МАТЬ (1926)

МАТЬ (1926)

«МАТЬ», СССР, МЕЖРАБПОМ-РУСЬ, 1926, ч/б, 66 мин.
Социальная драма.
По одноименному роману М.Горького.
«Тема заимствована у М. Горького» — предупреждал вступительный титр. Но кроме темы, материала, героев литература одарила кинематографистов тем, что можно назвать стилем и духом высокого реализма.
Ясность киноязыка, простота повествования, открытая эмоциональность, наполненность, очеловеченность каждого художественного элемента. Всего — деталей, пейзажных вставок, непривычных ракурсов, поэтического монтажа. Драматург Натан Зархи мастерски преобразовал прозу в драму. Замкнул действие в кругу семьи и связал этим действием двоих — сына-революционера и мать, через слепоту, невольное предательство приходящую в Революцию. Он столкнул в контрдействии их обоих с отцом, пьяницей и черносотенцем.
Ключевая позиция здесь принадлежала матери, вот почему выбор исполнительницы на эту роль действительно решал судьбу фильма. Пудовкин решительно отклонил предложенную дирекцией студии кандидатуру характерной актрисы Малого театра Марии Блюменталь-Тамариной. Веру Барановскую, когда-то игравшую в МХТ, принял не сразу. Но, начав с ней работать именно как с актрисой переживания и убрав все актерское, открыв истинную типажность, уже не искал другой исполнительницы. У Николая Баталова, из знаменитого второго поколения Художественного театра, простота и обаяние открытого русского типажа щедро дополнялись талантом и культурой сценической работы. На роль Павла конкурентов не было. А на роль отца был приглашен чемпион по тяжелой атлетике, когда-то начинавший учиться в I Госкиношколе. Дебют Александра Чистякова у Пудовкина стал началом его кинематографической судьбы. Обращение Пудовкина к актерам мхатовской школы было обусловлено глубокой эстетической связью с нею литературы Горького.
Во второй план действия были вписаны выразительные фигуры времени — от городового до студента. Это были типажи, которые так любил Пудовкин. И, наконец, участники многолюдных, народных сцен. Какая это была массовка! Не по рассказам знающая, что такое сходка, демонстрация, ее разгон казачьей сотней, расстрел. Живую эмоциональную память о недалеком прошлом принесли в фильм рабочие Твери, Ярославля, Москвы, безвозмездно в нем снимавшиеся. Все пестрое многообразие типов и лиц составило живой портрет России, беременной Революцией.
Авторы, вопреки повести, привели к гибели не только мать, но и сына. Позднее они жалели, что не сохранили Павла для другого финала — повести его со знаменем в руках прямо к победе Революции в 1917. К счастью, в фильме нет этой ходульной формальной развязки. Знаменитая финальная сцена-метафора ледохода и демонстрации, как единого неудержимого движения к свободе, потому и прекрасна и так впечатляет, что увенчана смертью героев.
Фильм «Мать» — начало революционной трилогии Пудовкина.
В ролях: Вера Барановская (см. БАРАНОВСКАЯ Вера Всеволодовна), Николай Баталов (см. БАТАЛОВ Николай Петрович), Александр Чистяков (см. ЧИСТЯКОВ Александр Петрович), Анна Земцова, Иван Коваль-Самборский (см. КОВАЛЬ-САМБОРСКИЙ Иван Иванович), Всеволод Пудовкин (см. ПУДОВКИН Всеволод Илларионович), В. Савицкий, Н. Видонов, Ф. Иванов, Иван Бобров (см. БОБРОВ Иван), Владимир Уральский (см. УРАЛЬСКИЙ Владимир Михайлович), Александр Громов (см. ГРОМОВ Александр).
Режиссер: Всеволод Пудовкин (см. ПУДОВКИН Всеволод Илларионович).
Автор сценария: Натан Зархи (см. ЗАРХИ Натан Абрамович).
Оператор: Анатолий Головня (см. ГОЛОВНЯ Анатолий Дмитриевич).
Художник-постановщик: Сергей Козловский (см. КОЗЛОВСКИЙ Сергей Васильевич).
Композиторы: Давид Блок (см. БЛОК Давид Семенович), Тихон Хренников (см. ХРЕННИКОВ Тихон Николаевич).
Звукорежиссер: Владимир Дмитриев (см. ДМИТРИЕВ Владимир).
По проведенному опросу критиков мира в рамках Всемирной выставки в Брюсселе (1958) фильм назван восьмым, а режиссер В.Пудовкин десятым в числе лучших за историю кино; по итогам голосования молодых кинорежиссеров там же фильм назван в числе шести лучших фильмов всех времен и народов; Фильм назван третьим по итогам опроса киноведов мира, проведенного итальянским издательством «А.Мондадори» в Милане по выявлению ста лучших фильмов в истории киноискусства (1978).

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "МАТЬ (1926)" в других словарях:

  • Мать (роман Горького) — Мать Жанр: роман Автор: Горький, Максим Язык оригинала: русский Год написания: 1906[1] …   Википедия

  • Мать (фильм, 1990) — Мать Жанр драма …   Википедия

  • Мать (фильм, 1926) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мать (значения). У этого термина существуют и другие значения, см. Мать (фильм). «Мать» …   Википедия

  • Мать (фильм, 1955) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мать (фильм). Мать Жанр драма, экранизация Режиссёр Марк Донской …   Википедия

  • Мать (родитель) — Андреа Соларио. Мадонна с зелёной подушкой (около 1507, Лувр). Мать, или мама биологический и/или социальный родитель либо усыновитель женского пола. Из за многозначности термина и его различного понимания в социальном, культурном и религиозном… …   Википедия

  • Мать Тереза — Блаженная Тереза Калькуттская Имя при рождении …   Википедия

  • Мать (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мать (значения). Известно несколько фильмов с таким названием: Мать (фильм, 1919), РСФСР, режиссёр Александр Разумный Мать (фильм, 1926), СССР, режиссёр Всеволод Пудовкин Мать (фильм, 1941), СССР …   Википедия

  • 1926 год в кино — Содержание 1 Избранное кино 1.1 Мировое кино 1.2 Советское кино …   Википедия

  • Мать — Die Mutter (russischer Originaltitel Мать/Matj) ist ein halb dokumentarischer Roman von Maxim Gorki aus dem Jahr 1906/1907; er handelt von dem revolutionären Kampf des jungen Arbeiters Pawel und der damit verbundenen proletarischen… …   Deutsch Wikipedia

  • Мать-и-мачеха холодная — ? Белокопытник холодный Белокопытник холодный Научная классификация Царство: Растения …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»