призрак, причуда, самообман, самообольщение, утопия, фантазия, химера, воздушный замок, игра воображения, сон, бред, несбыточное желание. Вдребезги разбитые иллюзии.. Ср. . См. идеал,… …   Словарь синонимов

  • мечта —         МЕЧТА созданный воображением образ чего либо ценностно важного и желанного, однако в данный момент недоступного. В психологии М. часто толкуется как разновидность воображения, обращенная к сфере желаемого отдаленного будущего. Категория М …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • мечта — мечта, мечты, мечты, мечт, мечте, мечтам, мечту, мечты, мечтой, мечтою, мечтами, мечте, мечтах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • МЕЧТА — МЕЧТА, ы, в знач. род. мн. употр. мечтаний, жен. 1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое. М. о счастье. М. сбылась. 2. ед. Предмет желаний, стремлений. М. всей жизни. 3. мечта, в знач. сказ. О чём н. очень хорошем (разг. шутл.) …   Толковый словарь Ожегова

  • МЕЧТА — МЕЧТА. Этимология слова мечта неясна. Недовольный объяснениями Маtzenauer а, Миклошича, Горяева и Преображенского, проф. Г. А. Ильинский предполагал в слове мьčьta корень *mĭk и сопоставлял его с cumikat, mìcnut , вл. mikać моргать , mik… …   История слов

  • мечта — необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение коей оказалось отсроченным; особая форма воображения, локализованная в достаточно отдаленном будущем и объединяющая… …   Большая психологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»